Решение о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий.



Решение вступило в законную силу «___» _________________ 2011 года

Судья __________ А.В. Мильчевский

Подлинник находится в деле № 2-235/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«18» мая 2011 года г. Болотное

Болотнинский районный суд Новосибирской области

в составе:

председательствующего судьи: Мильчевский А.В.,

представителя истца: ст. помощника прокурора Болотнинского района Попковой Е.А.,

заинтересованных лиц: представителя МУЗ «Болотнинская ЦРБ» Казаковой Т.А.,

представителя администрации Болотнинского района Новосибирской области Сорокина И.Л.,

при секретаре Кубасовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Болотнинского района Новосибирской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Болотнинского района НСО и МУЗ «Болотнинская ЦРБ» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать обеспечение бесплатным питанием детей первых лет жизни,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Болотнинского района Новосибирской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Болотнинского района НСО и МУЗ «Болотнинская ЦРБ» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать обеспечение бесплатным питанием детей первых лет жизни, пояснив в обоснование исковых требований, что в прокуратурой Болотнинского района в декабре 2010 года по жалобе Семеновой Е.И. проведена проверка по факту не обеспечения детей первых лет жизни бесплатным детским питанием.

По информации из МУЗ ЦРБ установлено, что в сентябре и октябре 2010 молочных смесей в детской поликлинике не было в наличии по причине отсутствия финансирования. Молочные смеси поступили 11 ноября 2010. Объемы финансирования из бюджета района на 2010 год были запланированы в сумме 280000 рублей при потребности в сумме 1540400 руб. Фактически поступило финансовых средств по данным ЦРБ 337163 руб., по данным администрации района к финансированию назначено 371928 руб. и 300000 рублей. Данных средств недостаточно и на 2011 год ситуация не прогнозировалась к улучшению.

По результатам проверки в МУЗ ЦРБ и администрацию Болотнинского района были внесены представления с требованием организовать финансирование и обеспечение детей первых лет жизни на территории Болотнинского района в соответствии с действующими нормами.

Согласно информации администрации района от 27 декабря 2010 года, расходы по организации питания детей первых лет жизни осуществляются из бюджета района. Питание выдается в поликлинике. В соответствии с требованиями Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся: организация обеспечения учреждений муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами.

Из ответа МУЗ ЦРБ на представление от 28 декабря 2010 года в детской консультации на
11.01.2011 составлены списки детей первого-второго года жизни, нуждающихся в получении специальных смесей и молочных продуктах детского питания, из них детей до года 138 человек, детей от года до двух лет -131 ребенок. Физиологические потребности этих детей составляют для детей до года: сухие молочные смеси 24 кг, сухие каши -10 кг; для детей от года до двух лет норма составляет 11 кг. сухих каш в год.

Из ответов администрации и ЦРБ по результатам рассмотрения представлений, не ясно что именно было сделано для улучшения снабжения детей детским питанием. Главврачу МУЗ Болотнинская ЦРБ 03 марта 2011 года был направлен повторный запрос о фактических мерах, принятых для улучшения организации снабжения детским питанием в ЦРБ, в контрольный срок 21 марта 2011 года ответ не получен.

Из ответов на представления следует, что на финансирование ЦРБ по ст. 340 КБК «Увеличение стоимости материальных запасов» из бюджета района для МУЗ ЦРБ выделяется на 2011 год 2455230 руб. основная часть из этих средств приобретается и ГСМ для нужд автотранспорта скорой помощи, что является неотложным вопросом. Как указано выше, потребность в средствах на обеспечение детей первых лет жизни в 2010 году составила 1540000 рублей и была обеспечена только на 41%, остальные средства пошли на другие нужды. На 2011 год исходя из обычных оптовых действующих цен на рынке на самые распространенные торговые марки данного ассортимента товаров и физиологической потребности необходимо 2050000 рублей, исчисленных следующим образом:

Для 138 детей первого года жизни необходимо: для каждого из детей 24 кг смеси по цене 145 рублей 03 копейки за пачку весом 350 гр. = 9463 пачки х 145рублей 03 копейки = 1372419 рублей. Для этих же детей необходимо 10 кг. сухих каш по цене 60 рублей 08 копеек за пачку весом 250 гр. = 5520 пачек х 60 рублей 08 копеек =331641 рубль.

Для 131 ребенка второго года жизни необходимо 11 кг. сухих каш, что составляет 5764 пачки по цене 60 рублей 08 копеек весом 250 гр. = 346301 рублей. Итого необходимо 2050361 рублей, что составит 83% средств по данной статье расходов.

Таким образом, из указанного объема средств по ст. 340 КБК обеспечить нужды службы скорой помощи на ГСМ и нужды детской поликлиники и ФАПов для детского питания ЦРБ не в состоянии.

В результате недостаточного финансирования дети из малообеспеченных семей не получают бесплатного специализированного питания, что может угрожать полноценному развитию и здоровью детей, малообеспеченные родители вынуждены покупать питание в розничной сети.

МУЗ ЦРБ, являясь бюджетным учреждением, выполняет государственное и муниципальное задание по оказанию услуг здравоохранения населению района. Расходы на обеспечение детей первых лет жизни отнесены к расходам муниципального района. В соответствии со ст. 69 п. 4 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации,
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. В соответствии со ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на
возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Таким образом, администрация Болотнинского района обязана обеспечить финансирование указанного вида расходов в полном объеме.

МУЗ «Болотнинская ЦРБ» обязано было в силу ст. 162 БК РФ составить на 2011 год соответствующую потребностям бюджетную смету. Согласно ст. 69.2 ч. 2 БК РФ показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением. Таким образом, МУЗ ЦРБ обязано при выполнении задания обязано требовать субсидии, иного увеличения статей расходов бюджета для возмещения затрат, обязано организовать приобретение и распределение детского питания, а также выдать всем нуждающимся детям первых лет жизни соответствующее детское питание.

Прокурор просит суд признать бездействие администрации Болотнинского района Новосибирской области и МУЗ «Болотнинская ЦРБ», выразившееся в не обеспечении прав детей первого и второго года жизни на беспрепятственное получение бесплатного детского питания в МУЗ «Болотнинская ЦРБ» и его структурных подразделениях, незаконным и противоречащим требованиям ст. 22 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года и обязать МУЗ «Болотнинская ЦРБ» в срок один месяц, со дня вступления решения суда в законную силу довести до главного распорядителя бюджетных средств бюджета Болотнинского района на 2011 год - администрации Болотнинского района сведения о необходимом объеме бюджетных средств для выполнения обязанности по обеспечению всех стоящих на учете в МУЗ «Болотнинская ЦРБ» детей первых двух лет жизни, имеющих право на бесплатное детское питание, таким питанием, приобрести соответствующее питание в необходимых объемах и выдать его семьям с детьми, имеющим право на данный вид помощи, в соответствии с нормами обеспечения питанием детей первых лет жизни по первому требованию, а администрацию Болотнинского района Новосибирской области в срок один месяц, со дня вступления решения суда в законную силу обязать запланировать бюджетные ассигнования из бюджета Болотнинского района на 2011 год на статью расходов 340 КБК «Увеличение стоимости материальных запасов» средства в объеме, достаточном для обеспечения всех стоящих на учете в МУЗ «Болотнинская ЦРБ» детей первых двух лет жизни, имеющих право на бесплатное детское питание, таким питанием и профинансировать данный расход в полном объеме.

В судебном заседании прокурор Болотнинского района Новосибирской области поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представители ответчиков в судебном заседании возражали против доводов истца в части их бездействия, пояснив в обоснование своих доводов, что часть средств на улучшения организации снабжения детским питанием в ЦРБ, всех стоящих на учете в МУЗ «Болотнинская ЦРБ» детей первых двух лет жизни, имеющих право на бесплатное детское питание, приобретение данного детского питания носит периодический характер, освоение средств по данной статье также происходит периодически по мере необходимости проведения закупок.

Заслушав мнение истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 22 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей) имеют право на меры социальной поддержки в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Главы администрации Новосибирской области от 5 декабря 1997 года N 689 "Об обеспечении детей первого - второго года жизни специальными продуктами детского питания" главам муниципальных образований Новосибирской области необходимо было принять меры по обеспечению детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания в соответствии с Положением, утвержденным пунктом 1 этого постановления. Аналогичные требования предъявлены распоряжением Губернатора Новосибирской области от 25 октября 2007 года N 350-р "О дополнительных мерах по повышению качества и доступности питания детей на территории Новосибирской области".

Согласно п. 9 Положения № 689 выдача бесплатного питания производится через молочные кухни, молочно-раздаточные пункты, а в случае их отсутствия - через детские поликлиники, участковые больницы, фельдшерско-акушерские пункты.

В соответствии с утв. Положением дети первого-второго года жизни обеспечиваются специальными молочными продуктами детского питания бесплатно с учетом среднедушевого дохода семьи, имеющей детей, и его соответствия прожиточному минимуму, установленному на территории Новосибирской области. Списки детей первого-второго года жизни на бесплатное питание составляются в городах участковыми педиатрами, на селе -участковыми педиатрами центральных районных больниц, врачами участковых больниц, акушерками и фельдшерами фельдшерско-акушерского пункта при обязательном предоставлении справки о среднедушевом доходе семьи и утверждаются руководителем учреждения 1 раз в 3 месяца. При составлении списков учитывается вид вскармливания и физиологическая потребность.

Согласно приказу Департамента здравоохранения от 11 декабря 2006 года №888 «Об обеспечении детей 1-2 года жизни специальными молочными продуктами детского питания» главврачам районных больниц предписано при формировании бюджета, распределении денежных средств обеспечить приоритетность решения задач по обеспечению детей первого - второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания. Соответствующие заявки на формирование лимитов бюджетных обязательств по данному виду расходов МУЗ «Болотнинская ЦРБ» составляет, однако они урезаются из-за дефицита бюджетных средств. В совокупности с задержкой финансирования выделенных средств ситуация существенно ухудшает положение семей с детьми, находящимися на искусственном вскармливании.

Вышеуказанные доказательства суд находит относимыми, допустимыми и достоверными, а в совокупности имеющими между собой взаимную связь и достаточными для разрешения дела. Содержание исследованных в судебном заседании копий письменных доказательств показывает наличие необходимых для них реквизитов данного вида доказательств, отсутствие изменений их содержания по сравнению с оригиналами.

Таким образом, суд делает вывод, что ответчики надлежащим образом не исполняют возложенные на них обязанности по обеспечению всех стоящих на учете в МУЗ «Болотнинская ЦРБ» детей первых двух лет жизни, имеющих право на бесплатное детское питание, таким питанием, что является нарушением их прав. Поэтому иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Болотнинского района Новосибирской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Болотнинского района Новосибирской области и МУЗ «Болотнинская ЦРБ», выразившееся в не обеспечении прав детей первого и второго года жизни на беспрепятственное получение бесплатного детского питания в МУЗ «Болотнинская ЦРБ» и его структурных подразделениях, незаконным и противоречащим требованиям ст. 22 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года.

Обязать МУЗ «Болотнинская ЦРБ» в срок один месяц, со дня вступления решения суда в законную силу довести до главного распорядителя бюджетных средств бюджета Болотнинского района на 2011 год - администрации Болотнинского района сведения о необходимом объеме бюджетных средств для выполнения обязанности по обеспечению всех стоящих на учете в МУЗ «Болотнинская ЦРБ» детей первых двух лет жизни, имеющих право на бесплатное детское питание, таким питанием, приобрести соответствующее питание в необходимых объемах и выдать его семьям с детьми, имеющим право на данный вид помощи, в соответствии с нормами обеспечения питанием детей первых лет жизни по первому требованию.

Обязать администрацию Болотнинского района Новосибирской области в срок один месяц, со дня вступления решения суда в законную силу запланировать бюджетные ассигнования из бюджета Болотнинского района на 2011 год на статью расходов 340 КБК «Увеличение стоимости материальных запасов» средства в объеме, достаточном для обеспечения всех стоящих на учете в МУЗ «Болотнинская ЦРБ» детей первых двух лет жизни, имеющих право на бесплатное детское питание, таким питанием и профинансировать данный расход в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме 25 мая 2011 года.

Председательствующий: А.В. Мильчевский

Решение составлено в совещательной комнате при помощи технических средств.