о возложении на администрацию МО `Сельское поселение` обязанности устранить нарушения пожарной безопасности



Дело №2-559/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бологое 27 апреля 2011 года

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Симанкова А.А.,

с участием старшего помощника ... межрайонного прокурора Егорова С.В.,

при секретаре Филипповой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда гражданское дело по иску ... межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на администрацию муниципального образования «Рютинское сельское поселение» обязанности устранить нарушения пожарной безопасности в соответствии,

У С Т А Н О В И Л:

... межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением о возложении на администрацию муниципального образования «... сельское поселение» (далее – администрация МО «... сельское поселение») обязанности устранить нарушения пожарной безопасности. Свои требования истец мотивировал тем, что ... межрайонной прокуратурой ... проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления ... законодательства о пожарной безопасности людей. В ходе проверки в муниципальном образовании «... сельское поселение» ... выявлено, что подъезды с площадками у естественных водоемов с твердым покрытием для установки пожарных машин в любое время года не установлены, а также на территории населенных пунктов поселения отсутствуют средства звуковой сигнализации оповещения людей на случай возникновения пожара, что является нарушением соответственно п. 94 ППБ 01-03 и п.114 ППБ 01-03. В связи с этим, ... межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию МО «... сельское поселение» устранить нарушение требований противопожарной безопасности, а именно: устроить подъезды с площадками (пирсами) у естественных водоемов с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных машин в любое время года в соответствии с ППБ 01-03 п. 94 и оборудовать на территории населенных пунктов МО «... сельское поселение» средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара в соответствии с ППБ 01-03 п. 114 в срок до 01.06.2011 года.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объеме.

Администрация МО «... сельское поселение», надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, возражений по иску не представила.

Отделение надзорной деятельности по ... и ... (далее ОНД по ... и ...) в судебное заседание своего представителя не направило, имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, при этом исковые требования поддерживают в полном объеме.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление ... межрайонного прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования. В связи с тем, что невозможно индивидуализировать круг лиц, проживающих и находящихся на территории населенных пунктов МО «... сельское поселение», и которые могут пострадать от возможной пожароопасной ситуации, прокурор вправе обратиться с подобным иском в суд в защиту неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.34 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №69-ФЗ (в редакции от 29.12.20110 года) граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Также указанным Федеральным законом Российской Федерации предусмотрена обязанность граждан и организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законы требования должностных лиц пожарной охраны.

Как следует из ст.20 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п.п.1 ч.8 Указа Президента РФ от 21.09.2002 года №1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления и организациями.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Как следует из ст.63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Статьей 19 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

На основании ст. 62 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

В силу ст.10 ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года №313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), согласно пункту 94 которых при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В соответствии с пунктом 114 Правил на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Как следует из ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут руководители органов местного самоуправления.

Таким образом, из системного анализа вышеуказанного законодательства следует, что решение организационных, материальных и других вопросов в области пожарной безопасности на территории муниципального образования является прерогативой соответствующих органов местного самоуправления и не содержит каких-либо исключений, позволяющих секвестрировать объем проводимых мероприятий в т.ч. и при отсутствии денежных средств.

Согласно п. 9 ст. 35 Устава муниципального образования «... сельское поселение» администрация городского поселения обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского поселения.

Распоряжением главы администрации ... сельского поселения №-рк от 01 ноября 2008 года ФИО3 приступила к исполнению обязанностей главы ... сельского поселения.

Установленные в ходе проверки факты отсутствия на территории муниципального образования «Рютинское сельское поселение» подъездов к естественным и искусственным водоисточникам, расположенным на территории поселения или вблизи его, с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а также средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, сторонами не отрицаются и подтверждаются материалами дела.

Содержащиеся в предписании требования устранения этих нарушений соответствуют приведенному выше законодательству.

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 марта 2011 года, за указанные нарушения в отношении администрации МО «... сельское поселение» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании установлено, что невыполнение администрацией МО «... сельское поселение» требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество как постоянно проживающих, так и временно пребывающих на территории ... сельского поселения граждан, которые могут пострадать вследствие указанного чрезвычайного происшествия, является грубым игнорированием превентивных мер, направленных на минимизацию последствий в случае возникновения пожароопасной ситуации. При таких обстоятельствах суд обязывает администрацию МО «... сельское поселение» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: устроить подъезды с площадками (пирсами) у естественных водоемов с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных машин в любое время года в соответствии с ППБ 01-03 п.94 и оборудовать на территории населенных пунктов МО «... сельское поселение» средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара в соответствии с ППБ 01-03 п.114 в срок до 01 июня 2011года.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Рютинское сельское поселение» об устранении нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Рютинское сельское поселение» устранить нарушения требований пожарной безопасности: устроить подъезды с площадками (пирсами) у естественных водоемов с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных машин в любое время года в соответствии с ППБ 01-03 п.94 и оборудовать на территории населенных пунктов муниципального образования «Рютинское сельское поселение» средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара в соответствии с ППБ 01-03 п.114 в срок до Дата.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти дней через Бологовский городской суд ....

ФИО4 Симанков

Верно

Судья А.А. Симанков