Дело № 2-386/2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата 2011 года г.Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н., при секретаре Савельевой Ю.Ю., с участием истца Мединской Л.А., представителя ответчика - Управления пенсионного фонда РФ в ... Самолетовой Н.А., представителя ответчика – администрации МО ... Чагиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мединской Любови Анатольевны к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в ... о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью и включении периодов педагогической деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Мединская Любовь Анатольевна обратилась в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в ... о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью и включении периодов педагогической деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указала, что пп.19 п.1ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что досрочная пенсия по возрасту назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Истица работает учителем русского языка и литературы в МОУ СОШ № ... Имеет специальный педагогический стаж работы более 30 лет.
Дата она обратилась с заявлением о досрочном назначении ей пенсии в территориальное управление Пенсионного фонда РФ в .... Рассмотрев вопрос назначения ей пенсии в связи с педагогической деятельностью, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ... отказало ей в назначении данной пенсии. Из стажа ее педагогической деятельности был исключен период ее работы методистом в Доме пионеров и школьников с Дата по Дата, в результате чего специальный стаж, принятый к зачету, составил 22 года 3 месяца 9 дней. Она не согласна с данным решением по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1379, предусмотрено, что пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (по Перечню учреждений согласно Приложению) назначаются учителям и другим работникам просвещения – при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
Приказ Министерства просвещения №227 от 14.11.1986 года «Об утверждении номенклатуры внешкольных учреждений» Дом пионеров и школьников относился к внешкольным учреждениям. Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденная приказом №94 от 16.05.1985 года засчитывала в стаж педагогической работы работу по должности методиста учреждений просвещения. Данное постановление утратило силу лишь в 1993 году в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №953. Пунктом 4 Положения от 17.12.19959 года №1397 предусмотрено, что время работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Согласно ранее действовавшему пенсионному законодательству истица приобрела право на включение периода работы в стаж, дающий ей право на пенсию, которого, в силу ст.55 Конституции Российской Федерации, она не может быть лишена, если позднее принятый нормативный правовой акт не содержит такого положения.
Исключение периода ее работы в должности методиста из льготного стажа является противоречащим правовым позициям, содержащимся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года №2-П.
На основании изложенного, истица просит суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с Дата, включить в педагогический стаж ее работы период с Дата по Дата ее работы методистом Дома пионеров и школьников ..., обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию с Дата.
В судебном заседании истица Мединская Л.А. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Просит суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с Дата, включить в педагогический стаж период ее работы методистом Дома пионеров и школьников ... с Дата по Дата, обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости с Дата.
Представитель ГУ – Управления пенсионного Фонда РФ в ... Самолетова Н.А. иск не признала и пояснила суду, что Дата Мединская Л.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в ... с письменным заявлением по вопросу установления права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон от 17.12.2001г.)
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г. лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.
При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуются Списком должностей и учреждений, работа в которых насчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781.
В связи Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-11 при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до 01.01.2002 г. применяются правила и нормы, действовавшие до введения
в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли указанный стаж полностью либо частично:
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 I. № 463 (далее Список от 06.09.1991 г.), применяется за периоды работы до 01.11.1999г.;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79) - далее Список от 22.09.1999 г., применяется за периоды работы после 01.11.1999 г.
Указанные Списки должностей являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Таким образом, для назначения пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Закона 173-ФЗ в специальный стаж засчитывается педагогическая деятельность только в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками. Подтверждается характер работы (занимаемая должность) общеустановленными документами о трудовом стаже, основным документом является трудовая книжка.
В тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения на основании первичных документов, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» периоды работы подтверждаются данными выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
На основании копии трудовой книжки истицы, справок о стаже и выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица периоды работы с Дата по Дата в Доме пионеров (в настоящее время Дом детского творчества) в должности массовика-затейника - засчитывается только в общий трудовой стаж на общих основаниях, т.к. данная должность не поименована в Списках и с Дата по Дата в Доме пионеров в должности методиста засчитывается только в общий трудовой стаж на общих основаниях т. к., данная должность не поименована в Списках;
Льготный стаж истицы, связанный с педагогической деятельностью, на Дата составляет 22 года 3 месяца 9 дней.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ у истицы возникнет право на трудовую пенсию по старости на общих основаниях в возрасте 55 лет, то есть с Дата.
В качестве ответчика к участию в деле по инициативе суда был привлечен работодатель истицы – администрация МО .... В судебном заседании представитель ответчика Чагина О.С. иск не признала по тем же основаниям, что и представитель ГУ – Управления пенсионного Фонда РФ в ....
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что иск Мединской Л.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г. лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, досрочная пенсия по старости назначается независимо от их возраста.
Из представленного в материалах дела ответа начальника ГУ Управления Пенсионного фонда в ... установлено: Дата Мединская Л.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в ... с письменным заявлением по вопросу определения права на установление досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании копии трудовой книжки истицы, справок о стаже и выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (выписка ИЛС ЗЛ) периоды работы:
1. с Дата по Дата (3 года 5 дней.) в МОУ «... специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» в должности воспитателя засчитывается в общий трудовой и специальный стаж, в связи с педагогической деятельностью;
2. с Дата по Дата (11 мес. 16 дней) в Доме пионеров (в настоящее время Дом детского творчества) в должности массовика-затейника - засчитывается только в общий трудовой стаж на общих основаниях, т.к. данная должность не поименована в Списках;
3. с Дата по Дата (10 лет 11 мес. 25 дней) в Доме пионеров (Дом детского творчества) в должности методиста - засчитывается только в общий трудовой стаж на общих основаниях т. к., данная должность не поименована в Списках;
4. с Дата по дату обращения Дата (19 лет 3 мес. 4 дней), за исключением периода административного отпуска с Дата по Дата (данный период выделен в индивидуальных сведениях как отпуск без сохранения заработной платы) в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» в должности учителя русского языка и литературы, засчитывается в общий трудовой и специальный стаж, в связи с педагогической деятельностью.
Работа по совместительству в Доме пионеров в должности руководителя кружка массовиков - затейников с Дата по Дата. (4 мес. 29 дней) и руководителя кукольного театра с Дата по Дата(10 лет 10 мес. 24 дня)- не может быть засчитана в специальный стаж т.к. данные должности
отсутствуют в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на
досрочное пенсионное обеспечение. Льготный стаж истицы, связанный с педагогической деятельностью, на Дата составляет 22 года 3 месяца 9 дней. Согласно п.1 ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ у истицы возникнет право на трудовую пенсию по старости на общих основаниях в возрасте 55 лет, то есть с 28.10. 2011 года.
Отказывая во включении в специальный стаж истицы периода работы в качестве методиста в Доме пионеров, ответчик исходил из того, что данная должность не была предусмотрена в утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. Должность методиста не указана также и в последующих подобных списках от 22 сентября 1999 года и 29 октября 2002 года.
Кроме этого, ответчик считает, что в силу положений действовавшего в спорный период постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которое применялось на территории Российской Федерации лишь до 1993 года, работа в должности методиста сама по себе не давала безусловного права на пенсию за выслугу лет, поскольку не была предусмотрена Перечнем учреждений, организаций и должностей, утвержденным тем же постановлением.
Однако при этом ответчик не принял во внимание следующие обстоятельства.
В спорный период (до Дата) действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397.
В соответствии с п. 2 Положения от 17.12.1959 года № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения включается работа по специальности в детских учреждениях.
В соответствии с п. 3.2. Инструктивного письма министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» ( в период работы истицы) к числу детских учреждений были причислены дома пионеров.
Период работы истца в качестве методиста в доме пионеров и школьников должен быть учтен на основании пункта 2 вышеназванного положения от 17.12.1959 года № 1397, как работа по специальности в детском учреждении. Работа в должности методиста в детских внешкольных учреждениях относится к педагогической работе в соответствии с пп. «л» п. 5 инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР № 94 от 16 мая 1985 года.
Условия, предусмотренные п. 4 Положения от 17.12.1959 года № 1397 соблюдены, на момент обращения за пенсией истцом выработано 2/3 требуемого стажа.
Суд применяет Положение от 17.12.1959 года № 1397 до 01.10.1993 года, поскольку оно применялось до признания его недействующим на территории Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Список № 781).
Согласно ч.3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Согласно п.3 названного постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В период работы истца с Дата по Дата действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п.2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в учебных заведениях и детских учреждениях.
В спорный период работники, занимавшие должность методиста в детских учреждениях, ориентировались именно на постановление от 1959 года, и, принимая решение о характере своей трудовой деятельности в этот период, истица была вправе рассчитывать на предусмотренное данным актом социальное обеспечение в будущем. Наступившие впоследствии (до выработки истицей необходимого двадцатипятилетнего педагогического стажа) изменения в законодательстве, исключившие возможность зачета в специальный стаж времени работы в методиста в Доме пионеров, не должны ограничивать такую возможность.
В связи с указанным, оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период, что подтверждалось и в принятом после введения в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", в котором было указано о сохранении за другими педагогическими работниками условий и порядка назначения пенсий за выслугу лет, действовавших до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Данная позиция изложена также и Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указано, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Поэтому ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
При таких обстоятельствах вывод ответчика о том, что спорный период работы в качестве методиста в Доме пионеров и школьников не подлежит включению в специальный стаж Мединской Л.А. для назначения досрочной пенсии, является неверным.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение.
Таким образом, с учетом спорного периода работы Мединской Л.А. в качестве методиста в Доме пионеров, продолжительность ее специального стажа к моменту обращения за пенсией составляет более 25 лет, что в соответствии с п/п.10 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации" является основанием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
С 01.01.2002 вопросы назначения пенсии регулируются Федеральным законом от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которому обратная сила не придана.
Поэтому истцу должна назначаться досрочно трудовая пенсия в соответствии с законодательством, действующим на момент ее обращения за назначением пенсии (Дата).
Согласно ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит перечня работ, подлежащих включению в стаж для назначения трудовых пенсий. Этот вопрос разрешается иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что истец с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии и всеми необходимыми документами обратилась к ответчику Дата, то есть после введения в действие с 01.01.2002 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и на день обращения имела необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
На этом основании суд приходит к выводу о том, что отказ в назначении такой пенсии по мотиву отсутствия должности методиста в Списке наименований должностей, работа в которых подлежит зачету в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, является необоснованным, и удовлетворяет заявленные исковые требования, поскольку спорный период работы истца в данной должности имел место в 1980-1991 годах, и в то время в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, работа в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывалась в стаж работы учителей и других работников просвещения. Работа в должности методиста во внешкольных учреждениях относилась к педагогической работе в соответствии с пп. «л» п. 5 инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР № 94 от 16 мая 1985 года, также действовавшего в спорный период.
Указанное Положение действовало на территории Российской Федерации до издания Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953, поэтому к спорным правоотношениям подлежит применению закон, действовавший на момент возникновения данных правоотношений. Указанный вывод вытекает из правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 N 320-О и от 06.03.2003 N 107-О, на основании которых издано Разъяснение Минтруда России от 17.10.2003 N 4, утвержденное Постановлением Минтруда России от 17.10.2003 N 70 (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2003 N 5284). Согласно указанному Разъяснению при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности).
С учетом изложенного суд считает, что трудовой стаж истицы с Дата по Дата подлежит включению в стаж, дающий право истице на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при таких обстоятельствах ее стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ на дату обращения за назначением пенсии составит более 25 лет, поэтому суд признает за Мединской Л.А. право на досрочное назначение пенсии со дня обращения за указанной пенсией.
Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Мединской Любови Анатольевны к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в ... о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью и включении периодов педагогической деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости удовлетворить.
Признать за Мединской Любовью Анатольевной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» с Дата.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ... включить в трудовой стаж для досрочного назначения пенсии по старости Мединской Л.А. стаж её работы с Дата по Дата в Доме пионеров и школьников ... в должности методиста и назначить Мединской Л.А. досрочную трудовую пенсию по старости с Дата.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Бологовский городской суд.
Председательствующий