РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 25 мая 2012 года село Большая Глушица Судья Большеглушицкого районного суда Самарской области Лигостаев Денис Александрович, рассмотрев в с. Большая Глушица, пл.им.60-летия Октября, 1, жалобу администрации сельского поселения Южное муниципального района Большеглушицкий Самарской области на постановление № 10 о назначении административного наказания от 13 февраля 2012 года, вынесенного начальником отделения – главным государственным инспектором муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий Самарской области по пожарному надзору подполковником внутренней службы Осиховым Андреем Васильевичем, У С Т А Н О В И Л: В отношении администрации сельского поселения Южное муниципального района Большеглушицкий Самарской области 13 февраля 2012 года начальником отделения – главным государственным инспектором муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий Самарской области по пожарному надзору подполковником внутренней службы Осиховым А.В. вынесено постановление № 10 о назначении административного наказания, согласно которому орган местного самоуправления привлечен к административной ответственности по ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 (окончательное наказание по ч.4 ст. 20.4) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей. В своей жалобе орган местного самоуправления в лице главы поселения просит указанное выше постановление отменить, ссылаясь на то, что при составлении протоколов об административных правонарушениях были нарушены нормы процессуального законодательства, кроме того, в действиях (бездействиях) органа местного самоуправления отсутствуют составы указанных выше административных правонарушений, поскольку в бюджете сельского поселения отсутствуют денежные средства в объеме необходимом для устранения нарушений норм пожарной безопасности. Суд, проверив материалы дела, установил следующее: В отношении администрации сельского поселения Южное муниципального района Большеглушицкий Самарской области 13 февраля 2012 года начальником отделения – главным государственным инспектором муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий Самарской области по пожарному надзору подполковником внутренней службы Осиховым А.В. вынесено постановление № о назначении административного наказания, согласно которому орган местного самоуправления привлечен к административной ответственности по ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 (окончательное наказание по ч.4 ст. 20.4) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей. Части 1,3,4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают: 1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. 3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. 4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 г. (РГ. 2003. 4 июля), Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 "О государственном пожарном надзоре". Статья 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" определяет содержание и порядок принятия актов, устанавливающих требования пожарной безопасности, и указывает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании пожарной безопасности. В апреле 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В указанном Законе подробно определены основные понятия, связанные с обеспечением пожарной безопасности (п. п. 1 - 49 ст. 2), установлены требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов (раздел II), зданий, сооружений и строений (раздел III), требования к производственным объектам (раздел IV) и др. Пункт 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. 4. Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний. Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение) должностных лиц и граждан. Нарушение требований пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности. В ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено: «1. К вопросам местного значения поселения относятся: 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;… …3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;.. …9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;.. В ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено: «1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения». В ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено: «1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения… 4. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи: 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; 5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации». В ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено: «1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия». В ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено: «1. В собственности муниципальных образований может находиться: ….6) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;.. …8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;… 10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;.». В ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено: «1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления». В ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено: 1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). В ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено: «1. Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией». Из Устава сельского поселения Южное муниципального района Большеглушицкий Самарской области (далее - Устав) следует, что: «В п. 1 ст. 43 Устава установлено, что администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения… В п. 2 ст. 43 Устава установлено, что администрацией поселения руководит Глава поселения на принципах единоначалия. Из ст. 44 Устава следует, что администрация поселения обеспечивает составление проекта бюджета и вносит его на утверждение Собрания представителей поселения». Таким образом, суд приходит к выводу, что Глава поселения, являясь единоличным руководителем администрации поселения, не предпринял своевременно должных мер, к решению таких вопросов местного значения как формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, путем предусмотрения в расходной части бюджета затрат на должное обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Данное обстоятельство, в свою очередь, не позволило администрации поселения как органу местного самоуправления реализовать свои функции исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Судом установлена вина именно Главы поселения в нарушениях, выявленных: - 31 января 2012 г. в 15 часов 00 мин, на территории в зданиях и сооружениях администрации сельского поселения Южное муниципального района Большеглушиикий по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. В части нарушений требований нормативных документов по пожарной безопасности установленные стандартами нормами и правилами - п. 3; 15; 31; 94; 89: 90; 107; 114 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», (утверждены Приказом МЧС РФ №313 от 18. 06. 2003г.), ст.63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ; ст. 19 Федерального закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности»; - 31 января 2012 г. в 15 часов 00 мин, на территории в зданиях и сооружениях администрации сельского поселения Южное муниципального района Большеглушицкий по адресу: <адрес>: <адрес>, в части нарушений требований нормативных документов по пожарной безопасности установленные стандартами нормами и правилами - п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», (утверждены Приказом МЧС РФ №313 от 18. 06. 2003г.), п. 4.3, 4.4 «Правил пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации - ВППБ 13-01-94; - 31 января 2012 г. в 15 часов 00 мин, на территории в зданиях и сооружениях администрации сельского поселения Южное муниципального района Большеглушицкий по адресу: <адрес>. <адрес> в части нарушений требований нормативных документов по пожарной безопасности установленные стандартами нормами и правилами - п. 3; 53 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», п. 5.1 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» НПБ 104-03, п.7.1 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» НПБ 110-03. Из пояснений представителя сельского поселения Прилепкиной М.В. следует, что главой сельского поселения и администрацией сельского поселения предпринято ряд посильных мер, в условиях дефицитного бюджета муниципального образования, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности, в подтверждении чего предоставлены документы о приобретении пожарного автомобиля, пожарного рукава, одной мотопомпы, доказательства подготовки ряда документов: реестра добровольных пожарных, положения о добровольной пожарной охране, постановления об установлении особого противопожарного режима. Суд принимает во внимание данные доказательства, но приходит также к выводу, что при условии выполнения ряда требований законодательства о пожарной безопасности, большинство из вменяемых в вину нарушений остались не выполненными, доказательств их устранения в суд не представлено, например: не приобретены мотопомпы по всем населенным пунктам, входящим в состав сельского поселения, не установлены или не отремонтированы пожарные гидранты, населенные пункты не оборудованы средствами звуковой сигнализации оповещения населения о пожаре, не устроены площадки с твердым покрытием к водоемам, по всем населенным пунктам, входящим в состав сельского поселения, не согласованы ряд локальных нормативных актов с начальником пожарной части и т.д., согласно постановлению и акта проверки. Доказательств обращения главы поселения в представительные органы местного самоуправления, по мероприятиям, направленным на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности, либо в органы местного самоуправления муниципального района, в органы власти субъекта Российской Федерации по выделению средств финансовой помощи, для мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности, суду не представлено и судом не установлено. Принимая во внимание изложенное выше, основываясь на положениях ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 43 Устава сельского поселения суд приходит также к выводу, что в нарушениях требований нормативных документов по пожарной безопасности, указанных в акте проверки, не усматривается вины органа местного самоуправления – администрации сельского поселения, что в равной мере исключает наличие состава административного правонарушения. Статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что: Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Нарушений процессуального законодательства, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении судом не установлено. Руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Р Е Ш И Л: Отменить постановление № 10 о назначении административного наказания от 13 февраля 2012 года, вынесенное начальником отделения – главным государственным инспектором муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий Самарской области по пожарному надзору подполковником внутренней службы Осиховым А.В. в отношении администрации сельского поселения Южное муниципального района Большеглушицкий Самарской области и прекратить производство по данному делу по обстоятельству, отсутствие состава административного правонарушения. Судья