О возложении на администрацию сельского округа обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности



Дело №2-563/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2011 года г. Бологое

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Борисовой С.П.,

при секретаре Федоровой Н.Б.,

с участием старшего помощника Бологовского межрайонного прокурора Шевчук О.Л.,

представителя ответчика – администрации МО «Гузятинское сельское поселение» Алексеева В.В.,

представителя ОНД по пожарному надзору по г.Бологое и Бологовскому району Лаврентьева Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда гражданское дело по заявлению Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на администрацию муниципального образования «Гузятинское сельское поселение» обязанности устранить нарушения пожарной безопасности в соответствии с ППБ 01-03 п.94 и НПБ 110-03 п.3 в срок до 01.06.2011,

У С Т А Н О В И Л:

Бологовский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о возложении на администрацию муниципального образования «Гузятинское сельское поселение» (далее – администрация МО «Гузятинское сельское поселение») обязанности устранить нарушения пожарной безопасности в соответствии с ППБ 01-03 п.94 и НПБ 110-03 п.3 в срок до 01.06.2011. Свои требования Бологовский межрайонный прокурор мотивировал тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Бологовского района законодательства о пожарной безопасности людей. В ходе проверки в муниципальном образовании «Гузятинское сельское поселение» Бологовского района Тверской области выявлено, что подъезды с площадками у естественных водоемов с твердым покрытием для установки пожарных машин в любое время года не установлены, а также в помещении администрации не установлена автоматически пожарная сигнализация, что является нарушением п.94 ППБ 01-03 и п.3 НПБ 110-03. Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения поселений отнесено обеспечение первичных мер пожранной безопасности в границах населенных пунктов. Статья 15 Конституции Российской Федерации гласит, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст.37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №69-Ф3 руководители органов местного самоуправления обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. В соответствии со ст.20 Федерального Закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно п.п.1 ч.8 Указа Президента РФ от 21.09.2002 №1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления и организациями. В соответствии с приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003 утверждены Правила пожарной безопасности РФ (ППБ-01-03) и Нормы пожарной безопасности (НПБ 110-03). В соответствии с п.94 ППБ 01-03 при наличии на территории населенного пункта муниципального образования или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В нарушение п.3 НПБ 110-03 помещение администрации Гузятинского сельского поселения не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.

Таким образом, муниципальным образованием «Гузятинское сельское поселение» в нарушение ст.63 Федерального закона Российской Федерации от 22.06.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», устанавливающей перечень первичных мер пожарной безопасности, не обеспечено надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, не установлена в здании администрации автоматическая пожарная сигнализация, то есть не выполнены требования федерального законодательства, что является не допустимым. В соответствии с Уставом МО «Гузятинское сельское поселение» полномочия по решению вопросов местного значения возложены на администрацию муниципального образования, в том числе и полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Неустранение выявленных нарушений пожарной безопасности в случае пожара может повлечь гибель людей и уничтожение имущества неопределенного круга лиц, что является грубейшим нарушением Федерального законодательства.

В соответствии со ст.34 Ф3 от 21.12.1994 №69-Ф3 «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно со ст.45 ГIIК заявлением в защиту прав, неопределенного круга лиц или образования. Круг лиц, в силу предоставленного Конституцией Российской Федерации право на свободу передвижения и места жительства, проживающих и находящихся на территории населенных пунктов МО «Гузятинское сельское поселение», меняется, его невозможно индивидуализировать, привлечь в гражданском судопроизводстве в качестве истца, кроме того, невозможно индивидуализировать круг лиц, которые могут пострадать от возможной пожароопасной ситуации. Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц. В связи с этим, Бологовский межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию МО «Гузятинское сельское поселение», расположенное по адресу: Тверская область, Бологовский район, п.Гузятино, ул.Почтовая, д.2а, устранить нарушение требований противопожарной безопасности, а именно: устроить подъезды с площадками (пирсами) у естественных водоемов с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных машин в любое время года в соответствии с ППБ 01-03 п. 94 и оборудовать помещение администрации МО «Гузятинское сельское поселение» автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с НПБ 110-03 п.3 в срок до 01.06.2011.

В судебном заседании старший помощник Бологовского межрайонного прокурора Шевчук О.Л. поддержала заявленные требования и пояснила суду, что до настоящего времени выявленные в МО «Гузятинское сельское поселение» нарушения Правил пожарной безопасности не устранены, в случае возникновения пожара это может повлечь гибель людей и уничтожение имущества, что является грубейшим нарушением федерального законодательства. Поэтому просит суд обязать администрацию МО «Гузятинское сельское поселение» устранить нарушение требований противопожарной безопасности, а именно: устроить подъезды с площадками (пирсами) у естественных водоемов с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных машин в любое время года в соответствии с ППБ 01-03 п. 94 и оборудовать помещение администрации МО «Гузятинское сельское поселение» автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с НПБ 110-03 п.3 в срок до 01 июня 2011 года.

Представитель администрации МО «Гузятинское сельское поселение» Алексеев В.В. в судебном заседании иск Бологовского межрайонного прокурора признал в части установки сигнализации в здании администрации поселения при наличии денежных средств. Суду пояснил, что на территории п.Гузятино имеется подземный резервуар емкостью 50 куб.метров, также на улица Новая и Почтовая расположены пожарные гидранты, администрацией поселения в 2011 году заключен договор с ФГУ комбинат «Озёрный» об оказании услуг в случае возникновения пожара, в подтверждение чего представил копию договора №01/2011 от 24.01.2011 и калькуляцию транспортных услуг. На основании изложенного считает, что в установке пирсов для подъезда пожарных машин нет необходимости. Пожарные машины заправляются в водозаборных емкостях, которые имеются на территории поселения.

Представитель ОНД г.Бологое и Бологовского района Лаврентьев Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью, пояснил, что ответчик обязан устранить выявленные на территории Гузятинского сельского поселения нарушения требований пожарной безопасности, в том числе установить пирсы для подъезда пожарных машин в соответствии с Правилам пожарной безопасности.

Выслушав старшего помощника Бологовского межрайонного прокурора, представителя ответчика, представителя ОНД по пожарному надзору г.Бологое и Бологовского района, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

В связи с тем, что невозможно индивидуализировать круг лиц, проживающих и находящихся на территории населенных пунктов МО «Гузятинское сельское поселение», и которые могут пострадать от возможной пожароопасной ситуации, прокурор вправе обратиться с подобным иском в суд в защиту неопределенного круга лиц.

Федеральным законом Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ предусмотрена обязанность граждан и организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законы требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п.п.1 ч.8 Указа Президента РФ от 21.09.2002 №1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления и организациями

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон №123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон №69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно статье 63 Закона №123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Статьей 19 Закона №69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Статьей 62 Закона №123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

В силу ст.10 Закона №69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) и Нормы пожарной безопасности (НПБ 110-03).

Согласно пункту 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Пунктом 3 НПБ 110-03 установлено, что тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов. Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14 - 19, 26 - 29, 32 - 38 таблицы 3, при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.

В силу ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут руководители органов местного самоуправления.

Согласно копии устава МО «Гузятинское сельское поселение» администрация сельского поселения обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения.

В соответствии с Решением Совета депутатов МО «Гузятинское сельское поселение» №1 от 30.10.2008г. Главой Гузятинского сельского поселения избран Алексеев В.В.

Из акта проверки ОНД по г.Бологое и Бологовскому району от 29 апреля 2010 года усматривается, что на основании распоряжения главного государственного инспектора г.Бологое и Бологовского района по пожарному надзору проведена проверка в отношении МО «Гузятинское сельское поселение», в ходе которой установлено, что МО «Гузятинское сельское поселение» нарушило требование пожарной безопасности, а именно: не оборудованы на территории Гузятинского сельского поселения подъезды к естественным и искусственным водоисточникам с площадками для пожарных автомобилей и забора воды согласно ППБ 01-03 п.94; здание администрации МО «Гузятинское сельское поселение» не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией согласно НПБ 110-03 п.3.

Установленные в ходе проверки факты отсутствия на территории муниципального образования «Гузятинское сельское поселение» подъездов к естественным и искусственным водоисточникам, расположенным на территории поселения или вблизи его, с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а также автоматической пожарной сигнализации в здании администрации сельского поселения сторонами не отрицаются и подтверждаются материалами дела.

Содержащиеся в предписании требования устранения этих нарушений соответствуют приведенному выше законодательству.

Согласно постановления №48 от 29.03.2011 за указанные нарушения МО «Гузятинское сельское поселение» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Не выполнение администрацией МО «Гузятинское сельское поселение» требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизни граждан, проживающих постоянно и временно пребывающих на территории Гузятинского сельского поселения, работников и посетителей администрации МО «Гузятинское сельское поселение», которые могут пострадать от возможной пожароопасной ситуации, поэтому суд обязывает администрацию МО «Гузятинское сельское поселение», расположенную по адресу: Тверская область, Бологовский район, п.Гузятино, ул.Почтовая, д.2а, устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: устроить подъезды с площадками (пирсами) у естественных водоемов с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных машин в любое время года в соответствии с ППБ 01-03 п. 94 и оборудовать здание МО «Гузятинское сельское поселение» автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с НПБ 110-03 п.3 в срок до 01 июня 2011 года.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Гузятинское сельское поселение» об устранении нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать муниципальное администрацию МО «Гузятинское сельское поселение», расположенное по адресу: Тверская область, Бологовский район, п.Гузятино, ул.Почтовая, д.2а, устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: устроить подъезды с площадками (пирсами) у естественных водоемов с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных машин в любое время года в соответствии с ППБ 01-03 п. 94 и оборудовать здание МО «Гузятинское сельское поселение» автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с НПБ 110-03 п.3 в срок до 01 июня 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти дней через Бологовский городской суд Тверской области.

Председательствующий С.П.Борисова