Решение вступило в законную силу
« » _______________ 2010 г.
Подлинник находится в деле 2-543/09
Судья _______________
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2010 года г. Болотное
Судья Болотнинского районного суда Новосибирской области Яковинов П.В.,
при секретаре Тяпкиной О.А.,
с участием: прокурора Аникеева В.С., ответчика - ИП Орешко И.В., представителя третьего лица на стороне истца ФГУ «Сибуправтодор» - Мочаловой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мошковского района Новосибирской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ИП Орешко И.В. о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мошковского района НСО обратился в суд с данным иском, ссылаясь в его обоснование на то, что согласно результатам надзорной деятельности прокуратуры района в сфере соблюдения требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обнаружены нарушения действующего закона со стороны индивидуального предпринимателя Орешко И.В., которым не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, использующих федеральную трассу М-53 «Байкал» для передвижения, а именно эксплуатация пункта общественного питания «Каспий», примыкающего к данной трассе на 95+550 (слева) осуществляется с нарушением закона:
- отсутствуют переходно-скоростные полосы;
- отсутствуют освещение въезда (выезда) на объект;
- не утвержден проект организации дорожного движения в ФГУ «Сибуправтодор» и ГИБДД УВД Новосибирской области;
- отсутствует разрешение на строительство в полосе отвода федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал».
Согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
На основании ст. 3 этого закона основными принципами обеспечения безопасности движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 11 Закона предусмотрено, что проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструируемых дорог требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007г № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт являющихся сооружениями при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и с согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
В соответствии с п.2 названной статьи в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти подведомственной ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственными ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.
Разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог федерального значения в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (п.3 ст. 16 ФЗ от 08.11.2007г №257-ФЗ).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, в силу п. 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004г № 374 (далее Положение от 23.07.2004 № 374), является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
Согласно п.5.4 Положения от 23.07.2004 № 374, Федеральное дорожное агентство в числе прочих полномочий выдает разрешение в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования.
Государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» (Сибуправтодор) Федерального дорожного агентства находится в ведении Росавтодора (пункт 29 раздела 11 Приложения к Распоряжению Правительства РФ от 30.12.2004 № 1731-р).
Соответственно выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к федеральной автомобильной дороге осуществляется Федеральным дорожным агентством или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями, в том числе ФГУ «Сибуправтодор».
Автомобильная дорога М-53 «Байкал» в соответствии с Перечнем федеральных дорог в РСФСР, утвержденном Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 №62, относится к прочим федеральным дорогам, и согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.10.2006 серия 54 АВ № 847004, находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУ «Сибуправтодор».
Постановлением Правительства от 01.12.1998 № 1420 утверждены Правила установления и использования придорожным полос федеральных автомобильных дорог общего пользования (далее - Правила), согласно п.1, которого предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования являющихся зонами с особым режимом использования земель.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования (далее именуются - органы управления федеральными автомобильными дорогами), а также органы Государственной инспекции безопасности движения Министерства внутренних дел РФ.
Согласно п. 10 Правил размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий:
а) объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;
б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;
в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
На основании п. 11 Правил размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производится в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
При выборе места размещения объектов дорожного сервиса следует стремиться с сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к федеральной автомобильной дроге и съездов с нее, располагая, как правило, эти объекты комплексно с границах земель, отведенных для этих целей.
Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет самих владельцев.
Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 №233 утверждены Правила установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог (далее - Правила №233) согласно п.1 которых предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок установления полос отвода автомобильных дорог, находящихся в собственности Российской Федерации, а также условия их использования.
Пунктом 2 Правил № 233 предусмотрено, что для целей настоящих Правил под полосой отвода федеральной автомобильной дороги понимается совокупность земельных участков, представленных в установленном порядке для размещения конструктивных элементов и инженерных сооружений такой автомобильной дороги, а также зданий, строений, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств, других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию указанной дороги и являющихся ее неотъемлемой технологической частью.
Согласно п. 8 Правил № 233 в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги могут размещаться объекты дорожного сервиса. Их размещение осуществляется в соответствии с номами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденных Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел РФ, при соблюдении следующих условий:
а) объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги;
б) выбор места размещения объектов дорожного сервиса должен осуществляться учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;
в) объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним, а также оборудованными переходно-скоростными полосами.
На основании ст. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 - должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
ИП Орешко И.В. является собственником здания (пункта общественного питания «Каспий») расположенного по адресу: Новосибирская область, Мошковский район, федеральная автомобильная дорога М-53 «Байкал».
В ходе эксплуатации вышеуказанного объекта ИП Орешко И.В. ФГУ «Сибуправтодор» направлялось предписание (от 05.10.2009 №1709) о необходимости устранить указанные нарушения закона.
Однако в настоящее время вышеуказанные нарушения Федерального законодательства ИП Орешко И.В. не устранены.
Указанные нарушения являются недопустимыми, могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, возникновению угрозы жизни и здоровья людей, коме того приводят к разрушению кромки полотна дорожного покрытия и укрепленной обочины дороги, как следствие, к ущербу государственной собственности.
На основании вышеизложенного прокурор просит признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Орешко И.В., выразившегося в непринятии мер по утверждению проекта организации дорожного движения в ФГУ «Сибуправтодор» и ГИБДД УВД Новосибирской области и получении разрешения на строительство в полосе отвода федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал» км 95-550 (слева), а также обязать ИП Орешко И.В. произвести устройство переходно-скоростных полос и примыкание объекта к федеральной автомобильной дороге, завершить работы по организации освещения переходно-скоростных полос, приостановить эксплуатацию пункта общественного питания «Каспий» до устранения указанных нарушений и взыскать с ИП Орешко И.В. государственную пошлину в доход местного бюджета.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, также просив обязать ответчика выполнить указанные требования в срок до 01ноября 2010 года.
Представитель третьего лица с иском полностью согласился.
Ответчик ИП Орешко И.В. иск признал в полном объеме, против доводов прокурора не возражал. Последствия признания иска ответчику судом были разъяснены и понятны.
Рассмотрев данное процессуальное действие ответчика, заслушав мнение других участников процесса, полагавших о принятии признания иска ответчиком, исследовав материалы дела, суд принимает признание иска Орешко И.В., и приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, что следует из ст. 173 ч. 3 ГПК РФ.
Суд считает, что признание ответчиком Орешко И.В. иска не противоречит закону и не нарушает права и законных интересов других лиц, на основании чего приходит к убеждению, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, указанном истцом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Мошковского района Новосибирской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ИП Орешко Игорю Валентиновичу о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Орешко И.В., выразившееся в непринятии мер по утверждению проекта организации дорожного движения в ФГУ «Сибуправтодор» и ГИБДД УВД Новосибирской области и получении разрешения на строительство в полосе отвода федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал» км 95+550 (слева).
Обязать ИП Орешко И.В. произвести в срок до 01.11.2010 года устройство переходно-скоростных полос и примыкание объекта к федеральной автомобильной дороге, завершить работы по организации освещения переходно-скоростных полос.
Обязать ИП Орешко И.В. приостановить эксплуатацию пункта общественного питания «Каспий» до устранения указанных нарушений.
Взыскать с ИП Орешко И.В. государственную пошлину в размере 100 рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение 10 дней со дня его мотивированного составления - 15 февраля 2010 года.
Председательствующий: П.В.Яковинов