решение о признании незаконными действия администрации



Дело № 2-257/12

Решение вступило в законную силу

«____»_______________2012 года

Судья:_______ А.В. Колесников

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«02» мая 2012 года г.Болотное

Болотнинский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи: Колесникова А.В.,

при секретаре: Панковой О.С.,

с участием истца помощника прокурора: Попковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Болотнинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Егоровского сельсовета о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по организации на территории поселения мест захоронения,

    

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Болотнинского района Новосибирской области обратился в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Болотнинского района была проведена проверка по вопросу исполнения полномочий по содержанию мест захоронения в поселениях. Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают вопросы местного значения. В соответствии с ч. 1 ст. 11 земельного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решения вопросов в области использования земель. По п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 3131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

К полномочиям органов местного самоуправления по решению данных вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" относятся:

определение размера бесплатно предоставляемого земельного участка для размещения места погребения и его предоставление (кроме Федерального военного мемориального кладбища);

приостановление или прекращение деятельности на месте погребения, принятие мер по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения;

- определение порядка деятельности, создание и содержание общественных кладбищ, а также вероисповедальных, воинских, военных мемориальных кладбищ при их нахождении в ведении органов местного самоуправления и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ №8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ №8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участка земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение, по ч. 3-4 ст. 16 данного ФЗ создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 №35 утверждены санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которые устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации, эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

Согласно п. 2.1 «СанПиН 2.1.1279-03.2.1 Коммунальная гигиена. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ от 06.04.2003 г., размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения осуществляется в соответствии с действующей градостроительной документацией (генеральными планами городов и других поселений, проектами детальной планировки территорий и др.) и регламентируется настоящими и другими действующими санитарными правилами и нормами.

По п. 1, 13 ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных.

В силу ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. На основании ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 11.3 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.7 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в т.ч. линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

На основании ст. 16 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10-21 ч. 2 ст. 7 указанного ФЗ сведений об объекте недвижимости.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Как следует из информации от 12.03.2012 № 92, у администрации Егоровского сельсовета нет правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые под кладбище, данные земельные участки в реестре муниципальной собственности МО не стоят, однако, имеется 5 кладбищ: с.Егоровка - в 500 м. от дома №12 по ул. Северной, в д.Кривояш на въезде слева в 500 м. от дороги, в д.Киевка, в 250 м. от ул.Линейная. в д.Лебяжье в 750 м. на северо-восток от ул. Лебяжинская, д.Терск, в 700 м. на северо-восток от ул. Заречная, в д.Киселевка в 850 м. на восток от ул. Центральная. Эти кладбища являются муниципальными, содержатся муниципалитетом в силу требований Устава МО. По информации УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО от 12.03.2012 какие-либо права на земельные участки, занятые кладбищами, на территории Егоровского сельсовета не зарегистрированы.

Таким образом, данные земельные участки являются бесхозяйными объектами недвижимости.

В соответствии с п. 13 ч.2 ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в собственности поселений могут находиться: имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

До настоящего времени администрацией Новобибеевского сельсовета не предпринято мер к выделению земельного участка на местности, постановке объекта на учет и оформлению права муниципальной собственности.

Без включения в муниципальную собственность земельных участков, эксплуатируемых как кладбища, невозможно осуществлять деятельность по их содержанию за счет местного бюджета, без формирования границ земельного участка нельзя принять законного решения о реконструкции территорий кладбищ, их зонировании. Вместе с тем, согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Одним из способов защиты прав неопределенного круга лиц является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного прокурор Болотнинского района Новосибирской области просит признать незаконным бездействие администрации Егоровского сельсовета Болотнинского района, выразившееся в непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет данным органом бесхозяйного объекта недвижимого имущества - земельных участков, используемых на территории с.Егоровка, д.Киевка, д. Лебяжье, д.Терск, д.Киселевка Болотнинского района Новосибирской области как общественные кладбища и обязать администрацию Егоровского сельсовета Болотнинского района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - земельных участков, используемых на территории с.Егоровка, д.Киевка, д. Лебяжье, д.Терск, д.Киселевка Болотнинского района Новосибирской области как общественные кладбища.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме, установить срок исполнения до 01.01.2015 г..

Ответчик- администрация Егоровского сельсовета, Болотнинского района- извещенный надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в суд не явился, не правил своего представителя, однако предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, с иском согласился.

Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение участников процесса, полагавших о принятии признания иска представителем ответчика, суд принимает признание иска и приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, что следует из ст. 173 ч. 3 ГПК РФ.

Суд считает, что признание представителем ответчика иска не противоречит закону и не нарушает права и законных интересов других лиц, на основании чего приходит к убеждению, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, указанном прокурором.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

    

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Болотнинского района - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Егоровского сельсовета Болотнинского района, выразившееся в непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет данным органом бесхозяйного объекта недвижимого имущества - земельных участков, используемых на территории с.Егоровка, д.Киевка, д. Лебяжье, д.Терск, д.Киселевка Болотнинского района Новосибирской области как общественные кладбища и обязать администрацию Егоровского сельсовета Болотнинского района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - земельных участков, используемых на территории с.Егоровка, д.Киевка, д. Лебяжье, д.Терск, д.Киселевка Болотнинского района Новосибирской области как общественные кладбища.

Установив срок до 01.01.2015 г.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его постановления.

Судья: А.В. Колесников