Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 октября 2012 года село Большая Глушица
Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Лигостаева Д.А., с участием
прокурора Большеглушицкого района Самарской области Айтасова А.А.,
Горшкова А.И. – представителя ответчика Администрации сельского поселения Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области,
при секретаре Борзых С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-371 по иску прокурора Большеглушицкого района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области о признании незаконным действий (бездействий) администрации органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, о возложении обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора ( в порядке ст.45 ГПК РФ ),
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Большеглушицкого района Самарской области обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области об обязании совершить определенные действия, так как администрацией сельского поселения не принимаются меры по организации комплекса мер по сбору и вывозу бытового мусора и отходов потребления.
Участвующий в рассмотрении дела гражданского дела прокурор Большеглушицкого района Самарской области Айтасов А.А. пояснил следующее:
«Прокуратурой Большеглушицкого района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами на территориях муниципальных образований.
В ходе проверки установлено, что на территории с. Александровка сельского поселения Александровка имеется свалка отходов и различного мусора. Данная свалка располагается в 40 метрах от <адрес>, с фронтальной части дома во дворе. Участок местности представляет собой кучу мусора, 9 метров в длину, 8 метров в ширину, высотой 2 метра. На данном участке местности бесхозяйно свалены строительные, бытовые отходы и различный мусор, состоящий из тряпья, пластика, полиэтилена, веток деревьев, бумаги, соломы, навоза.
Согласно объяснению главы сельского поселения Александровка муниципального района Большеглушицкий Горшкова А.И., свалка представляет собой кучу (груду) бытовых, строительных отходов, мусора и т.д. В с. Александровка сельского поселения Александровка не организовано постоянное обслуживание по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов из-за отсутствия материально-технической базы. Он знает, что согласно действующему законодательству обязанность по соблюдению Санитарно-эпидемиологического благополучия населения (благоустройство населенного пункта), лежит на органах местного самоуправления сельского поселения Александровка.
Представители органов местного самоуправления сельского поселения Александровка, в том числе глава сельского поселения Александровка Горшков А.И. знают о существующих нарушениях экологического, природоохранного законодательства, однако мер по устранению закона не предпринимают.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.07 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Этой же статьей запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 2 ст.13 Федерального закона от 24.061998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяются органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Правовые основы деятельности органов местного самоуправления установлены Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот Федеральный закон предусматривает, что территория субъектов Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского поселения могут не включаться в состав территорий поселений. Территории всех поселений, за исключением территории городских округов, а также возникающие на территории с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
В соответствии со ст.ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ органы местного самоуправления наделяются полномочиями в области обращения с отходами производства и потребления в зависимости от уровня муниципального образования. На уровне городских и сельских поселений органы местного самоуправления занимаются организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.02 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения. Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение санитарно – эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что регламентировано ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Не принятие мер по организации комплекса мер по сбору и вывозу бытового мусора и отходов потребления создает повышенную опасность для населения, требует принятия незамедлительных мер по устранению допущенных нарушений в целях защиты населения от болезней, а также предотвращения вредных последствий для окружающей среды.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится участия в предупреждение и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ст.1 Закона РФ от 21.12.1994 года №68 – ФЗ «О защите прав населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае возникновения.
Таким образом, в настоящее время в сельском поселении Александровка не организован сбор и вывоз бытового мусора, что противоречит требованиям ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно ч.1 которой территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Бездействие администрации сельского поселения не соответствует требованиям действующего федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни, здоровья, принадлежащего им имущества».
Давая заключение, прокурор Большеглушицкого района Самарской области Айтасов А.А. просил суд, признать бездействие органа местного самоуправления администрации сельского поселения Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и различного мусора, расположенного в 40 метрах от <адрес>, с фронтальной части дома во дворе, незаконным. Обязать администрацию сельского поселения Александровка муниципального района <адрес> устранить допущенные нарушения, организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и различного мусора, расположенного в 40 метрах от <адрес>, с фронтальной части дома во дворе в соответствии с Санитарными нормами и правилами с территории с.Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области.
Глава сельского поселения Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области Горшков А.И. в судебном заседании иск признал.
Выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком, считает, что признание иска не противоречит закону и не нарушает интересы других лиц.
Принимая во внимание изложенное выше, руководствуясь ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Большеглушицкого района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области о признании незаконным действий (бездействий) администрации органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, о возложении обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора ( в порядке ст.45 ГПК РФ ), удовлетворить.
Признать бездействие органа местного самоуправления администрации сельского поселения Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и различного мусора, расположенного в 40 метрах от <адрес>, с фронтальной части дома во дворе, незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области устранить допущенные нарушения, организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и различного мусора, расположенного в 40 метрах от <адрес>, с фронтальной части дома во дворе в соответствии с Санитарными нормами и правилами с территории с. Александровка муниципального района Большеглушицкий Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца через Большеглушицкий районный суд Самарской области.
Председательствующий
Решение не вступило в законную силу.