Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Большие Березники 11 мая 2012 года
Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Кунаева А.Н.,
с участием истца – З.В.Б.,
представителя истца – заместителя председателя Мордовского Рескома профсоюза работников народного образования и науки К.В.В.,
представителя ответчика – специалиста-эксперта ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия З.Т.Г., действующей по доверенности №1 от 10 января 2012 года,
при секретаре Псяниной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.В.Б. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочную пенсию по старости,
установил:
З.В.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочную пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указал, что 27 февраля 2012 года он обратился с заявлением в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии, так как специальный педагогический стаж работы в государственных и муниципальных учреждениях образования по работе с детьми составляет более 25 лет.
Решением от 07 марта 2012 года за №4/186438 ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано в соответствии с п.п.19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2003 года №173-ФЗ из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется на дату обращения 25 лет, по мнению ответчика, имеется 23 года 00 месяцев 20 дней.
В специальный стаж ответчик не включил периоды прохождения военной службы по призыву с 30 октября 1986 года по 07 декабря 1988 года, поскольку служба по призыву не предусмотрена Списком от 29 октября 2002 года №781, а также не имеется оснований засчитать в специальный стаж службу в Армии и по постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которое действовало до 01 октября 1993 года, так как служба в Армии по указанному Положению засчитывалась при соблюдении пункта 4 Положения, то есть при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с постановлением №1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, поименованных в Перечне. При этом 2/3 стажа исчисляется по состоянию на 30 сентября 1993 года, то есть на период действия данного постановления.
С решением Пенсионного фонда по Большеберезниковскому муниципальному району в части не включения указанных периодов, истец не согласен и считает его незаконным, поскольку занимал и занимает должность, связанную с педагогической деятельностью по работе с детьми и имеет стаж более 25 лет. Педагогическую работу осуществлял в государственных и муниципальных учреждениях образования для детей. Кроме этого, Решение ответчика не может превышать закон «Об образовании», где указано, что право на пенсию за выслугу лет педагогические работники имеют при стаже работы с детьми не менее 25 лет.
Согласно подпункту «а» пункта 1 названного Положения предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, подпунктом «г» засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу части второй статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение условий установления пенсии в данном случае является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указаниями в части третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Просит:
- признать Решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 07 марта 2012 года за №4/186438 в части отказа о включении службы в Советской Армии, незаконным и отменить;
- зачесть в специальный стаж периоды службы по призыву в вооруженных Силах СССР с 01 ноября 1986 года по 07 декабря 1988 года;
- обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением от 27 февраля 2012 года к ответчику;
- взыскать в пользу истца государственную пошлину в сумме 200 рублей.
В судебном заседании истец З.В.Б. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца - К.В.В., исковые требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что период службы З.В.Б. в рядах Советской Армии с 01 ноября 1986 года по 07 декабря 1988 года необходимо включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку данный период приходился на период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397.
Согласно подпункту «а» пункта 1 названного Положения предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, подпунктом «г» засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
На момент обращения З.В.Б. за назначением досрочной трудовой пенсии с педагогической деятельностью отработал 2/3 педагогического стажа.
В судебном заседании представитель ответчика З.Т.Г. исковые требования не признала, суду показала - что согласно закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение пенсии по старости независимо от возраста предоставляется лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, при наличии специального стажа на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии, в случае с истцом, не менее 25 лет, а у него имелось только 23 года 00 месяцев 20 дней. Не включены в специальный стаж периоды прохождения военной службы по призыву с 30 октября 1986 года по 07 декабря 1988 года, поскольку служба по призыву не предусмотрена Списком от 29 октября 2002 года №781.
В соответствии с пунктом 3 части четвертой статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны. Считает, что период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж педагогической деятельности при определении права на пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которое действовало до 01 октября 1993 года, то есть в период службы в армии заявителя, в данном случае не может применяться, так как на день его отмены Зубенков В.Б. полностью не выработал необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что 27 февраля 2012 года истец З.В.Б. обратился с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 07 марта 2012 года №4/186438 З.В.Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, требуется 25 лет, имеется 23 года 00 месяцев 20 дней.
В специальный стаж ответчик не включил периоды прохождения военной службы по призыву с 30 октября 1986 года по 07 декабря 1988 года, поскольку служба по призыву не предусмотрена Списком от 29 октября 2002 года №781, а также не имеется оснований засчитать в специальный стаж службу в Армии и по постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которое действовало до 01 октября 1993 года, так как служба в Армии по указанному Положению засчитывалась при соблюдении пункта 4 Положения, то есть при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с постановлением №1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, поименованных в Перечне. При этом 2/3 стажа исчисляется по состоянию на 30 сентября 1993 года, то есть на период действия данного постановления.
Суд считает, что данное решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия в части не включения спорных периодов в специальный стаж является необоснованным по следующим мотивам.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, предусмотрена должность учителя школ всех наименований.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из имеющихся в материалах дела ксерокопии трудовой книжки З.В.Б. следует, что он 15 августа 1986 года назначен учителем черчения и рисования в Марьяновскую среднюю школу (приказ по РОНО №32 от 15 августа 1986 года); 30 октября 1986 года истец уволен согласно личному заявлению в связи с призывом в Советскую Армию (приказ по РОНО №59 от 03 ноября 1986 года); 09 января 1989 года З.В.Б. принят учителем трудового обучения в Большеберезниковскую среднюю школу (выписка из приказа от 11 января 1989 года).
Согласно справке, выданной директором МОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа №1» З.В.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работает в данном учебном заведении в учителя трудового обучения с 09 января 1989 года по настоящее время.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что З.В.Б. проходил военную службу по призыву в период с 01 ноября 1986 года по 07 декабря 1988 года в войсковой части 42616 в звании рядового.
Суд считает, что время службы в рядах Советской Армии З.В.Б. подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Доводы Пенсионного фонда о том, что период службы в Советской Армии может быть включен в специальный стаж работы по специальности только при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, нельзя признать обоснованными. Поскольку, суд считает, что период службы в Советской Армии З.В.Б. относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работника, вышеназванные периоды подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Таким образом, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях не нарушения права гражданина на социальное обеспечение за период до 01 января 2002 года, согласно правовой позиции Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения к ответчику, то есть 27 февраля 2012 года специальный трудовой стаж З.В.Б. дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости составил более 25 лет.
В силу статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как следует из отказного пенсионного дела, З.В.Б. со всеми документами обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 27 февраля 2012 года. Судом установлено, что на дату обращения он имел необходимый специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Поэтому суд считает необходимым обязать ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с 27 февраля 2012 года.
Согласно статье 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК Российской Федерации.
Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Пенсионный фонд является государственным учреждением и не подпадает под перечень лиц, которые освобождаются от уплаты госпошлины. Поэтому суд в соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации взыскивает с ответчика в пользу З.В.Б. госпошлину в размере 200 рублей.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования З.В.Б. – удовлетворить.
Решение Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ за №4/186438 в части отказа о включении службы в Советской Армии, незаконным и отменить.
Зачесть З.В.Б. в специальный стаж период службы по призыву в вооруженных Силах СССР с 01 ноября 1986 года по 07 декабря 1988 года.
Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия назначить З.В.Б. досрочную трудовую пенсию по старости с 27 февраля 2012 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу З.В.Б. возврат госпошлины в сумме 200 (двести) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: