Определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда решение отменено. Дело № 2-761/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата 2010 года г. Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой Н.В.,
при секретаре Савельевой Ю.Ю.,
с участием истца Цупиной Е.В., представителя ответчика Матвеевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Цупиной Елены Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации ... о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и включении периода работы в стаж, дающий право на назначение пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Цупина Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ ... о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и включении периода работы в стаж, дающий право на назначение пенсии. Свои требования мотивировала тем, что работает <данные изъяты> в МОУ ДОД «Детская школа искусств» № ..., имеет специальный педагогический стаж работы более 30 лет. Пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации» установлено, что досрочная пенсия по возрасту назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Дата она обратилась с заявлением и прилагаемыми к нему документами за назначением досрочной пенсии по старости в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ .... На этот момент она имела требуемую законом продолжительность специального трудового стажа, однако ответчик отказал ей в досрочном назначении пенсии. Причиной отказа послужило отсутствие 25-летнего педагогического стажа. При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету некоторые периоды ее учебы и работы, в результате чего специальный стаж, принятый к зачету, составил 15 лет 06 месяцев 02 дня. При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету следующие периоды ее учебы и работы: с Дата по Дата (4 года 10 месяцев) обучение на дневном отделении <данные изъяты> государственной консерватории по специальности «народные инструменты – домра»; с Дата по Дата перед поступлением в консерваторию она работала преподавателем по классу домры в музыкальной школе .... По окончании консерватории была присвоена квалификация- преподаватель. После окончания консерватории Дата по настоящее время работает преподавателем по классу домры в МОУ ДОД «Детская школа искусств» № .... В соответствии с общепринятым правовым принципом акты законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. С Дата досрочное назначение трудовой пенсии регулировалось положениями Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым было утверждено Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». В соответствии с абз.5 п.2 указанного Положения был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения «на дневном отделении в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность». Указанное Постановление применялось до 1 октября 1993 года (Постановление Совета Министров от 22.09.1993г. № 953). Конституционный Суд РФ постановлением от 29 января 2004 года № 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Исчисление стажа, имевшего место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (то есть до 1 января 2002 года) для определения права на пенсию может производиться по ранее действующим нормам. Согласно письму Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 года № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, подсчет стажа для определения права на трудовую пенсию может определяться как действующим законодательством на момент назначения пенсии, так и по ранее действующим нормам, в том числе в период приобретения этого стажа. Исключение периода учебы истицы из льготного стажа противоречит правовым позициям, содержащимся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П. Также не был принят к зачету период работы с 01.01.2001г. по 13.08.2010г. (09 лет 07 месяцев 12 дней) в должности преподавателя по классу домры в «Детской школе искусств» № ..., в связи с тем, что на Дата не было выполнено одно из условий для назначения пенсии, то есть не выработан стаж 16 лет 08 месяцев, в соответствии с п.12 Правил исчислений периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002г. № 781. Так как названный нормативный акт вступил в силу позднее периода, который ответчик не принял к зачету, считает, что этот период подлежит включению в специальный стаж, независимо от того, когда истица обратилась за назначением пенсии. Согласно действующему в этот период пенсионному законодательству РФ, этот период включался в специальный стаж для досрочного назначения пенсии и условия выработки определенного количества стажа не требовалось. Конституционный Суд РФ неоднократно излагал правовую позицию по вопросу сохранения ранее приобретенных прав на пенсию, согласно которой у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию, в соответствии с условиями на момент приобретения права. Отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии и во включении в специальный стаж оспариваемых периодов работы означает, по существу, придание обратной силы закону, ухудшающему положение истицы, и тем самым отмену права, приобретенного ею в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях. На основании изложенного просит суд признать отказ ответчика в назначении ей досрочной трудовой пенсии необоснованным; обязать включить в специальный педагогический стаж периоды учебы и работы: с Дата по Дата учебу в государственной <данные изъяты> консерватории; с Дата по Дата работу в должности преподавателя по классу домры; обязать назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента ее первоначального обращения, то есть с Дата.
В судебном заседании Цупина Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и пояснила, что она работает в МОУ ДОД «Детская школа искусств» № ... в должности преподавателя. По ее мнению, несмотря на то обстоятельство, что в процессе ее трудовой деятельности изменялось законодательство, она имеет право пользоваться теми законодательными актами в области пенсионного обеспечения, которые действовали в период ее работы и которые носят наиболее благоприятный для нее характер в правовом отношении. Ее функциональные обязанности за время работы не менялись, она до настоящего времени продолжает работать преподавателем, хотя разделение образовательных учреждений на учреждения основного и дополнительного образования ухудшило ее положение. Просит суд установить за ней право на досрочную пенсию по старости и включить в стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, период учебы в государственной <данные изъяты> консерватории с Дата по Дата и период работы в должности преподавателя по классу домры с Дата по Дата; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с Дата.
Представитель ответчика - Государственного учреждения - Управление пенсионного Фонда РФ ... Матвеева В.Н. исковые требования не признала, пояснив, что Управление Пенсионного фонда РФ является исполнительным, а не законодательным органом, в своей работе руководствуется действующим законодательством. В Положении, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» четко сказано, что если у работника на момент назначения пенсии имеется 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии - 16 лет 8 месяцев, они при назначении пенсии имеют право суммировать и период учебы. Это постановление действовало до 1 октября 1993 года и было отменено, с 1.10.1993г. на территории РФ оно уже не действовало, с этого периода действовало Постановление № 464, на основании которого производилось назначение пенсии. Сейчас применяется Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., которым утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которыми не предусмотрено включение в специальный стаж периодов обучения в высших и средних специальных учебных заведениях. 29.01.2004г. было издано Постановление Конституционного Суда в целях недопущения ухудшения прав граждан, однако это постановление не относится ко всем ранее действовавшим актам, при исчислении специального стажа на соответствующих видах работ до 01.01.2002г. применению подлежит законодательство, действовавшее до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли указанный стаж полностью или частично. С 1 ноября 1999 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, п.3 которого установлено, что в выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, а периоды работы после указанной даты – уже в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными настоящим постановлением. Постановление Конституционного Суда РФ № 2-П может применяться только в отношении тех нормативных актов, которые действовали на момент введения нового правового регулирования - Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 и Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067, в связи с чем его нельзя применить в части включения периода учебы в специальный стаж. Истец в подтверждение своих доводов ссылается на письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.06.2004г. № МЗ-637 «О порядке применения положений постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П», но согласно данному письму при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001г. правового регулирования, независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату. Ранее изданное постановление Министерства труда РФ от 17.10.2003г. № 70 говорит о том, что при исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются периоды иной общественно полезной деятельности, которые учитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, в том числе с учетом льготного порядка его исчисления. То есть, можно применять ранее действовавшее законодательство, но только в том случае, если человек на день отмены ранее действовавшего закона выработал полный стаж, тогда как Цупина Е.В. на эту дату полный стаж не выработала, поэтому при исчислении стажа они не имели права включить в него период учебы истицы. Относительно включения в стаж периода работы истицы действуют Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., согласно п.12 которых работа за период с 01.01.2001г. в учреждениях дополнительного образования для детей в должностях, предусмотренных Списком от 29.10.2002г., засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечения в связи с педагогической деятельностью, при наличии у лица на 01.01.2001г. стажа работы продолжительностью н менее 16 лет 8 месяцев в должностях и учреждениях, указанных в Списке, и факта работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1.11.1999г. по 31.12.2000г. в учреждениях дополнительного образования детей и на должностях, указанных в Списке. После обращения к ним Цупиной Е.В. они рассматривали два варианта подсчета стажа истицы: с учетом того, что она работает в должности заместителя директора и с учетом того, что она является преподавателем. Согласно пп. «в» п.8 Правил от 29.10.2002г. № 781 работа в должности заместителя директора в учреждениях дополнительного образования детей засчитывается за период работы в указанной должности до 01.11.1999г., поэтому с учетом представленных документов в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, подлежали зачету следующие периоды работы истицы: с Дата по Дата – в должности преподавателя по классу домры в «Детской музыкальной школе» ...; с Дата по Дата – в должности преподавателя по классу домры; с Дата по Дата – в должности заместителя директора по учебной работе в «Детской школе искусств №». При этом специальный стаж Цупиной Е.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, составляет 14 лет 4 месяца 2 дня. Однако кроме этого предоставлялась еще уточняющая справка, выданная администрацией «Детской школы искусств №» Дата, в соответствии с которой также подтверждается работа истицы в должности преподавателя по классу домры с Дата по Дата Они попробовали взять за основу этот период, и в таком случае продолжительность специального стажа у Цупиной Е.В. по состоянию на Дата составит 15 лет 6 месяцев 2 дня, тогда как требуемый стаж составляет 16 лет 8 месяцев, в связи с чем они не имели права зачесть в специальный трудовой стаж указанные истицей периоды работы, поэтому отказали Цупиной Е.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, считая этот отказ обоснованным.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Цупиной Е.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001г. лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, пенсия по старости назначается независимо от их возраста.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Согласно абзацупервомуп.2ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002года №781 утвердило список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, и правила исчисления периодов такой работы, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также в ранее действовавших Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённом постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. №1067, указана должность «преподаватель».
Согласно п.12 Постановления Пленума Верховного Суда от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при рассмотрении споров, возникших в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости на основании пп.10п.1ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», необходимо иметь в виду, что в силу пп.«в»п.8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.10п.1ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781, засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 года. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в пунктах1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» названного выше списка должностей и учреждений, имевшая место после 1 ноября 1999 года, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Аналогичное правило применяется и к случаям работы в указанных должностях в учреждениях, перечисленных в пунктах1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений», являющихся структурными подразделениями организации. При применении пункта12 названных Правил, согласно которому работа в должностях, указанных в пункте2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в данном пункте списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии условий, перечисленных в этом пункте, судам следует учитывать ограничения, установленные подпунктом«в»пункта8 Правил.
Пунктом 12 данных Правил предусмотрено, что работа в должностях указанных в п.2 раздела «наименование должностей» списка (в том числе «преподаватель») в учреждениях, указанных в п.2 «Учреждения дополнительного образования» раздела «наименование учреждений» списка (в том числе «детская школа искусств») за периоды, начиная с Дата, засчитывается в стаж работы при условии, если на Дата у лица имеется стаж работы в должностях в указанных в списке учреждениях продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, при исчислении специального стажа на соответствующих видах работ до 01.01.2002г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, то есть имеются в виду Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067.
В соответствии с разъяснениями «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2003 года № 70, при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Согласно имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки Цупина Е.В. работала в должности преподавателя по классу домры в ... музыкальной школе с Дата по Дата; с Дата по Дата обучалась в <данные изъяты> государственной консерватории; Дата принята на должность преподавателя по классу домры в «Детскую школу искусств» ...; с Дата назначена заместителем директора по учебной части.
В соответствии с копией протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от Дата Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда ... по вопросу определения права на установление Цупиной Е.В. досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», комиссией принято решение о том, что Цупина Е.В. не имеет права на установление досрочной пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела было установлено, что при подсчете специального трудового стажа для определения права истицы на досрочную трудовую пенсию не были учтены период учебы в <данные изъяты> государственной консерватории с Дата по Дата и период работы в должности преподавателя в МОУ ДОД «Детская школа искусств №» ... с Дата по Дата
Отказ ответчика во включении в стаж указанных периодов суд полагает правомерным, поскольку как указано выше, действующее пенсионное законодательство не предусматривает включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, а стаж работы истицы в должности преподавателя, составляющий 15 лет 6 месяцев 2 дня, не дает истице права на назначение досрочной пенсии, поскольку его продолжительность менее требуемых законом 16 лет 8 месяцев.
Суд не может согласиться с доводами истицы о том, что она имеет право пользоваться теми законодательными актами в области пенсионного обеспечения, которые действовали в период ее работы и которые носят наиболее благоприятный для нее характер в правовом отношении, по вышеупомянутым основаниям.
При таких обстоятельствах оснований для признания за Цупиной Е.В. права на досрочное назначение пенсии по старости и включении периода работы в стаж, дающий право на назначение пенсии, у суда не имеется, в связи с чем суд в удовлетворении исковых требований отказывает.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Цупиной Елены Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации ... о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и включении периода работы в стаж, дающий право на назначение пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Н.В. Морозова