Дело № 2-128/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ с.Б.Березники Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Камакина В.Л., при секретаре судебного заседания Коробовой Е.М., с участием в деле: представителя истца - Прокуратуры Большеберезниковского района Республики Мордовия Кандрина А.И., ответчика ИП Симоновой Натальи Николаевны рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в защиту прав неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Симоновой Наталье Николаевне об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия с исковым заявлением об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите маломобильных групп населения в том числе инвалидов. В исковом заявлении указано, что прокуратурой Большеберезниковского района РМ проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите маломобильных групп населения, в том числе инвалидов в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо oт организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно ст. 2 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-Ф"З к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности относится, в том числе, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ ""Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильпых групп населения" (далее - СПиП 35-01-2001). утвержденные постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 г. N 73 относят к маломобильпым группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
СНиП 35-01-2001, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема (раздел 3, пункты 3.9,3.14,3.17,3.27-3.33).
Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 5126)1 (пункт 3.14 СПиН 35-01-2001). Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (пункт 3.32 СНиП 35-01-2001 ).
К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильпых групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильпым посетителям»; CJI 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и магазин ИП Симоновой Н.Н., расположенный по <адрес>
Проверкой установлено, что в вышеуказанном магазине ИП Симонова Н.Н. пандус при входе в здание отсутствует, что препятствует предусмотренной законодательством возможности доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права маломобильных групп населения, в том числе инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, что в свою очередь, посягает па право указанной категории граждан па социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав.
В своем исковом заявлении прокурор района в соответствии со статьей 45 ГПК РФ просит суд признать незаконным бездействие ИП Симоновой Н.Н. по не обеспечению возможности доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - магазину, расположенного по <адрес> и обязать индивидуального предпринимателя Симонову Н.Н. в 2- х месячный срок обеспечить беспрепятственный доступ в магазин, расположенный по <адрес> путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия Кандрин А.И. исковые требования поддержал в полном объеме, по указанным выше основаниям.
Индивидуальный предприниматель Симонова Н.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме, о чем представила соответствующее заявление.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, исследовав письменные документы, принимая признание иска ответчиком суд считает исковые требования прокурора Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия подлежащими удовлетворению.
В материалах дела имеется надлежаще оформленный акт проверки прокуратурой района исполнения законодательства о социальной защите инвалидов с фотоснимком, фиксирующим отсутствие пандуса при входе в помещение магазина.
В соответствии с частью 2 статьи 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчик, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд принимает признание иска ответчицей Симоновой Н.Н., поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно статьи 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Согласно статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Суд считает необходимым взыскать с Симоновой Н.Н. в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в защиту прав неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Симоновой Наталье Николаевне об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите маломобильных групп населения в том числе инвалидов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ИП Симоновой Натальи Николаевны по не обеспечению возможности доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - магазину, расположенному по <адрес>.
Обязать индивидуального предпринимателя Симонову Наталью Николаевну в двухмесячный срок обеспечить беспрепятственный доступ в магазин, расположенный по <адрес> путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Взыскать с ИП Симоновой Натальи Николаевны в бюджет Борльшеберезниковского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Мордовия через Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия.
Судья Большеберезниковского районного суда В.Л. Камакин