Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Б-Березники ДД.ММ.ГГГГ
Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Кунаева А.Н.,
при секретаре Губанищевой Т.А.,
с участием истицы - Дрыгиной Татьяны Александровны,
представителя ответчика - юрисконсульта ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия Р. Т. В., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дрыгиной Татьяны Александровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
Дрыгина Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости указав, что 12 января 2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется на дату обращения не менее 25 лет, имеется, по мнению ответчика, 24 года 3 месяца 10 дней. В специальный стаж ответчик не включил периоды работы в должности старшей пионервожатой в Старонайманской средней школе с 01 сентября 1982 года по 01 июля 1984 года. Считает решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения периода работы в должности старшей пионервожатой незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17 декабря 1959 года №1397, принятого в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 12 июля 1956года, работа в должности пионервожатого (старшего пионервожатого) засчитывались в стаж, дающей право на пенсию по выслуге лет. В последующие постановления Правительства РФ от 06 сентября 1991года №463 и от 22 сентября 1999года №1067 указанная должность, как дающая право на получение пенсии по выслуге лет, включена не была. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953 установлено, что с 1 октября 1993 года на территории Российской Федерации Постановление Совмина СССР №1397 не применяется. Однако до принятия закона РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях» работа в указанной должности давала право на пенсию за выслугу лет. Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение условий установления пенсии в данном случае является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указаниями в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Это подтверждено и постановлением Конституционного суда РФ №2-П от 29 января 2004года, согласно которому, если в период времени работы человек имел право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, возможно применение старого законодательства.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительством РФ от 29 октября 2002 года №781, где прямо оговорены принципы досрочного назначения трудовой пенсии по старости лица в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Считает, что комиссия по назначению пенсии незаконно исключила у нее из стажа период работы в должности старшей пионервожатой.
Таким образом, истица считает, что есть все основания для включения в педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы в должности старшей пионервожатой.
В судебном заседании Дрыгина Т.А. свои исковые требования поддержала по тем же основаниям, суду показала, что в спорный период она работала в должности старшей пионервожатой в Старонайманской средней школе. Данная должность связана с педагогической деятельностью по работе с детьми и осуществлялась в государственных и муниципальных учреждениях образования для детей, поэтому имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии. Считает, что ей необоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Просит удовлетворить её исковое заявление и включить в педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы в должности старшей пионервожатой, и назначить ей пенсию с момента обращения с заявлением к ответчику, а именно с 12 января 2010 года.
В судебном заседании представитель ответчика Р. Т. В. исковые требования не признала, суду показала, что период работы в должности старшей пионервожатой с 01 сентября 1982 года по 01 июля 1984 года не включен в специальный стаж, поскольку Дрыгина Т.А. не представила доказательств, что должность пионервожатой относится к числу должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме на основании следующего:
Согласно записям в трудовой книжке Дрыгина Т.А. 01 сентября 1982 года принята старшей пионервожатой в Старонайманскую среднюю школу; 01 июля 1984 года уволена с работы согласно личному заявлению, в связи с переменой места жительства (л.д.11).
Данный факт подтверждается архивной справкой Большеберезниковского муниципального архива, из которой следует, что в документах архивного фонда №3 «Отдел образования администрации Большеберезниковского района МАССР» в Книге приказов по Большеберезниковскому РОНО за 1982-1984 годы имеются сведения о работе Дрыгиной Т.А.:
- приказом №1 от 13 сентября 1982 года Дрыгина Т.А. назначена старшей пионервожатой в Старонайманскую среднюю школу с 13 сентября 1982 года;
- приказом №84 от 06 августа 1984 года Дрыгина Т.А. уволена с работы в связи с переездом на другое место жительства с 01 июля 1984 года.
В соответствии со статьей 55 Федерального закона «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получении пенсии за выслугу.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что Дрыгина Т.А. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости 12 января 2010 года.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия № от ДД.ММ.ГГГГ Дрыгиной Татьяне Александровне отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, требуется на дату обращения не менее 25 лет, имеется 24 года 03 месяца 10 дней. Не засчитаны в специальный стаж периоды работы в Старонайманской средней школе в должности старшей пионервожатой с 01 сентября 1982 года по 01 июля 1984 года; в должности учителя начальных классов в период нахождения в учебном отпуске со 02 ноября 1987 года по 04 ноября 1987 года.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Ответчиком не засчитан в специальный стаж период работы Дрыгиной Т.А. в должности старшей пионервожатой, поскольку по мнению ответчика, должность старшей пионервожатой, в которой она работала в спорный период, не включена в вышеуказанный Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В период работы Дрыгиной Т.А. с 01 сентября 1982 года по 01 июля 1984 года, действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Таким образом, истица имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Согласно результатам проведенной государственной экспертизы от 26 марта 2010 года работа, выполняемая Дрыгиной Т.А. в период с 01 сентября 1982 года по 01 июля 1984 года в качестве старшей пионервожатой в Старонайманской средней школе Большеберезниковского района Республики Мордовия по своему характеру соответствует работе «штатной пионервожатой», предусмотренной пунктом 2 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» как работа учителей и других работников просвещения в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения к ответчику, то есть 12 января 2010 года специальный трудовой стаж Дрыгиной Т.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости составил более 25 лет.
В силу ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как следует из отказного пенсионного дела, Дрыгина Т.А. со всеми документами обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 12 января 2010 года. Судом установлено, что на дату обращения она имела необходимый специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Поэтому суд считает необходимым обязать ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с 12 января 2010 года.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Пенсионный фонд является государственным учреждением и не подпадает под перечень лиц, которые освобождаются от уплаты госпошлины. Поэтому суд в соответствии со ст.103 ГПК РФ взыскивает с ответчика в пользу Дрыгиной Т.А. госпошлину в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дрыгиной Татьяны Александровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения периодов работы Дрыгиной Татьяны Александровны в Старонайманской средней школе в должности старшей пионервожатой с 01 сентября 1982 года по 01 июля 1984 года признать незаконным и отменить.
Зачесть Дрыгиной Татьяне Александровне в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы в Старонайманской средней школе Большеберезниковского района Республики Мордовия в должности старшей пионервожатой с 01 сентября 1982 года по 01 июля 1984 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Дрыгиной Татьяне Александровне досрочную трудовую пенсию по старости с 12 января 2010 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Дрыгиной Татьяны Александровны возврат госпошлины в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий: