О возложении на администрацию сельского поселения обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности



Дело №2-589/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2011 года г. Бологое

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Борисовой С.П.,

при секретаре Федоровой Н.Б.,

с участием старшего помощника Бологовского межрайонного прокурора Шевчук О.Л.

представителя ответчика – администрации МО «Валдайское сельское поселение» Сидорова Н.А.,

представителя ОНД по пожарному надзору по г.Бологое и Бологовскому району Лаврентьева Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда гражданское дело по заявлению Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на администрацию муниципального образования «Валдайское сельское поселение» обязанности устранить нарушения пожарной безопасности в соответствии с ППБ 01-03 п.94 и п.114 в срок до 01.06.2011,

У С Т А Н О В И Л:

Бологовский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о возложении на администрацию муниципального образования «Валдайское сельское поселение» (далее – администрация МО «Валдайское сельское поселение») обязанности устранить нарушения пожарной безопасности в соответствии с ППБ 01-03 п.94 и п.114 в срок до 01.06.2011. Свои требования Бологовский межрайонный прокурор мотивировал тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Бологовского района законодательства о пожарной безопасности людей. В ходе проверки в муниципальном образовании «Валдайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области выявлено, что подъезды с площадками у естественных водоемов с твердым покрытием для установки пожарных машин в любое время года не установлены, а также на территории населенных пунктов поселения отсутствуют средства звуковой сигнализации оповещения людей на случай возникновения пожара, что является нарушением п.114 ППБ 01-03 и п.94 ППБ 01-03. Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения поселений отнесено обеспечение первичных мер пожранной безопасности в границах населенных пунктов. Статья 15 Конституции Российской Федерации гласит, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст.37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №69-Ф3 руководители органов местного самоуправления обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. В соответствии со ст.20 Федерального Закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно п.п.1 ч.8 Указа Президента РФ от 21.09.2002 №1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления и организациями. В соответствии с приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003 утверждены Правила пожарной безопасности РФ (ППБ-01-03). Пунктом 114 ППБ 01-03 установлено, что на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. А согласно п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Таким образом, муниципальным образованием «Валдайское сельское поселение» в нарушение ст.63 Федерального закона Российской Федерации от 22.06.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», устанавливающей перечень первичных мер пожарной безопасности, не обеспечено надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения и оповещение о пожаре в населенных пунктах поселения, то есть не выполнены требования федерального законодательства, что является не допустимым. В соответствии с Уставом МО «Валдайское сельское поселение» полномочия по решению вопросов местного значения возложены на администрацию муниципального образования, в том числе и полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Неустранение выявленных нарушений пожарной безопасности в случае пожара может повлечь гибель людей и уничтожение имущества неопределенного круга лиц, что является грубейшим нарушением Федерального законодательства.

В соответствии со ст.34 Ф3 от 21.12.1994 №69-Ф3 «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно со ст.45 ГIIК РФ с заявлением в защиту прав, неопределенного круга лиц или образования вправе выступить прокурор. Круг лиц, в силу предоставленного Конституцией Российской Федерации право на свободу передвижения и места жительства, проживающих и находящихся на территории населенных пунктов МО «Валдайское сельское поселение», меняется, его невозможно индивидуализировать, привлечь в гражданском судопроизводстве в качестве истца, кроме того, невозможно индивидуализировать круг лиц, которые могут пострадать от возможной пожароопасной ситуации. Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц. В связи с этим, Бологовский межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию МО «Валдайское сельское поселение», расположенное по адресу: Тверская область, Бологовский район, п.Лыкошино, ул.Первомайская, д.9, устранить нарушение требований противопожарной безопасности, а именно: устроить подъезды с площадками (пирсами) у естественных водоемов с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных машин в любое время года в соответствии с ППБ 01-03 п. 94 и оборудовать на территории населенных пунктов МО «Валдайское сельское поселение» средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара в соответствии с ППБ 01-03 п. 114 в срок до 01.06.2011.

В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Шевчук О.Л. поддержала заявленные требования и пояснила суду, что до настоящего времени выявленные в МО «Валдайское сельское поселение» нарушения Правил пожарной безопасности не устранены, в связи с чем эксплуатация помещения с выявленными нарушениями пожарной безопасности в случае возникновения пожара может повлечь гибель людей и уничтожение имущества, что является грубейшим нарушением федерального законодательства. Поэтому просит суд обязать администрацию МО «Валдайское сельское поселение» устранить нарушение требований противопожарной безопасности, а именно: устроить подъезды с площадками (пирсами) у естественных водоемов с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных машин в любое время года в соответствии с ППБ 01-03 п. 94 и оборудовать на территории населенных пунктов МО «Валдайское сельское поселение» средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара в соответствии с ППБ 01-03 п. 114 в срок до 01 июня 2011 года.

Представитель администрации МО «Валдайское сельское поселение» Сидоров Н.А. в судебном заседании по существу заявленных Бологовским межрайонным прокурором пояснил, что на территории населенных пунктов МО «Валдайское сельское поселение» средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара будут оборудованы в ближайшее время. Ввиду многочисленности населенных пунктов на территории поселения и отсутствия денежных средств вопрос о строительстве пирсов для подъезда пожарных машин во всех населенных пунктах Валдайского сельского поселения не решен.

Представитель ОНД г.Бологое и Бологовского района Лаврентьев Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью, пояснил, что ответчик обязан устранить выявленные на территории Валдайского сельского поселения нарушения требований пожарной безопасности, в том числе установить пирсы для подъезда пожарных машин в соответствии с Правилам пожарной безопасности.

Выслушав старшего помощника Бологовского межрайонного прокурора, представителя ответчика, представителя ОНД по пожарному надзору г.Бологое и Бологовского района, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

В связи с тем, что невозможно индивидуализировать круг лиц, проживающих и находящихся на территории населенных пунктов МО «Валдайское сельское поселение», и которые могут пострадать от возможной пожароопасной ситуации, прокурор вправе обратиться с подобным иском в суд в защиту неопределенного круга лиц.

Федеральным законом Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ предусмотрена обязанность граждан и организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законы требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п.п.1 ч.8 Указа Президента РФ от 21.09.2002 №1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления и организациями

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон №123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон №69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно статье 63 Закона №123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Статьей 19 Закона №69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Статьей 62 Закона №123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

В силу ст.10 Закона №69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), согласно пункту 94 которых при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В соответствии с пунктом 114 Правил на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В силу ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут руководители органов местного самоуправления.

Согласно копии устава МО «Валдайское сельское поселение» администрация сельского поселения обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения.

В соответствии с Решением Совета депутатов Валдайского сельского поселения №86 от 02.02.2011 Главой МО «Валдайское сельское поселение» избран Сидоров Н.А.

Из акта от 18 марта 2011 года Бологовской межрайонной прокуратуры с участием Главы Валдайского сельского поселения Сидорова Н.А. усматривается, что на территории МО «Валдайское сельское поселение» не оборудованы подъезды к естественным и искусственным водоисточникам с площадками для пожарных автомобилей и забора воды, а также на территории населенных пунктов поселения отсутствует средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара.

Установленные в ходе проверки факты отсутствия на территории муниципального образования «Валдайское сельское поселение» подъездов к естественным и искусственным водоисточникам, расположенным на территории поселения или вблизи его, с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а также средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара сторонами не отрицаются и подтверждаются материалами дела.

Содержащиеся в предписании требования устранения этих нарушений соответствуют приведенному выше законодательству.

Согласно постановления №61 от 07.04.2011г. за указанные нарушения МО «Валдайское сельское поселение» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Не выполнение администрацией МО «Валдайское сельское поселение» требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизни граждан, проживающих постоянно и временно пребывающих на территории Валдайского сельского поселения, которые могут пострадать от возможной пожароопасной ситуации, поэтому суд обязывает администрацию МО «Валдайское сельское поселение», расположенную по адресу: Тверская область, Бологовский район, п.Лыкошино, ул.Первомайская, д.9, устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: устроить подъезды с площадками (пирсами) у естественных водоемов с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных машин в любое время года в соответствии с ППБ 01-03 п. 94 и оборудовать на территории населенных пунктов МО «Валдайское сельское поселение» средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара в соответствии с ППБ 01-03 п. 114 в срок до 01 июня 2011г.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Валдайское сельское поселение» об устранении нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать муниципальное администрацию МО «Валдайское сельское поселение», расположенное по адресу: Тверская область, Бологовский район, п.Лыкошино, ул.Первомайская, д.9, устранить нарушения требований пожарной безопасности: устроить подъезды с площадками (пирсами) у естественных водоемов с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных машин в любое время года в соответствии с ППБ 01-03 п. 94 и оборудовать на территории населенных пунктов МО «Валдайское сельское поселение» средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара в соответствии с ППБ 01-03 п. 114 в срок до 01.06.2011г.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти дней через Бологовский городской суд Тверской области.

Председательствующий С.П.Борисова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200