решение от 29 сентября 2010года



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Б-Березники 29 сентября 2010 года

Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего федерального судьи Кунаева А.Н.,

с участием в деле:

помощника прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия Чибиркина Д.О.,

Главы администрации Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия А. Е. Н.

при секретаре судебного заседания Губанищевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия, в интересах неопределенного круга лиц в порядке статьи 254 ГПК Российской Федерации, о признании незаконным бездействие администрации Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия,

установил:

Прокурор Большеберезниковского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением, в порядке статьи 254 ГПК Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия. Указав, что ими проведена проверка экологического и земельного законодательства в результате которой установлены места несанкционированного складирования отходов производства и потребления по берегам реки Кша по ул................... и .................. с................... Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия. Границы с. .................. подтверждены приложением 1 к Закону Республики Мордовия Номер от Дата г.

Общая площадь поверхности почвы, на которых размещено место несанкционированного складирования твердо - бытовых отходов составляет около 200 квадратных метров.

В жилой зоне ул................... и ул................... не оборудованы места временного хранения твердых бытовых отходов (отсутствуют контейнеры), не определен порядок сбора, временного хранения вывоза отходов, что и привело к образованию несанкционированных свалок по берегам р.Кша.

В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно статьёй 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 8, 13 ФЗ (Об отходах производства и потребления») к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Несвоевременная очистка от мусора территорий угрожает основам охраны здоровья человека, нарушает благоприятное состояние окружающей среды, что приводит к нарушениям ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 29 июня 1998 года.

Согласно пункта 1 части первой статьи 51 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и. потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Загрязнение поверхности почвы твердо - бытовыми отходами отличается от многих других техногенных воздействий тем, что оно дает постепенную нагрузку на среду, не вызывая быструю ответную реакцию. В уплотненных слоях ТБО идут процессы разложения и минерализации органических веществ, сопровождающиеся выделением в атмосферу газов, в том числе метана и сероводорода, образованием токсичного фильтрата, стекающего по рельефу и поступающего в подземные горизонты. В составе мусора могут оказаться ядовитые вещества, такие, как ртуть или другие тяжелые металлы, химические соединения, которые растворяются в дождевых и снеговых водах и затем попадают в водоемы и грунтовые воды.

Реальные последствия для почв, при накоплении в них различных компонентов твердо-бытовых отходов изучены далеко не полно, однако известно, что поступление в почву компонентов, образующихся в результате разложения и минерализации органических веществ, вызывает изменение физических, химических, биологических свойств и характеристик почвы. Всё это неизбежно вызывает снижение и даже полную утрату почвенного плодородия. В результате нарушения почвенного покрова и растительности усиливаются нежелательные процессы - эрозия почв и их деградация.

Таким образом, актуальность своевременной очистки от мусора и определение порядка сбора, временного хранения и вывоза отходов, на вышеуказанных территориях очевидна.

Согласно п.п.24, 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих, принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г, № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц заключается в следующем: в соответствии со статьями 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Функционирование несанкционированной свалки бытовых отходов без проекта и соответствующего заключения экологической экспертизы, а также отсутствие организации планового сбора и вывоза бытовых отходов нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Большеберезниковского сельского поселения, так как нарушение экологического и земельного законодательства влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды, биологическую скудность и ограниченность природных ресурсов, что в результате ущемляет потребности нынешнего и будущих поколений.

Вышеуказанные факты являются основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в порядке статьи 254 ГПК Российской Федерации о признании бездействия администрации Большеберезниковского сельского поселения - в части отсутствия организации планового сбора и вывоза отходов потребления в населенных пунктах поселения, а также в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории Большеберезниковского сельского поселения незаконным.

В судебном заседании помощник прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия Чибиркин Дмитрий Олегович заявление прокурора поддержал по тем же основаниям, просил суд:

-признать бездействие администрации Большеберезниковского сельского поселения в части отсутствия организации планового сбора и вывоза отходов потребления в пределах поселения, а также в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования с. Большие Березники Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия незаконным;

- обязать администрацию Большеберезниковского сельского поселения организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора по берегам р.Кша в жилой зоне ул.Садовая и Мостовая;

-обязать администрацию Большеберезниковского сельского поселения ликвидировать несанкционированные свалки и привести земельный участок в пригодное для использования состояние.

В судебном заседании Глава администрации Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия Агапкина Елена Николаевна заявленные требования прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия признала полностью.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации и статьёй 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Согласно статьям 1 и 51 Федерального Закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий. Отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Основным путем поступления возбудителей паразитарных болезней на объекты окружающей среды являются твердые бытовые отходы. Охрана окружающей среды от обсеменения яйцами и личинками гельминтов, цистами кишечных патогенных простейших обеспечивается проведением мероприятия по сборам, хранению и обеззараживанию твердых бытовых отходов. Правовая охрана земель- установление системы организационно-правовых и экономических мер, направленных на сохранение земель как важнейшего объекта окружающей природной среды, включающей в качестве главной составной части правовое регулирование порядка землепользования, а также установление и применение мер юридической ответственности за нарушение обязанностей по рациональному использованию и охране земель.

Целями охраны земель, согласно пункту 2 статьи 12 Земельного Кодекса Российской Федерации являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению.

В соответствии с положениями части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 18 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Помощником прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия Чибиркиным Д.О. 20 сентября 2010 года была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в результате которой были установлены места несанкционированного складирования отходов производства и потребления по берегам реки Кша в жилой зоне ул................... и .................. села .................., площадью 200 кв.м., на что был составлен Акт проверки исполнения природоохранного законодательства. К данному Акту прилагается фототаблица, состоящая из восьми снимков, на которых наблюдается место складирования отходов производства и потребления и не видны контейнеры, для временного хранения твердых бытовых отходов.

Указанные обстоятельства препятствуют реализации конституционного права жителей поселения на благоприятную окружающую среду.

Согласно требований части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Поскольку состав населения муниципального образования постоянно изменяется, круг лиц нельзя индивидуализировать и привлечь в процессе в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них, в соответствии со статьёй 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Суд считает, что исследованными в ходе судебного заседания доказательствами доводы прокурора нашли свое подтверждение и поэтому есть все основания для удовлетворения заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 257-258 ГПК Российской Федерации, статьёй 42 Конституции Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия, в интересах неопределенного круга лиц, в порядке статьи 254 ГПК Российской Федерации, о признании незаконным бездействие администрации Большеберезниковского сельского поселения, Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в части отсутствия организации планового сбора и вывоза отходов потребления в пределах поселения, а также в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования с................... Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия незаконным.

Обязать администрацию Большеберезниковского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора по берегам реки Кша в жилой зоне улиц .................. и ..................

Обязать администрацию Большеберезниковского сельского поселения в срок до 30 ноября 2010 года ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные по брегам реки Кша в жилой зоне улиц .................. и .................. села .................. Большеберезниковского района Республики Мордовия и привести земельный участок в пригодное для использования состояние.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий: