Решение о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий.



Решение вступило в законную силу

« » _______________ 2010 г.

Подлинник находится в деле 2-97/10

Судья _______________

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2010 года г. Болотное

Судья Болотнинского районного суда Новосибирской области Яковинов П.В.,

при секретаре Панковой О.С.,

с участием: прокурора Аникеева В.С., представителя ответчика - Бурдакова Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Болотнинского района Новосибирской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО «Труд» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Болотнинского района обратился в суд с данным иском, ссылаясь в его обоснование на то, что согласно результатам проверки соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «Труд» норм трудового законодательства об охране труда, данной организацией не проведена аттестация имеющихся рабочих мест: директора, главного инженера, главного бухгалтера, двух мастеров, двух водителей, четырех слесарей, пяти электрогазосварщиков, рабочего, пяти временных рабочих по условиям труда. Факт не проведения аттестации указанных рабочих мест по условиям труда подтверждает и сам ответчик, о чём в прокуратуру района от ответчика представлено соответствующее письмо.

В силу части 4 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со статьями 209, 212 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В силу статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Кроме того, согласно статье 216 Трудового кодекса Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569 (далее - Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, Порядок). Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей юридических лиц и работодателей - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с данным Порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места (пункт 1).

В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункт 9 Порядка).

Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда. При этом, аттестационная комиссия формируется, как правило, специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (пункт 10 Порядка).

Аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда:

осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах;

формирует необходимые для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные методические документы и организует их изучение;

составляет полный перечень рабочих мест организации согласно приложению № 1 Порядку с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования

применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда;

готовит предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;

присваивает коды производствам, цехам, участкам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования;

составляет и подписывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда;

организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;

при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включаются, в том числе, мероприятия, требующие значительных материальных затрат. В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор;

10) вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда (пункт 11 Порядка).

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение № 1 к Порядку), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение № 6 к Порядку) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение № 7 к Порядку), включая информацию согласно приложению № 10 к Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) (пункт 46 Порядка).

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации должны устанавливаться исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (пункт 5 Порядка).

Между тем, аттестация рабочих мест по условиям труда в ООО «Труд» не проведена, не приняты все меры, направленные на соблюдение вышеуказанных нормативно-правовых актов в сфере охраны труда, то есть имеет место бездействие со стороны ответчика, которое является незаконным.

Указанные нарушения требований трудового законодательства со стороны ответчика ущемляют права лиц, работающих у ответчика в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

На основании изложенного, ст. 45 ГПК РФ прокурор просит признать незаконным и противоречащим требования законодательства об охране труда бездействие ООО «Труд», выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда указанных рабочих мест; обязать ООО «Труд» осуществить действия по проведению аттестации этих рабочих мест.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, также просив обязать ответчика выполнить указанные требования в срок до 01 июля 2010 года.

Представитель ответчика Бурдаков Г.В. иск признал в полном объеме, против доводов его не возражал. Последствия признания иска ему судом были разъяснены и понятны.

Рассмотрев данное процессуальное действие представителя ответчика, заслушав мнение прокурора, полагавшего о принятии признания иска ответчиком, исследовав материалы дела, суд принимает признание иска, и приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, что следует из ст. 173 ч. 3 ГПК РФ.

Суд считает, что признание представителем ответчика иска не противоречит закону и не нарушает права и законных интересов других лиц, на основании чего приходит к убеждению, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, указанном истцом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Болотнинского района Новосибирской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО «Труд» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Труд» в срок до 01 июля 2010 года провести аттестацию рабочих мест: директора, главного инженера, главного бухгалтера, двух мастеров, двух водителей, четырех слесарей, пяти электрогазосварщиков, рабочего, пяти временных рабочих по условиям труда.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий: П.В.Яковинов