О признании незаконным пункта Решения Совета Депутатов городского поселения



Дело № 2-618/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1сентября 2010 года г.Бологое

Бологовский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н., при секретаре Лопатиной О.В., с участием старшего помощника Бологовского межрайонного прокурора Шевчук О.Л., представителя администрации городского поселения город Бологое Тверской области Голевой М.А., представителей Совета депутатов городского поселения город Бологое Трунова Ю.В. и Егоровой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Бологовского межрайонного прокурора о признании незаконным подпункта 7 пункта 1 и пункта 3 Решения Совета депутатов Бологовского городского поселения от 28.04.2010 года №125 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов городского поселения город Бологое «О бюджете муниципального образования городское поселение город Бологое на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 30.12.2009 г. №97» в части дополнения пунктом 16.1,

У С Т А Н О В И Л:

Бологовский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным подпункта 7 пункта 1 и пункта 3 решения Совета депутатов Бологовского городского поселения от 28.04.2010 года №125 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов городского поселения город Бологое «О бюджете муниципального образования городское поселение город Бологое на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 30.12.2009 г. №97» в части дополнения пунктом 16.1 (далее - Решение №125), мотивируя свои требования тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в части законности издания органами местного самоуправления нормативных правовых актов. 28 апреля 2010 года Совет депутатов муниципального образования «Бологовское городское поселение» вынес решение «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов городского поселения город Бологое «О бюджете муниципального образования городское поселение город Бологое на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 30.12.2009 г. №97». Решение №125 было опубликовано в газете «Новая жизнь» за №18 от 14.05.2010 года. Подпунктом 7 пункта 1 Решения №125 установлено, что решение Совета депутатов городского поселения город Бологое от 30.12.2009 года №97 «О бюджете муниципального образования городское поселение город Бологое на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» дополнено пунктом 16.1, которым установлено, что бюджетные инвестиции из бюджета муниципального образования в 2010 году планируются к предоставлению следующим юридическим лицам, не являющимися государственными и унитарными учреждениями и государственными и муниципальными унитарными предприятиями в общей сумме 10000 рублей для получения прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах: ООО «Управляющая компания «Центральная» 2500 рублей; ООО «Управляющая компания «Заводская» 2500 рублей; ООО «Управляющая компания «Заозерная» 2500 рублей; ООО «Управляющая компания «Восточная» 2500 рублей. Данное Решение издано с нарушением закона и подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно ч.ч.1,2 ст.15 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с ч.4 ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ (далее – Закон №131) органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в т.ч. межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Действующим Уставом городского поселения город Бологое, как и в предыдущей редакции, а равно и Положением «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Бологовское городское поселение» органы местного самоуправления не наделены правом создавать и участвовать в хозяйственных обществах, не определена их компетенция в решении вопросов участия в хозяйственных обществах. Статьей 14 Закона №131 определены вопросы местного значения городского поселения. Однако указание услуг населению Бологовского городского поселения по управлению многоквартирными домами не входит в перечень вопросов, установленных ст.14 Закона №131, поэтому администрация Бологовского городского поселения не вправе участвовать в учреждении вышеуказанных ООО и вкладывать средства бюджета Бологовского городского поселения в уставные капиталы вышеуказанных ООО. Там же, пункт 2 Решения Совета депутатов городского поселения город Бологое от 11.09.2009 года №67 «Об участии муниципального образования Бологовское городское поселение в хозяйственных обществах», где установлен размер доли вклада муниципального образования Бологовское городское поселение – 25% от размера уставного капитала в каждом хозяйственном обществе, является незаконным и обжаловано Бологовским межрайонным прокурором в суд. Таким образом, при издании Решения № 125 не были учтены нормы действующего законодательства, что недопустимо. На основании изложенного, Бологовский межрайонный прокурор просит признать незаконным подпункт 7 пункта 1 и пункта 3 Решения Совета депутатов Бологовского городского поселения от 28.04.2010 года №125 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов городского поселения город Бологое «О бюджете муниципального образования городское поселение город Бологое на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 30.12.2009 г. №97» в части дополнения пунктом 16.1».

В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Шевчук О.Л. заявление поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям. Поскольку при вынесении Решения Совета депутатов Бологовского городского поселения от 28.04.2010 года №125 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов городского поселения город Бологое «О бюджете муниципального образования городское поселение город Бологое на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 30.12.2009 г. №97» не были учтены нормы действующего законодательства, просит суд признать подпункт 7 пункта 1 и пункт 3 в части дополнения пунктом 16.1 указанного решения незаконными.

В судебном заседании представители Совета депутатов городского поселения город Бологое Тверской области Трунов Ю.В. и Егорова Н.Н. заявление не признали и пояснили, что подпунктом 7 пункта 1 вышеуказанного решения, Советом депутатов было дополнено ранее принятое решение о бюджете пунктом 16.1., в соответствии с которым установлено, что в 2010 году планируются к предоставлению бюджетные средства в виде вкладов в уставные капиталы четырех обществ с ограниченной ответственностью, созданных с участием муниципального образования городское поселение город Бологое.

В совокупности согласно решения в уставные капиталы ООО «УК «Центральная», ООО «УК «Заводская», ООО «УК» Заозерная», ООО «УК «Восточная» из местного бюджета были выделены 10 000 рублей (по 2 500 рублей в уставной капитал каждого из названных обществ с ограниченной ответственностью). Совет депутатов города Бологое считает принятие указанного решения правомерным и обоснованным.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации:

«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

В соответствии со статьей 8 Конституции России (среди прочего) в нашем государстве гарантируются поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности, при этом признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно пункту 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. При этом статьей 133 Конституции местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В преамбуле указанного Федерального закона закреплено, что именно данный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Таким образом, следует отметить, что нормы, закрепленные в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе имеют наивысшую юридическую силу и являются законодательными актами прямого действия, в связи с чем, определяют основные принципы организации местного самоуправления на территории России, не требуя дополнительного расширенного толкования в Уставах муниципальных образований.

Статьями 2, 124 Гражданского кодекса РФ закреплены правомочия муниципальных образований выступать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Федерального закона органы местного самоуправления могут участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии с подпунктами 4, 10, 18,19 статьи 14 Федерального закона, к вопросам местного значения поселения (которым по своей форме является муниципальное образование городское поселение город Бологое) отнесены: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения. Все эти вопросы местного значения фактически решаются созданными хозяйственными обществами при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами города Бологое (в качестве управляющей организации).

Также в главе 3 Федерального закона имеющей наименование «Вопросы местного значения» статьей 14.1. определен ряд вопросов, хотя прямо и не относящихся к вопросам местного значения (т.е. не обязательных для решения органами местно самоуправления), но допускаемых к решению. Согласно положениям пункта 2 указанной статьи, органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов.

По смыслу ст. ст. 124, 125 Гражданского кодекса РФ, статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования, в отличие от органов местного самоуправления, вправе выступать участниками любых хозяйственных обществ, независимо от способа их образования, в том числе и создаваемых не в процессе приватизации.

Правовыми основаниями участия муниципального образования Бологовское городское поселение в создании Обществ явились Устав муниципального образования Бологовское городское поселение и решение Совета депутатов Бологовского городского поселения № 67 от 11.09.2009 года.

Законность создания Обществ была проверена при их государственной регистрации Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы России № 3 по Тверской области.

Бологовским городским судом Тверской области вынесены четыре Определения, вступившие в законную силу (оставленные в силе гражданской коллегией Тверского областного суда) по заявлениям Прокурора о признании недействительными (ничтожными) договоров об учреждении ООО «УК «Центральная», ООО «УК «Заводская», ООО «УК» Заозерная», ООО «УК «Восточная». Указанные заявления имели фактически те же основания, которые изложены в поданном заявлении. Оспариваемое решение Совета депутатов городского поселения город Бологое полностью соответствует требованиям действующего законодательства, а требования прокурора не основанными на законе, в связи с чем надлежит отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Представитель администрации городское поселение город Бологое Голева М.А. не согласилась с заявлением прокурора, полагает оспариваемый нормативный правовой акт изданным с соблюдением закона и не противоречащим федеральному законодательству.

Выслушав прокурора, представителей Совета депутатов и администрации городского поселения город Бологое Тверской области, изучив материалы дела, суд считает заявление Бологовского межрайонного прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Статья 3 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что к нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения относятся муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, принятые органами местного самоуправления, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Из имеющегося в материалах дела Решения Совета депутатов Бологовского городского поселения от 28.04.2010 года №125 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов городского поселения город Бологое «О бюджете муниципального образования городское поселение город Бологое на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 30.12.2009 г. №97» следует, что подпунктом.7 п.1 оспариваемого решения предусмотрено дополнить решение Совета депутатов городского поселения город Бологое от 30 декабря 2009 года №97 пунктом 16.1, который гласит: установить, что бюджетные инвестиции из бюджета муниципального образования в 2010 году планируются к предоставлению следующим юридическим лицам, не являющимися государственными и унитарными учреждениями и государственными и муниципальными унитарными предприятиями в общей сумме 10000 рублей для получения прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах: ООО «Управляющая компания «Центральная» 2500 рублей; ООО «Управляющая компания «Заводская» 2500 рублей; ООО «Управляющая компания «Заозерная» 2500 рублей; ООО «Управляющая компания «Восточная» 2500 рублей. Пункт 3 оспариваемого нормативного акта гласит, что решение вступает в законную силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в газете «Новая Жизнь».

Решение Совета депутатов Бологовского городского поселения от 28.04.2010 года №125 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов городского поселения город Бологое «О бюджете муниципального образования городское поселение город Бологое на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 30.12.2009 г. №97» опубликовано в газете «Новая жизнь» №18 от 14 мая 2010 года.

24.05.2010 года Бологовская межрайонная прокуратура внесла протест в Совет депутатов Бологовского городского поселения об отмене подпункт 7 пункта 1 и пункта 3 Решения №125 в части бюджетных инвестиций в ООО «Управляющая компания «Центральная», ООО «Управляющая компания «Заводская», ООО «Управляющая компания «Заозерная», ООО «Управляющая компания «Восточная», как изданный с нарушением закона.

Совет депутатов Бологовского городского поселения решением №147 от 30.06.2010 года Совет депутатов Бологовского городского поселения отклонил протесты Бологовской межрайонной прокуратуры на подпункт 7 пункта 1 и пункта 3 Решения №125 в части дополнения пунктом 16.1.

Из сообщения от 05 июля 2010 года на протест Бологовской межрайонной прокуратуры усматривается, что Совет депутатов Бологовского городского поселения считает требования протеста не соответствующими законодательству РФ и в связи с этим не подлежащим удовлетворению. Согласно п.4 ст. 51 ФЗ от 06.10.2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 161 ЖК РФ, п.3 ст.1 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, органы местного самоуправления вправе участвовать в создании организаций независимо от их организационно-правовой формы, необходимы для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Бологовской межрайонной прокуратурой было дано положительное заключение на проект решения Совета депутатов городского поселения город Бологое «О бюджете муниципального образования городское поселение город Бологое на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», в которых предусмотрено выделение инвестиций из бюджета муниципального образования в 2010 году для получения прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах.

Согласно ч.ч.1,2 ст.15 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьями 2, 124 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с ч.4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в т.ч. межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Статьей 14 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения городского поселения. Оказание услуг населению по управлению многоквартирными домами действительно не входит в перечень вопросов, установленных данной статьей, однако в соответствии со ст.14 Закона к вопросам местного значения поселения отнесены: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения.

Из выписок из учредительных документов ООО «Управляющая компания «Центральная», ООО «Управляющая компания «Заводская», ООО «Управляющая компания «Заозерная», ООО «Управляющая компания «Восточная» следует, что все вышеперечисленные вопросы местного значения фактически решаются созданными хозяйственными обществами при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами города Бологое в качестве управляющей организации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения подпункта 7 пункта 1 и пункта 3 Решения Совета депутатов Бологовского городского поселения от 28.04.2010 года №125 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов городского поселения город Бологое «О бюджете муниципального образования городское поселение город Бологое на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 30.12.2009 г. №97» в части дополнения пунктом 16.1 не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Кроме того, часть 5 ст. 251 ГПК РФ устанавливает дополнительное требование к оформлению заявления об оспаривании нормативного правового акта: в нем необходимо не только указать сведения о нормативном акте, подлежащем проверке, но и указать, какие конкретно права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются оспариваемым актом или его частью.

Исходя из содержания поданного заявления, прокурор обращается в суд в интересах администрации муниципального образования городское поселение город Бологое, оспаривая акты, изданные Советом депутатов данного муниципального образования, не указав, какие именно права гражданина или неопределенного круга лиц либо муниципального образования нарушены изданием оспариваемого акта.

Указанное обстоятельство также является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Бологовского межрайонного прокурора о признании незаконным подпункта 7 пункта 1 и пункта 3 Решения Совета депутатов Бологовского городского поселения от 28.04.2010 года №125 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов городского поселения город Бологое «О бюджете муниципального образования городское поселение город Бологое на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 30.12.2009 г. №97» в части дополнения пунктом 16.1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий