Решение об отказе в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело №2-336/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2011 года с.Большие Березники

Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия

в составе:

председательствующего – судьи Камакина В.Л.,

с участием секретаря судебного заседания – Коробовой Е.М.,

с участием в деле:

истицы Белоглазовой Н.М.,

ответчика – ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия, его представителя специалиста-эксперта З.Т.Г., представившей доверенность от 11 января 2011 года №1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоглазовой Натальи Михайловны к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 11 ноября 2011 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, зачете в специальный стаж период работы в Большеберезниковской ЦРБ в должности воспитателя с 23 декабря 1997 года по 14 октября 2002 года,

установил:

Белоглазова Н.М. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 11 ноября 2011 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, зачете в специальный стаж период работы в Большеберезниковской ЦРБ в должности воспитателя с 23 декабря 1997 года по 14 октября 2002 года.

В обоснование исковых требований Белоглазова Н.М. указала, что решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 11 ноября 2011 года №63 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.

В специальный стаж ответчиком не были засчитаны период ее работы в должности воспитателя в Большеберезниковской центральной районной больнице с 23 декабря 1997 по 14 октября 2002 года, поскольку наименование учреждений не соответствует Списку 781 от 29 октября 2002 года.

Считает данный отказ незаконным и необоснованным. В соответствии с записью в трудовой книжке истица была принята 23 декабря 1997 года в Большеберезниковскую ЦРБ временно воспитателем, 16 марта 1998 года переведена на указанную должность постоянно. В спорный период выполняла функции, связанные с педагогической деятельностью, повышала свою квалификацию.

Просила суд признать незаконным решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 11 ноября 2011 года №63 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, зачесть в специальный стаж периоды работы с 23 декабря 1997 года по 14 октября 2002 года в должности воспитателя в Большеберезниковской ЦРБ, и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения к ответчику.

В судебном заседании истица Белоглазова Н.М. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить иск в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия З.Т.Г. относительно исковых требований Белоглазовой Н.М. возразила, просила суд в удовлетворении иска отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Белоглазовой Н.М. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 03 ноября 2011 года истица Белоглазова Н.М. обратилась с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 11 ноября 2011 года №63 Белоглазовой Н.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, требуется 25 лет, имеется 19 лет 11 месяцев 29 дней.

В специальный стаж истицы ответчиком не были зачтены периоды ее работы в должности воспитателя в Большеберезниковской центральной районной больнице с 23 декабря 1997 по 14 октября 2002 года, поскольку наименование учреждений не соответствует Списку 781 от 29 октября 2002 года.

Суд считает, что данное решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия является обоснованным по следующим мотивам.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При определении права на пенсию включается не любая педагогическая деятельность, а лишь та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком.

В силу статьи 12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Положение подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года) реализуется через Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, которым были утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность воспитатель, однако в разделе «наименование учреждений» не предусмотрены лечебные учреждения, а именно больницы и детские отделения в больницах.

Ранее Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других образовательных учреждениях для детей давала право на выслугу лет, были утверждены Постановлением Правительства РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067. В разделе «наименование учреждений» вышеуказанных Списков отсутствуют лечебные учреждения.

Лечебные учреждения входили в ПЕРЕЧЕНЬ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Перечень 1959 года потерял свою силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №953, которым

установлено, что с 01 октября 1993 года на территории Российской Федерации указанный перечень не применяется.

Из имеющихся в материалах дела ксерокопии трудовой книжки Белоглазовой Н.М. (л.д.7-12) следует, что она принята временно на должность воспитателя в Большеберезниковскую ЦРБ 23 декабря 1997 года (Приказ №91 от 20 декабря 1997 года),

16 марта 1998 года переведена на постоянную работу в должности воспитателя (Приказ №31А от 16 марта 1998 года), 14 октября 2002 года Белоглазова Н.М. уволена с занимаемой должности в связи с сокращением численности (штата) работников (Приказ №63 от 14 октября 2002 года).

Свидетели П.Т.А.., П.Н.Ф.. суду показали, что Белоглазова Н.М. работала в детском отделении «Большеберезниковской ЦРБ» воспитателем. Она организовывала досуг для детей, со школьниками выполняла домашнее задание. На тот момент единица воспитателя была в ЦРБ в штатном расписании, в 2002 году должность воспитателя сократили.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля И.С.В. суду показала, что работает в детском отделении Большеберезниковской ЦРБ врачом-педиатром, Белоглазову Н.М. хорошо знает. Истица работала воспитателем в детском отделении Большеберезниковской ЦРБ полный рабочий день, единица была штатной. Белоглазова Н.М. организовывала досуг для детей, которые находились на стационарном лечении. В отделении была специальная оборудованная комната. В 2002 году Белоглазова Н.М. в связи с сокращением численности штата была уволена.

Факт работы Белоглазовой Н.М. в должности воспитателя в Большеберезниковской ЦРБ подтверждается и допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля Б.О.В., которая указала на работу истицы в должности воспитателя Большеберезниковской ЦРБ. Данная единица была штатная, нагрузка семичасовая, то есть полный рабочий день. Белоглазова Н.М. занималась непосредственно с детьми, организовывала досуг. Со школой договоры не заключались. В 2002 году единицу воспитателя сократили.

Таким образом, судом установлено, что Белоглазова Н.М. в период с 23 декабря 1997 года по 14 октября 2002 года работала в Большеберезниковской центральной районной больнице в должности воспитателя. Больница не является образовательным учреждением для детей, и не предусмотрено ни в одном из вышеперечисленных Списков.

Действующее законодательство, как и пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", не предусматривает возможности установления соответствия учреждения наименованию другого учреждения, нежели того, в котором работал гражданин. И в данном случае основанием для отказа во включении в стаж спорного периода служит именно то обстоятельство, что организации больницы, в которых истица осуществляла свою деятельность, как таковые не являются образовательными учреждениями не предусмотрены соответствующими Списками.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Сам перечень расширительному толкованию не подлежит, поэтому оснований для удовлетворения требований истицы о включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, оспариваемых периодов работы, у суда не имеется.

В силу статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Поскольку на момент обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии – 03 ноября 2011 года, у Белоглазовой Н.М. не имелось специального стажа, необходимого для назначения пенсии, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право у истицы не возникло, следовательно, оно и не могло быть нарушено.

При таких обстоятельствах, исковые требования Белоглазовой Н.М. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении исковых требований Белоглазовой Наталье Михайловне к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 11 ноября 2011 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, зачете в специальный стаж период работы в Большеберезниковской ЦРБ в должности воспитателя с 23 декабря 1997 года по 14 октября 2002 года.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий В.Л.Камакин