Решение вступило в законную силу «___» _______________ 2011 г. Подлинник находится в деле № 2-237/11 Судья:_______________ А.В. Мильчевский
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2011 г. г. Болотное
Болотнинский районный суд Новосибирской области
в составе:
Председательствующего судьи Мильчевского А.В.,
представителя истца: помощника прокурора Болотнинского района Попковой Е.А.,
при секретаре Кубасовой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Болотнинского района Новосибирской области о признании бездействия органов местного самоуправления администрации г. Болотное Новосибирской области, выразившегося в непринятии мер по учету бесхозного имущества незаконным.
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Болотнинского района Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании бездействия органов местного самоуправления администрации г. Болотное Новосибирской области, выразившегося в непринятии мер по учету бесхозного имущества незаконным, пояснив в обоснование заявленных требований, что в результате надзорной деятельности прокуратуры района в сфере исполнения природоохранного законодательства и законодательства об обеспечении безопасности при использовании гидротехнических сооружений собственниками установлено, что на территории г. Болотное находится бесхозное гидротехническое сооружение: плотина (пруд) в приооке реки Болотная, называемой гидроузел №2, географические данные 55 градусов 39 минут северной широты и 84 градуса 24 минуты восточной долготы.
Согласно акту №ГТС-293-12/09 от 18.08.2009 плотина на р.Болотная является насыпной, по гребню плотины проходит гравийная дорога, плотина имеет максимальный напор 3 метра. Проверкой отмечены глубокие колеи и локальные просадки, служебный мостик башни управления затвором отсутствует, отмечено зарастание низового откоса кустарниковой растительностью.
Проектной документации и плана разработанных мероприятий по безаварийной эксплуатации сооружения нет, разрешения на эксплуатацию гидроузла нет. Свидетельства о праве собственности на данный объект нет, в российский регистр гидротехнических сооружений данная плотина не внесена.
Уровень безопасности ГТС является пониженным из-за отсутствия обеспечивающего обслуживание дамб лица (собственника). Финансовое обеспечение гражданской ответственности в соответствии со ст. 17 ФЗ Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" отсутствует из-за отсутствия собственника.
В связи с бесхозностью данного ГТС 03.11.2009 главе администрации г.Болотное было направлено представление с требованием организовать свою деятельность с целью закрепления права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, на что 27.11.2009 получен ответ о том, что работа по постановке на учет данного ГТС проводится.
20.04.2010 был получен повторный ответ о том, что документы находятся в стадии оформления. Повторной проверкой установлено, что по состоянию на 30.03.2011 никаких действенных результатов не достигнуто. Таким образом, каких-либо значимых действий по организации закрепления права собственности на бесхозные ГТС администрацией не предпринято. Бездействие администрации г.Болотное, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозного ГТС и обеспечения его безопасного функционирования, не соответствует требованиям ст. 225 ч. 3 ГК РФ и ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подлежит признанию незаконным.
Указанное бездействие создает реальную угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц граждан на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду. Согласно выписке из перечня потенциально опасных гидротехнических сооружений на территории Новосибирской области
Круг лиц, права которых могут быть нарушены бездействием администрации г.Болотное, является неопределенным, т.к. перечислить всех заинтересованных в устойчивой эксплуатации ГТС не представляется возможным. В соответствии со ст. 12 ГК одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст. 258 ГП РФ прокурор района просит суд принять решение об обязанности соответствующего органа в полном объеме устранить допущенное нарушение прав и свобод граждан.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель администрации г. Болотное Новосибирской области в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствии, возражал против удовлетворения заявленных требований. В обосновании своих возражений администрация г. Болотное указала на то, что 03 февраля 2011 обратилась в ОГУП «Техцентр НСО » с просьбой выполнить работы по технической инвентаризации и паспортизации объектов недвижимости, следователь факт бездействия отсутствует, кроме того техническая документация находится в стадии оформления подать заявление о принятии на учет гидротехнического сооружения №2 на реке Болотная не представляется возможным.
Заслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера «чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающее природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности». При аварии сооружения возможно подтопление близлежащих населенных пунктов. Данный гидроузел включен в перечень потенциально опасных гидротехнических сооружений на территории НСО.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Поскольку такого рода объект расположен в административных границах г. Болотное Новосибирской области, не обращение администрации г. Болотное в Болотнинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
Доводы администрации г. Болотное НСО о необоснованности требований прокурора района, суд считает необоснованными и не состоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Болотнинского района Новосибирской области удовлетворить.
Признать не соответствующим статье 225 ГК РФ и ст. 14 ФЗ «ОБ общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и незаконным бездействие администрации г. Болотное Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по постановке гидротехнического сооружения– пруда №2 (плотины) на р.Болотная в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области как бесхозяйного имущества
Обязать администрацию г. Болотное Новосибирской области обратиться с заявлением в Управление ФРС по Новосибирской области о принятии на учет гидротехнического сооружения пруда №2 (плотины) на р.Болотная.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течении десяти дней со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий: А.В. Мильчевский
Решение изготовлено в совещательной комнате при помощи технических средств.