Решение по жалобе по делу об административном правонарушении предусмотренном ст.20.4 ч. 1 КоАП РФ.



РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

22 августа 2012 года                 село Большая Глушица

Судья Большеглушицкого районного суда Самарской области Сашнина Н.В.,

при секретаре Устиновой Л.А.,

рассмотрев жалобу директора Муниципального унитарного предприятия Большеглушицкого района Самарской области Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Теймуразова Михаила Владимировича на постановление инспектора отделения надзорной деятельности - государственного инспектора муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий Самарской области по пожарному надзору Баранова Б.В. по делу об административном правонарушении от 31 мая 2012 года №75 по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением инспектора отделения надзорной деятельности - государственного инспектора муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий Самарской области по пожарному надзору Баранова Б.В. от 31 мая 2012 года №75 директор МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ Теймуразов М.В. привлечен к административной ответственности по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 6000 рублей.

В жалобе на указанное постановление директор МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ Теймуразов М.В. просит постановление отменить, ссылаясь на то, что он не является собственником пожарных гидрантов и не несет за них ответственность.

В судебном заседании директор МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ Теймуразов М.В. свою жалобу поддержал и просил ее удовлетворить, пояснив, что он не является собственником пожарных гидрантов и не несет за них ответственность, на балансе МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ они не стоят, им не передавались, не эксплуатируются, не заложены в статью расходов на ремонт и техническое обслуживание, документального подтверждения о передачи указанных пожарных гидрантов МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ не имеется.

Инспектор отделения надзорной деятельности - государственный инспектор муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий Самарской области по пожарному надзору Баранов Б.В. в судебном заседании жалобу директора МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ Теймуразова М.В. не признал, указав на то, что данные пожарные гидранты являются неотъемлемой частью водопроводных сетей, находящихся в хозяйственном ведении МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ, которое и должно нести ответственность за нарушения требований правил пожарной безопасности, считает вынесенное постановление законным и обоснованным и не подлежащим отмене.

Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, находит, что жалоба директора МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ Теймуразова М.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа … на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей…

В ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ устанавливается, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В силу ч.1 ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Из материалов административного дела усматривается, что 04 мая 2012 года проводилась проверка противопожарного водоснабжения села Большая Глушица Большеглушицкого района Самарской области дежурным караулом №2 ПСЧ №132 противопожарной службы Самарской области, в ходе которой выявлено ряд нарушений: при проверке противопожарного водоснабжения села Большая Глушица обнаружено восемь неисправных пожарных гидрантов обслуживаемых МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ: пожарный гидрант на пересечении <адрес> <адрес> - неисправен: (вода отсутствует), крышка люка отсутствует; пожарный гидрант на <адрес> напротив <адрес> - неисправен: (вода отсутствует), в колодце вода, на кране нет полугайки, отсутствует крышка люка; пожарный гидрант на <адрес> напротив <адрес> - неисправен: (вода отсутствует), смещена крышка люка; пожарный гидрант на <адрес> напротив <адрес> - неисправен: (вода отсутствует); пожарный гидрант на <адрес> напротив <адрес> - неисправен: (вода отсутствует), нет штока, отсутствует люк в колодце, вода в колодце; пожарный гидрант на <адрес> напротив <адрес> - неисправен: в колодце вода; пожарный гидрант на <адрес> напротив здания «Магнит» - неисправен: (вода отсутствует), пожарный гидрант смещен, не огорожен; пожарный гидрант на <адрес> напротив <адрес> - неисправен: (вода отсутствует), смещена бетонная крышка. Также при проверке противопожарного водоснабжения села Большая Глушица обнаружено четыре демонтированных ранее МУП <адрес> ФИО2 пожарных гидрантов и которые не восстановлены до сих пор, а именно: пожарный гидрант на <адрес>, около Ветлечебницы - демонтирован; пожарный гидрант на <адрес>, напротив <адрес> - демонтирован; пожарный гидрант на <адрес>, напротив Районной библиотеки и Дома Детского Творчества - демонтирован; пожарный гидрант на <адрес> - <адрес> напротив 3-х этажного жилого дома – демонтирован. Также при проверке противопожарного водоснабжения села Большая Глушица обнаружено восемнадцать пожарных гидрантов не отвечающих требованиям нормативных документов по пожарной безопасности: пожарный гидрант на <адрес> напротив <адрес> - колодец открыт и в колодце вода, нет подъезда, весь зарос высокой травой и деревьями; пожарный гидрант на <адрес> напротив <адрес> - слабая водоотдача (давление); пожарный гидрант на <адрес> напротив <адрес> - слабая водоотдача (давление) - воду забрать не представляется возможным; пожарный гидрант на пересечении улиц <адрес>, напротив СП ГБОУ СОШ <адрес> - Детский са<адрес> «Одуванчик» - слабое давление, отсутствует крышка люка; пожарный гидрант на <адрес> напротив <адрес> - слабое давление; пожарный гидрант на пересечении улиц <адрес> - слабая водоотдача (давление) - воду забрать не представляется возможным, отсутствует крышка люка; пожарный гидрант на территории ГБОУ-Большеглушицкая СОШ - слабое давление, отсутствует крышка люка; пожарный гидрант на пересечении улиц <адрес> около ГБОУ-Большеглушицкая <адрес> - слабое давление, отсутствует крышка люка; пожарный гидрант на <адрес> «<адрес> напротив ГУ СО «Большеглушицкий пансионат ветеранов войны и труда» - отсутствует крышка люка; пожарный гидрант на территории ГУ СО «Большеглушицкий пансионат ветеранов войны и труда» - исправен, отсутствует крышка люка; пожарный гидрант на <адрес> напротив <адрес>- отсутствует крышка люка; пожарный гидрант на <адрес> напротив <адрес> - смещен люк, отсутствует крышка люка; пожарный гидрант на пересечении улиц <адрес> - отсутствует крышка люка, в колодце вода; пожарный гидрант на <адрес> напротив <адрес> - отсутствует крышка люка; пожарный гидрант на <адрес> напротив <адрес> – отсутствует крышка люка; пожарный гидрант в <адрес> напротив <адрес> - слабая водоотдача (давление) - воду забрать не представляется возможным; пожарный гидрант на <адрес> напротив <адрес> - отсутствует крышка люка; пожарный гидрант на <адрес> - слабая водоотдача (давление). У всех пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним, отсутствуют соответствующие указатели, указывающие расстояние до водоисточника включая рабочие не огорожены, и не обозначены. В связи с чем возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица директора МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ Теймуразова Михаила Владимировича по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Ст.62 Федерального закона №123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.68 указанного Закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

В силу п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с требованиями ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: …создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре…

Судом установлено, что на основании договора от 20 апреля 1994 года, заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Большеглушицкого района Самарской области и Большеглушицким производственным объединением жилищно-коммунального хозяйства Самарского ТПО ЖКХ, муниципальное имущество, включающее в себя: производственные здания и сооружения, подстанции, трансформаторы, электролинии, плотина, НФС, водопроводная сеть, котельные, тепловая сеть, баня, прачечная, мастерская, автомобильный транспорт, тракторный парк, прочие основные средства, передано в хозяйственное ведение Большеглушицкого производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства Самарского ТПО ЖКХ, которое в свою очередь, приняло на себя обязательства обеспечить сохранность передаваемого имущества, его эффективное использование, осуществлять эксплуатацию в соответствии с установленными нормами и правилами, своевременно проводить капитальный и текущий ремонты.

Вместе с тем, приложенная к указанному договору инвентарная опись имущественного комплекса названных объектов коммунального хозяйства не содержит сведений о передачи в хозяйственное ведение Большеглушицкого производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства Самарского ТПО ЖКХ пожарных гидрантов.

Из сообщения администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области от 13 августа 2012 года №870 следует, что по данному договору в хозяйственное ведение был передан водопровод по <адрес> протяженностью 1100 м/<адрес> на указанный водопровод не оформлялся технический паспорт, администрация муниципального района Большеглушицкий не может сообщить о том, входят ли пожарные гидранты в систему водопровода, переданного в хозяйственное ведение Большеглушицкому производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства Самарского ТПО ЖКХ.

По договору от 27 октября 2006 года, Муниципальный район Большеглушицкий Самарской области передал в хозяйственное ведение МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ – водопровод, протяженностью 3294 м, расположенный в селе Большая Глушица Самарской области по улицам Транспортной, Строителей, Ленинградской, Красноармейской, Буровиков, Чапаевской, Юбилейной, Краснова.

Свидетель ФИО8 суду пояснила, что в соответствии с п.87 постановления Правительства РФ от 12 февраля 1999 года №167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидранта, установленных в колодцах, находящихся на обслуживании организации водопроводно-канализационного хозяйства, вносить предложения в органы местного самоуправления о закреплении за абонентами обслуживания мест размещения колодцев с пожарными гидрантам, с очисткой этих мест от мусора, снега и наледи и установкой в зимнее время деревянных конусов над колодцами с пожарными гидрантами, расположенными вне проезжей части улиц; уведомлять органы местного самоуправления и территориальные подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о невозможности использования пожарных гидрантов из за отсутствия или недостаточности напора воды в случае проведения ремонта или возникновения аварии на водопроводных сетях, однако ни администрации сельского поселения Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, ни администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области, ни МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ пожарные гидранты и другое оборудование не передавалось.

По утверждению свидетеля ФИО6 пожарные гидранты должны входить в водопроводные сети, но в МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ они не передавались.

Свидетель ФИО7 суду пояснил, что водопроводная сеть изначально строилась в 1970 году для завода сухого молока, строили «Самарские сети», поэтому проекта в администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области, администрации сельского поселения Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области нет, пожарные гидранты ни в ПОЖКХ, ни в администрацию сельского поселения Большая Глушица не передавались.

Довод инспектора отделения надзорной деятельности - государственного инспектора муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий Самарской области по пожарному надзору Баранова Б.В. о том, что спорные пожарные гидранты являются неотъемлемой частью водопроводных сетей, судом не может быть принят во внимание, в силу следующего.

В материалах дела отсутствуют сведения о передачи указанных пожарных гидрантов в МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ.

Таким образом, поскольку спорные пожарные гидранты в собственность и на обслуживание МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ не передавались, последнее не является ответственным лицом, обязанным содержать их в исправном состоянии.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что директор МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ Теймуразов М.В. не может быть отнесен к числу лиц, несущих в силу ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, следовательно, он не является и субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, его действия (бездействие) не образуют состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление инспектора отделения надзорной деятельности - государственного инспектора муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий Самарской области по пожарному надзору Баранова Б.В. от 31 мая 2012 года №75 нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ при отмене постановления по делу об административном правонарушении производство по делу подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Отменить постановление по делу об административном правонарушении №75 от 31 мая 2012 года инспектора отделения надзорной деятельности - государственного инспектора муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий Самарской области по пожарному надзору Баранова Б.В. по

ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ в отношении директора Муниципального унитарного предприятия Большеглушицкого района Самарской области Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Теймуразова Михаила Владимировича, и прекратить производство по делу по

п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

    

    Судья