Решение от 23.01.2012 года о назначении досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Большие Березники 23 января 2012 года

Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Камакина В.Л.,

при секретаре Коробовой Е.М.,

с участием истца – Лямзина Сергея Александровича,

представителя истца – заместителя председателя Мордовского Рескома профсоюза работников народного образования и науки К.В.В.,

представителя ответчика – специалиста-эксперта ГУ – Управление пенсионного фонда России в Большеберезниковском районе Республики Мордовия З.Т.Г., действующей по доверенности №1 от 10 января 2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лямзина Сергея Александровича к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Лямзин С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование исковых требований указал, что 21 ноября 2011 года он обратился с заявлением в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии, так как специальный педагогический стаж работы в государственных и муниципальных учреждениях образования по работе с детьми составляет более 25 лет.

Решением от 30 ноября 2011 года за №134390/70 ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано в соответствии с п.п.19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2003 года №173-ФЗ из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется на дату обращения 25 лет, по мнению ответчика, имеется 22 года 01 месяц 21 день.

В специальный стаж ответчик не включил периоды работы в должности заведующего организационным отделом Большеберезниковского РК ВЛКСМ с 04 августа 1986 года по 29 сентября 1989 года, а также службу в СА с 10 мая 1979 года по 04 мая 1981 года, поскольку занимаемая должность и наименование учреждения не соответствуют Списку от 29 октября 2002 года №781, а также не имеется оснований и по постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, так как периоды работы, перечисленные в п.1,2,3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 подлежат зачету в льготный стаж при соблюдении п.4 Положения, то есть при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с постановлением №1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, поименованных в Перечне. При этом 2/3 стажа исчисляется по состоянию на 30 сентября 1993 года, то есть на период действия данного постановления.

С решением Пенсионного фонда по Большеберезниковскому муниципальному району в части не включения указанных периодов, истец не согласен и считает его незаконным, поскольку занимал и занимает должность, связанную с педагогической деятельностью по работе с детьми и имеет стаж более 25 лет. Педагогическую работу осуществлял в государственных и муниципальных учреждениях образования для детей. Кроме этого, Решение ответчика не может превышать закон «Об образовании», где указано, что право на пенсию за выслугу лет педагогические работники имеют при стаже работы с детьми не менее 25 лет.

Назначение трудовых пенсий в связи с педагогической деятельностью досрочно осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, которым не предусматривается включение в требуемый стаж работы в должности освобожденного заведующего организационным отделом комитета ВЛКСМ. Данная должность входила в перечень профессий работников просвещения, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В последующие перечни (1991г., 2002г.) должность освобожденного работника комитета ВЛКСМ не включалась.

Согласно подпункту «а» пункта 1 названного Положения предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских организациях, а подпунктом «г» засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В силу части второй статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение условий установления пенсии в данном случае является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указаниями в части третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Просит:

- признать Решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 30 ноября 2011 года за №134390/70 в части отказа о включении периодов работы, незаконным и отменить;

- зачесть в специальный стаж периоды работы в должности заведующего организационным отделом Большеберезниковского РК ВЛКСМ с 04 августа 1986 года по 29 сентября 1989 года, а также службу в СА по призыву с 10 мая 1979 года по 04 мая 1981 года;

- обязать ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением от 21 ноября 2011 года к ответчику;

- взыскать в пользу истца государственную пошлину в сумме 200 рублей.

В судебном заседании истец Лямзин С.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель истца - К.В.В., исковые требования поддержали в полном объёме, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что период работы Лямзина Сергея Александровича в должности заведующего организационным отделом Большеберезниковского РК ВЛКСМ с 04 августа 1986 года по 29 сентября 1989 года, а также период службы в рядах Советской Армии с 10 мая 1979 года по 04 мая 1981 года необходимо включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку данные периоды приходились на период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397.

Согласно подпункту «а» пункта 1 названного Положения предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских организациях, а подпунктом «г» засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.

С учетом включения спорных периодов в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии у истца на 01 января 2002 года стаж составит 17 лет, то есть будут соблюдены условия пункта 4 Положения.

В судебном заседании представитель ответчика З.Т.Г. исковые требования не признала, суду показала - что согласно закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение пенсии по старости независимо от возраста предоставляется лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, при наличии специального стажа на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии, в случае с истцом, не менее 25 лет, а у него имелось только 22 года 01 месяц 21 день. Не включены в специальный стаж периоды работы истца в должности заведующего организационным отделом Большеберезниковского РК ВЛКСМ с 04 августа 1986 года по 29 сентября 1989 года, а также службу в СА по призыву с 10 мая 1979 года по 04 мая 1981 года, поскольку занимаемая должность и наименование учреждения не соответствует Списку от 29 октября 2002 года №781.

В период действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которое действовало до 01 октября 1993 года, было сохранение права на включение в специальный стаж периодов выборной должности и служба в Советской Армии, приходящиеся на период действия указанного постановления, но с учётом условий, которые были предусмотрены данным Положением. Согласно пунктам 1, 2 и 4 Положения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 предусмотрено, что периоды выборной должности и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определённом условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходилось на работу в учреждениях, организациях и в должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, при этом 2/3 стажа исчисляется по состоянию на 30 сентября 1993 года. На 30 сентября 1993 года у истца имелся стаж, требуемый для назначения пенсии за выслугу лет – 8 лет.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Из материалов дела следует, что 21 ноября 2011 года истец Лямзин С.А. обратился с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 30 ноября 2011 года №134390/70 Лямзину С.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, требуется 25 лет, имеется 22 года 01 месяц 21 день.

В специальный стаж ответчик не включил периоды работы Лямзина С.А. в должности заведующего организационным отделом Большеберезниковского РК ВЛКСМ с 04 августа 1986 года по 29 сентября 1989 года, а также службу в СА с 10 мая 1979 года по 04 мая 1981 года, поскольку занимаемая должность и наименование учреждения не соответствуют Списку от 29 октября 2002 года №781, а также не имеется оснований и по постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, так как периоды работы, перечисленные в п.1,2,3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 подлежат зачету в льготный стаж при соблюдении п.4 Положения, то есть при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с постановлением №1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, поименованных в Перечне. При этом 2/3 стажа исчисляется по состоянию на 30 сентября 1993 года, то есть на период действия данного постановления.

Суд считает, что данное решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия в части не включения спорных периодов в специальный стаж является необоснованным по следующим мотивам.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 предусмотрена должность преподавателя училищ всех наименований.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Из имеющихся в материалах дела ксерокопии трудовой книжки Лямзина С.А. (л.д.9-11) следует, что он 28 марта 1983 года принят в колхоз «Путь Ильича» Большеберезниковского района МАССР (Приказ №3 от 28 марта 1983 года), 02 августа 1986 года освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на комсомольскую работу (приказ №7 от 31 июля 1986 года), 04 августа 1986 года избран заведующим организационного отделом РК ВЛКСМ (решение V11 Пленума от 27 августа 1986 года), 29 сентября 1989 года Лямзин С.А. освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на педагогическую работу (решению БЮРО №35 от 11 октября 1989 года), 03 октября 1989 года принят на работу в Большеберезниковский филиал Сабур-Мачкасское СПТУ-2 в качестве преподавателя физического воспитания (приказ №742 от 03 октября 1989 года), 02 января 1990 года переведен переводом в Большеберезниковское училище преподавателем (приказ №45 от 02 января 1990 года), 02 января 1990 года принят переводом в Большеберезниковское ПТУ-27 преподавателем физического воспитания (приказ №1 от 02 января 1990 года), 12 сентября 2006 года принят на работу в Большеберезниковский филиал в порядке перевода в качестве преподавателя (приказ №97 от 26 октября 2006 года).

Согласно справке, выданной заведующим филиалом ГОУ НПО «ПУ-11» Лямзин С.А. 02 декабря 1960 года рождения, работает в учебном заведении в качестве преподавателя специальных дисциплин с 12 сентября 2006 года по настоящее время (л.д.26).

В документах архивного фонда Большеберезниковского райкома ВЛКСМ РСФСР, в протоколах пленумов Большеберезниковского райкома ВЛКСМ за 1986 год, в протоколах заседаний бюро Большеберезниковского райкома ВЛКСМ за 1989 год, имеются сведения о Лямзине С.А., а именно: постановлением пленума Большеберезниковского райкома ВЛКСМ от 29 ноября 1986 года, Лямзин С.А. утвержден заведующим отделом комсомольских организаций Большеберезниковского райкома ВЛКСМ; постановлением №1а, принятым бюро Большеберезниковского райкома ВЛКСМ 11 сентября 1989 года и утвержденным на заседании бюро Большеберезниковского райкома ВЛКСМ Лямзин С.А. освобожден с 11 октября 1989 года от обязанностей заведующего отделом комсомольских организаций Большеберезниковского райкома ВЛКСМ в связи с переходом на другую работу (военным руководителем СПТУ-2).

Суд считает, что период работы в должности заведующего организационным отделом Большеберезниковского РК ВЛКСМ с 04 августа 1986 года по 29 сентября 1989 года подлежит включению в педагогический стаж Лямзина С.А., поскольку Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» кроме работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам засчитывались, в частности периоды выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах.

В соответствии с Приказом Минобразования СССР от 27 августа 1987 года №605 утвержден Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах ССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, где преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без всяких условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности: секретаря, заведующего, заместителя заведующего отделом, сектором, архивом, инструктора, лектора пропагандиста крайкома, обкома, горкома, райкома КПСС или ВЛКСМ и др..

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лямзин С.А. проходил срочную службу в период с 10 мая 1979 года по 04 мая 1981 года в в/ч53933 на должностях рядового и сержантского состава.

Время службы в рядах Советской Армии Лямзина С.А. также включается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Доводы Пенсионного фонда о том, что период работы Лямзина С.А. в выборной должности и служба в Советской Армии могут быть включены в специальный стаж работы по специальности только при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, нельзя признать обоснованными. Поскольку, суд считает, что период работы Лямзина С.А. в выборной должности и служба в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работника, вышеназванные периоды подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Таким образом, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях не нарушения права гражданина на социальное обеспечение за период до 01 января 2002 года, согласно правовой позиции Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

Положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения к ответчику, то есть 21 ноября 2011 года специальный трудовой стаж Лямзина С.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости составил 27 лет.

В силу статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как следует из отказного пенсионного дела, Лямзин С.А. со всеми документами обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 21 ноября 2011 года. Судом установлено, что на дату обращения он имел необходимый специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Поэтому суд считает необходимым обязать ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с 21 ноября 2011 года.

Согласно статье 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК Российской Федерации.

Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Пенсионный фонд является государственным учреждением и не подпадает под перечень лиц, которые освобождаются от уплаты госпошлины. Поэтому суд в соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации взыскивает с ответчика в пользу Лямзина С.А. госпошлину в размере 200 рублей.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Лямзина Сергея Александровича – удовлетворить.

Решение Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия №134390/70 от 30 ноября 2011 года в части не включения периодов работы Лямзина Сергея Александровича в должности заведующего организационным отделом Большеберезниковского РК ВЛКСМ с 04 августа 1986 года по 29 сентября 1989 года, а также службу в Советской Армии с 10 мая 1979 года по 04 мая 1981 года признать незаконным и отменить.

Зачесть Лямзину Сергею Александровичу в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в должности заведующего организационным отделом Большеберезниковского РК ВЛКСМ с 04 августа 1986 года по 29 сентября 1989 года, а также службу в Советской Армии с 10 мая 1979 года по 04 мая 1981 года.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Лямзину Сергею Александровичу досрочную трудовую пенсию по старости с 21 ноября 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Лямзина Сергея Александровича возврат госпошлины в сумме 200 (двести) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Большеберезниковского районного суда

Республики Мордовия В.Л.Камакин