Дело №2-24/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата 2011 года г. Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н., при секретаре Кузьминой Е.О., с участием ответчика Касинова С.С., представителя ответчика Касинова С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда гражданское дело по иску военного прокурора ... гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации, в лице Государственного образовательного учреждения профессионального образования «Военно-космическая академия имени ФИО» МО РФ к Касинову Станиславу Севериновичу о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор ... гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации в лице Государственного образовательного учреждения профессионального образования «Военно-космическая академия имени ФИО» МО РФ к Касинову Станиславу Севериновичу о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, мотивируя свои требования тем, что курсант Касинов С.С. поступил на военную службу добровольно Дата через РВК .... До призыва на военную службу Касинов С.С. проживал по адресу: ....
С Дата по Дата Касинов С.С. проходил военную службу по призыву, с Дата по Дата военную службу по контракту на топогеодезическом факультете ВКА имени ФИО (кафедра астрономии) в воинском звании «рядовой» на воинской должности курсанта.
Дата Касинов С.С. добровольно заключил с Министерством обороны Российской Федерации контракт о прохождении военной службы на время обучения в военном учебном заведении и на 5 лет военной службы после его окончания.
Приказом начальника ВКА имени ФИО от Дата год №№ Касинов С.С. был отчислен от обучения в академии в связи с невыполнением им условий контракта (невыполнение требований к дисциплинированности), с ним был расторгнут контракт.
Приказом начальника ВКА имени ФИО от Дата год №№ Касинов С.С. с Дата был исключен из списков личного состава академии и направлен для прохождения военной службы по призыву в войсковую часть № ....
В настоящее время Касинов С.С. выслужил установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок прохождения военной службы по призыву и направлен на воинский учет по месту жительства.
Постановлением Правительства РФ от 22 января 2004 г. N 1009 «О военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» в целях совершенствования системы подготовки офицеров в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации образована Военно-космическая академия имени ФИО (...)".
В соответствии с Уставом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военно-космическая академия имени ФИО», утвержденным Министром обороны Российской Федерации, академия является некоммерческой организацией - государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (п.1.6).
В соответствии с п.7 ст.35 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.
Порядок исчисления размера возмещаемых средств определен постановлением Правительства РФ от 25 июня 2007 года №402 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования" (в редакции постановления Правительства РФ от 01.10.2007 г. №629), которым утверждена методика исчисления соответствующих средств (далее по тексту- Методика).
При заключении контракта о прохождении военной службы с Касиновым С.С., условие о возмещении указанных средств, а также размер подлежащих возмещению средств были включены в контракт о прохождении военной службы. Условия и основания возмещения указанных средств федерального бюджета Касинову С.С. были разъяснены и понятны.
В соответствии с п.6 Методики размер подлежащих возмещению средств, включенный в контракт Касинова С.С., был определен исходя из фиксированного значения суммы этих средств, рассчитанного Министерством обороны РФ, составляющего 2007 год – 28500 рублей; 2008 год – 28500 рублей; 2009 год – 54200 рублей.
В соответствии с расчетом фиксированных значений сумм (приказ Министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2008 года №434 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства РФ от 25 июня 2007 года №402) подлежащих возмещению средств, в 2008 году в ВКА им ФИО, утвержденным командующим Космическими войсками Дата, фиксированное значение по кафедре астрономии на 2008 год составляет 28500 рублей, а на 2009 год утвержденным командующим Космическими войсками Дата, составляет 54200 рублей.
Согласно п.7 Методики граждане, отчисленные из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшиеся заключить контракт, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную подготовку по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств для граждан, отчисленных из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, - в размере, рассчитанном по формуле:
ТЗ = ФЗ x (ПЛО + ПМО / 12),
где:
ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военно-учебного заведения, тыс. рублей;
ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год;
ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении;
ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).
Таким образом, текущее значение суммы подлежащих возмещению Касиновым С.С. средств, рассчитанное по указанной формуле, составляет 68408 рублей 33 копейки:
ТЗ1 = 28500 x (2+1 / 12)=59375,00
ТЗ2 = 54200 x (0+2 / 12)=9033,33
ТЗ = ТЗ1+ТЗ2=59375,00+9033,33+68408,33
ПЛО1=2 Касинов С.С. обучался в академии два полных года – с Дата по Дата;
ПМО1=1 Касинов С.С. обучался в академии один полный месяц обучения, прошедших со дня истечения полного года обучения – с Дата по Дата;
ПМО2=2 Касинов С.С. обучался в академии один полный месяц обучения, прошедших со дня истечения полного года обучения – с Дата по Дата.
Необходимость удержания соответствующей суммы включена в приказ начальника академии об отчислении от обучения Касинова С.С., которая им в добровольном порядке возмещена не была.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, должно быть указано, в чем конкретно заключаются интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
В данном случае интересы государства обоснованы правовым анализом Конституции Российской Федерации и действующего федерального законодательства и заключаются в следующем:
Согласно п. «д» ст.71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества ( федеральная собственность). Защита интересов Российской Федерации включает в себя вопросы сохранности федеральной собственности и возмещения ей причиненного в результате противоправных действий вреда.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации» (приложение№1) имущество, в том числе денежные средства Вооруженных Сил Российской Федерации относятся исключительно к федеральной государственной собственности.
Пунктом 12 ст.1 Федерального закона «Об обороне» закреплено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Изложенные обстоятельства обязывают прокурора обратился в суд с заявлением о возмещении причиненного государству ущерба.
На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», п.7 ст.35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п.2 ст.15, ст.ст.309,310,1064,1082 ГК РФ, ст.ст.28,45,131 ГПК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года №402, прокурор просит суд взыскать с Касинова С.С. в пользу Государственного образовательного учреждения профессионального образования «Военно-космическая академия имени ФИО» МО РФ средства, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере 68408 рублей 33 копейки, которые перечислить на расчетный счет академии.
В судебное заседание военный прокурор Краснознаменского гарнизона Пензенского гарнизона не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительных причинах неявки не сообщил.
Дата по ходатайству военного прокурора в судебном заседании участвовал представитель ... межрайонной прокуратуры. Будучи извещенной в предыдущем судебном заседании о дате отложения рассмотрения дела на Дата, Бологовская межрайонная прокуратура также своего представителя в судебное заседание не направила.
Истец – государственное образовательное учреждение профессионального образования «Военно-космическая академия имени ФИО» МО РФ своего представителя в судебное заседание не направил, в письме, поступившем в суд за подписью начальника академии, содержится ходатайство о проведении судебных заседаний без представителя академии, поддержании заявленных исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании ответчик Касинов С.С. и его представитель Касинов С.И. иск не признали, пояснив суду, что в качестве основания для предъявления иска представлен приказ начальника ВКА № от Дата об отчислении ответчика от обучения в академии в связи с невыполнением условий контракта (невыполнение требований к дисциплинированности).
Ответчик возражает против указанного иска, так как был отчислен из ВКА без достаточных к тому оснований.
Согласно ст.100 Дисциплинарного Устава ВС РФ (далее по тексту ДУ ВС РФ) дисциплинарное взыскание - отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования – применяется в отношении курсантов военного образовательного учреждения профессионального образования за один или несколько совершенных ими грубых дисциплинарных проступков по представлению начальника военного образовательного учреждения профессионального образования приказом командира (начальника), которому такое право предоставлено.
В п.2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащего» и в п.1 Приложения №7 к ДУ ВС РФ содержится исчерпывающий перечень грубых дисциплинарных проступков.
Согласно п.7 ст.28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащего» по окончании разбирательства по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка составляется протокол о грубом дисциплинарном проступке, который согласно п.9 указанной статьи должен быть представлен для ознакомления военнослужащему. Согласно ст.81 ДУ ВС РФ разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола о грубом дисциплинарном проступке (приложение №8 к ДУ ВС РФ), где помимо обстоятельств и доказательств совершения нарушения, согласно п.10 ст.28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащего» должно быть объяснение военнослужащего, его подпись. Копия протокола вручается военнослужащему под роспись.
Согласно ст.103 Дисциплинарного Устава ВС РФ все поощрения и дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом, в том числе поощрения, объявленные командиром (начальником) всему личному составу воинской части (подразделения), заносятся в служебную карточку (приложение№3 к ДУ ВС РФ) не позднее, чем в 7-дневный срок.
За все время обучения в ВКА им. ФИО ответчик не совершил ни одного грубого дисциплинарного проступка, предусмотренного указанным выше Перечнем. В отношении него никогда не проводилось разбирательство о грубом дисциплинарном проступке, никогда не составлялся протокол о грубом дисциплинарном проступке, подобных протоколов ответчик не подписывал и копий протоколов не получал.
Полагают, что Приказ ВКА № об отчислении должен был обосновываться на документах, подтверждающих факт совершения грубого дисциплинарного проступка. Таким документом - основанием для издания Приказа об отчислении из ВКА за недисциплинированность, согласно п.9 ст.28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащего» и ст.ст. 81,100 Дисциплинарного Устава ВС РФ мог является лишь протокол о грубом дисциплинарном проступке, но в материалах к исковому заявлению он не представлен.
Согласно п.2 ст.28.3 Федерального закона «О статусе военнослужащего» не допускается привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности в случае отсутствия события дисциплинарного проступка.
Таким образом, приказ начальника ВКА № издан в нарушение закона и не может являться основанием для взыскания денежных средств.
Согласно п.1 ст.19 Федерального Закона «О статусе военнослужащего», военнослужащие имеют право на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Согласно с п.1 ст.14 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе Российской Федерации», военнослужащий имеет право на «ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов, связанных с прохождением военной службы».
Согласно п.3 Контракта о прохождении военной службы от Дата командование ВКА «…обеспечивает соблюдение прав военнослужащего…»
Из этого следует, что, издав Дата Приказ № об отчислении ответчика из академии, не имея к этому достаточных законных оснований, командование ВКА нарушило его право на обучение, предусмотренное нормами федеральных законов и Контрактом о прохождении военной службы.
На основании вышеизложенного, Приказ начальника ВКА № является незаконным, а значит, не может служить основанием для взыскания средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку.
Выслушав ответчика и его представителя, изучив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.7 ст.35 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. N 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства Обороны Российской Федерации» (в ред. Приказов Министра обороны РФ от 16.06.2005 N 247, от 27.01.2010 N 42) утверждено Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства Обороны Российской Федерации (далее – Руководство).
Согласно п.94 Руководства слушатели и курсанты, проходящие военную службу по контракту, представляются к отчислению из вуза в установленном порядке по неуспеваемости, недисциплинированности, нежеланию учиться, по состоянию здоровья (на основании заключения военно-врачебной комиссии), в связи с невозможностью продолжать обучение по не зависящим от них причинам.
По недисциплинированности представляются к отчислению из вуза в установленном порядке:
слушатели, которым объявлено дисциплинарное взыскание за совершение грубого дисциплинарного проступка;
курсанты - в соответствии со статьей 100 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме того, представляются к отчислению из вуза в установленном порядке слушатели и курсанты, проходящие военную службу по контракту, имеющие два и более неснятых дисциплинарных взыскания за семестр обучения от начальника факультета, ему равных и выше.
Дела слушателей и курсантов, представляемых к отчислению, рассматриваются на ученом совете вуза (факультета). Отчисление со всех курсов, кроме выпускного, производится приказом начальника вуза. Отчисление слушателей и курсантов с выпускного курса производится приказом начальника, которому подчинен вуз. Лицам, отчисленным из высшего военно-учебного заведения, выдается справка установленного образца об обучении в высшем военно-учебном заведении.
Согласно ст.100 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (в ред. Указа Президента РФ от 23.10.2008 N 1517) - дисциплинарное взыскание - отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования - применяется в отношении курсантов военного образовательного учреждения профессионального образования за один или несколько совершенных ими грубых дисциплинарных проступков по представлению начальника военного образовательного учреждения профессионального образования приказом командира (начальника), которому такое право предоставлено.
Исчерпывающий перечень таких проступков приведен в п. 2 ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
По своему характеру грубыми являются следующие дисциплинарные проступки:
нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы;
(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 1-ФЗ)
неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения;
отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;
(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 1-ФЗ)
уклонение от исполнения обязанностей военной службы;
нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);
нарушение правил несения пограничной службы;
нарушение уставных правил караульной службы;
нарушение уставных правил несения внутренней службы;
нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне;
нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества;
уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;
нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение;
нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия;
нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;
исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, привлечению военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к установленной настоящим Федеральным законом дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка;
административное правонарушение, за которое военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность.
Таким образом, в соответствии с названными выше нормативными правовыми актами основаниями для исключения слушателей и курсантов из военно-учебного заведения являются:
- недисциплинированность (нарушение воинской дисциплины);
- неуспеваемость или нежелание учиться (невыполнение учебных планов);
- отказ заключить контракт;
- состояние здоровья (на основании заключения военно-врачебной комиссии);
- невозможность продолжать обучение по не зависящим от них причинам;
- невыполнение ими условий контракта.
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ с момента вступления в силу установил новые порядок и основания привлечения военнослужащих к юридической ответственности, в том числе связанные с отчислением военнослужащих из военно-учебных заведений.
Данным Федеральным законом был дополнен ст. 28.4 ("Дисциплинарное взыскание и его применение") Федеральный закон "О статусе военнослужащих". Среди прочих дисциплинарных взысканий указанная статья предусматривает, что досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта применяется к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, за исключением высших офицеров и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, а отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования применяется к курсанту военного образовательного учреждения профессионального образования.
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ дополнил Федеральный закон "О статусе военнослужащих" статьей.28.6 - обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Доказательства и их оценка
1. При привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности выяснению подлежат:
событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
данные, характеризующие личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок;
наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;
обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы;
обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;
причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности.
2. Доказательствами при привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности являются любые фактические данные, на основании которых командир или судья военного суда, рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
3. В качестве доказательств допускаются:
объяснения военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;
объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности;
заключение и пояснения специалиста;
документы;
показания специальных технических средств;
вещественные доказательства.
4. Объяснения военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности, представляют собой сведения, имеющие отношение к решению вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности, и сообщаются указанными лицами в устной или письменной форме.
Объяснения указанных лиц в случае необходимости записываются и приобщаются к материалам о дисциплинарном проступке, а также отражаются в протоколе о грубом дисциплинарном проступке или в другом протоколе, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Основания отчисления из военно-учебного заведения, предусмотренные в Руководстве по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, подлежат применению с учетом норм, указанных в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ).
К аналогичному выводу пришла Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в определении от 15 июля 2010 г. N ВКГПИ10-41 при рассмотрении дела по заявлению бывшего курсанта Военно-медицинской академии имени ФИО2 о признании абзаца 10 пункта 94 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Руководство) (в редакции Приказа Министра обороны РФ от 27 января 2010 года N 42) противоречащим ст. 100 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 31 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N 82, права, обязанности и ответственность курсантов определяются законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и уставом высшего военно-учебного заведения.
За невыполнение профессиональной образовательной программы, нарушение требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации курсанты могут быть отчислены из военно-учебного заведения.
Порядок отчисления из высшего военно-учебного заведения, а также восстановления, поступления на военную службу при восстановлении, перевода курсантов из одного высшего военно-учебного заведения в другое устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа в соответствии с законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы.
Согласно пунктам 7, 8, 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности. При этом в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции. В свою очередь Министр обороны РФ в соответствии с указанным Положением вправе издавать по вопросам обороны и другим вопросам, отнесенным к его компетенции, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
Министр обороны, издавая Приказ от 27 января 2010 года N 42 о внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 года N 80 "Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации" пункт 94 указанного нормативного правового акта изложил в новой редакции, согласно которой курсанты по недисциплинированности представляются к отчислению из вуза в соответствии со статьей 100 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, что не противоречит действующим актам, имеющим большую юридическую силу.
Одновременно в новой редакции статьи 94 Руководства (абзац 10) предусмотрена возможность отчисления из вуза в установленном порядке курсантов, проходящих военную службу по контракту, имеющих два и более неснятых дисциплинарных взыскания за семестр обучения от начальника факультета, ему равных и выше.
Анализ данной нормы и действующей законодательной базы по этому вопросу позволяет сделать вывод о том, что изложенные в ней условия отчисления из военного вуза курсантов по указанным основаниям не только не предусмотрены федеральными законодательными и правовыми нормативными актами, но и находятся в противоречии с ними.
В частности, в статье 100 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ (утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495), которой регулируется вопрос применения такого дисциплинарного взыскания, как отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования, однозначно определено, что отчисление курсантов, как дисциплинарное взыскание, возможно за один или несколько совершенных ими грубых дисциплинарных проступков. Исчерпывающий перечень таких проступков приведен в п. 2 ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Согласно выписке из приказа начальника военно-космической академии им. ФИО № от Дата Касинов С.С. зачислен на первый курс в военно-космической академии им. ФИО, назначен на воинскую должность курсанта, присвоен личный номер 164 и с ним заключен контракт на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания по военной специальности: Применение геодезических подразделений и эксплуатация геодезической техники.
Из копии рапорта Касинова С.С. от Дата усматривается, что он ходатайствует о заключении с ним первого контракта о прохождении военной службы на время обучения в академии и 5 лет военной службы после ее окончания с Дата в соответствии с п.2 ст.35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Дата между курсантом Касиновым С.С. и начальником военно-космической академии им. ФИО на время обучения в военном институте и пять лет после его окончания заключен контракт о прохождении военной службы, в котором Касинов С.С. обязался проходить военную службу по контракту в течение установленного контрактом срока, в период прохождения военной службы по контракту добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, возместить в случаях, предусмотренных ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере 28000 рублей.
Согласно выпискам из приказов военно-космической академии им. ФИО по строевой части № от Дата и № от Дата Касинов С.С. отчислен от обучения в академии в связи с невыполнением им условий контракта (не выполнение требований к дисциплинированности), контракт расторгнут с ним на основании рапорта начальника факультета, и убыл для прохождения военной службы по призыву в войсковую часть № ... и исключен из списка личного состава академии и всех видом обеспечения. В соответствии с требованием постановления Российской Федерации № от Дата с Касинова С.С. подлежит удержанию сумма, затраченная на военную специальную подготовку, в размере 47483 рубля 33 копейки.
Как следует из справки Военно-космической академии им. ФИО от Дата Касинов С.С. с Дата отчислен по недисциплинированности.
Из расчета суммы единовременного пособия при заключении контракта, подлежащей возмещению в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ от 30.06.2006 года №200 и стоимости суммы, подлежащей возмещению, затраченных на военную и специальную подготовку, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.06.2007 года №402 следует, что Касинов С.С. зачислен на обучение Дата, заключил контракт Дата, отчислен по недисциплинированности Дата9 года. Стоимость обучения в 2007 и 2008 году составляла 28500 рублей, в 2009 году – 54200). Касинов С.С. обязан возместить 68408 рублей 33 копейки, исходя из расчета: ТЗ=ФЗ*(ПЛО+ПМО/12) с Дата по Дата: 28500*(2+1/12)=59375 рублей, с Дата по Дата: 54200*(0+2/12)=9033 рубля 33 копейки.
Согласно справке Военно-космической академии им. ФИО от Дата расчет фиксированных значений суммы, подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования на 2007 год не составлялся. Методика расчета фиксированных значений установлена приказом Министра обороны от 08.08.2008 года №434 «О мерах по реализации в Вооруженных силах Российской Федерации постановления Правительства РФ от 25 июня 2007 года №402». Для граждан, поступивших и отчисленных в 2007 году, при расчете суммы удержания применяются нормы 2008 года, утвержденные Командующим космическими войсками Дата.
Согласно расчету фиксированных значений суммы, подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении военной службы, заключаемых в 2008 и 2009 годах, в Военно-космической академии им. ФИО анна кафедре применение геодезических подразделений и эксплуатация геодезической техники в 2008 году составляет 28500 рублей, в 2009 году- 54200 рублей.
Касинов С.С. денежные средства, затраченные их федерального бюджета на военную или специальную подготовку, добровольно не возместил, что подтверждается справкой Военно-космической академии им. ФИО от Дата.
По ходатайству ответчика истцом были направлены в суд следующие документы.
Копия служебной карточки Касинова С.С., из которой следует, что Касинов С.С. за время прохождения военной службы имел 5 поощрений и 18 взысканий в виде выговора и строгого выговора.
Экзаменационная ведомость № от Дата, где по дисциплине физическая культура Касинову С.С. поставлена отметка «неудовлетворительно».
Социально-психологический портрет Касинова С.С. и служебная характеристика, где указано, что Касинов С.С. за период обучения зарекомендовал себя слабо дисциплинированным курсантом.
Выписка из протокола № заседания ученого совета военного института (топографического) Военно-космической академии им. ФИО от Дата, согласно которой ученый совет института ходатайствовал перед командованием об отчислении курсанта Касинова С.С. из курсанта ВИ(Т)ВКА им.ФИО по невыполнению контракта со стороны курсанта (личной недисциплинированности).
Рапорт Касинова С.С. об отчислении, однако курсант был уволен не по данному основанию.
Рапорт начальника курса от Дата и ходатайство начальника Военно-космической академии им. ФИО от Дата, в которых они просили ходатайства об отчислении Касинова С.С. по недисциплинированности в связи с тем, что с Дата Касинов С.С. уклоняется от выполнения своих служебных обязанностей и высказывает нежелание продолжать обучение в институте.
Рапорт начальника курса на указания по передаче Касинова С.С. в БОУП ВКА им.ФИО.
Список курсантов, отчисленных из Военно-космической академии им. ФИО, согласно которому Касинов С.С., заключивший контракт в 2009 году, отчислен по недисциплинированности с 3 курса академии.
В судебном заседании установлено, что Касинов С.С. с Дата проходил обучение в Военно-космической академии им. ФИО. Дата заключил контракт о прохождении военной службы сроком на время обучения в институте и пять лет военной службы после его окончания. Дата ответчик отчислен от обучения в Военно-космической академии им. ФИО в связи с невыполнением условий контракта (невыполнение требований к дисциплинированности) и с ним расторгнут контракт. Дата Касинов С.С. исключен из списков личного состава курсантов Военно-космической академии им. ФИО и всех видов обеспечения и направлен для прохождения военной службы по призыву в войсковую часть № .... Истцом не представлено доказательств того, что ответчик имел дисциплинарные взыскания за совершение грубых дисциплинарных проступков, что могло послужить основанием к отчислению из Военно-космической академии им. ФИО по недисциплинированности. Суд принимает во внимание обстоятельства, по которым ответчик возражает против заявленного иска, считая их убедительными и обоснованными.
Истцом, в том числе и по запросу суда не представлено доказательств, что курсант Касинов С.С. за период обучения имел дисциплинарные взыскания за совершение грубых дисциплинарных проступков, предусмотренных законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что, поскольку курсанту Касинову С.С. не объявлялось взысканий за совершение грубых дисциплинарных проступков, он не нарушал обязательств, предусмотренных контрактом о прохождении военной службы, законных оснований для отчисления Касинова С.С. от обучения из Военно-космической академия им. ФИО по причине невыполнения требований к дисциплинированности не имелось. При указанных обстоятельствах Касинов С.С. не должен возмещать средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку.
На основании изложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований к Касинову С.С. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Военному прокурору ... гарнизона, действующему в интересах Российской Федерации в лице Государственного образовательного учреждения профессионального образования «Военно-космическая академия имени ФИО» МО РФ в удовлетворении исковых требований к Касинову Станиславу Севериновичу о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Ж.Н. Бондарева.