об обязывании администрации поселка устроить пирсы



Дело №2-566/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бологое 14 апреля 2011 года

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Логушина В.А.,

с участием старшего помощника Бологовского межрайонного прокурора Шевчук О.Л.,

представителя администрации МО «Куженкинское городское поселение» Кузнецова А.Н.,

при секретаре Васильковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда гражданское дело по иску Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на администрацию муниципального образования «Куженкинское городское поселение» обязанности устранить нарушения пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Бологовский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением о возложении на администрацию муниципального образования «Куженкинское городское поселение» (далее – администрация МО «Куженкинское городское поселение») обязанности устранить нарушения пожарной безопасности. Свои требования истец мотивировал тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Бологовского района законодательства о пожарной безопасности людей. В ходе проверки в муниципальном образовании «Куженкинское городское поселение» Бологовского района Тверской области выявлено, что подъезды с площадками у естественных водоемов с твердым покрытием для установки пожарных машин в любое время года не установлены, а также на территории населенных пунктов поселения отсутствуют средства звуковой сигнализации оповещения людей на случай возникновения пожара, что является нарушением соответственно п. 94 ППБ 01-03 и п.114 ППБ 01-03. В связи с этим, Бологовский межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию МО «Куженкинское городское поселение» устранить нарушение требований противопожарной безопасности, а именно: устроить подъезды с площадками (пирсами) у естественных водоемов с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных машин в любое время года в соответствии с ППБ 01-03 п. 94 и оборудовать на территории населенных пунктов МО «Куженкинское городское поселение» средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара в соответствии с ППБ 01-03 п. 114 в срок до 01.06.2011 года.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования и пояснил суду, что указанные нарушения пожарной безопасности были выявлены еще в мае 2010 года органами пожнадзора, но до настоящего времени не устранены. Поэтому были вынуждены обратиться в суд с иском к администрации МО «Куженкинское городское поселение» об устранении выявленных нарушений. Учитывая, что в летний период возникает пожароопасная обстановка, считают, что указанные нарушения должны быть устранены в срок до 01 июня 2011 года.

Представитель администрации МО «Куженкинское городское поселение» в судебном заседании исковые требования прокурора признал полностью и пояснил суду, что в прошлом году денежные средства были заложены только на приобретение средств первой необходимости для тушения пожаров: ведер, лопат и т.д. Для того, чтобы исключить повторение прошлых ошибок, Совет депутатов Куженкинского городского поселения, учитывая то, что в прошлом году в бюджет поселения не были заложены такие денежные средства, в конце прошлого года спланировал выделение денежных средств для оборудования площадок с твердым покрытием. У них имеется договоренность с командиром в/ч 32358 о выделении бетонных дорожных плит в количестве 4 штук. Также на заводе железобетонных изделий п. Выползово им будет оказано содействие, где они приобретут еще несколько плит для оборудования площадок. На эти цели в бюджете поселения, согласно решения Совета депутатов № 47 от 08.12.2010 г., запланировано 45000 рублей. Кроме 40000 рублей, которые пойдут на строительство двух площадок, они запланировали 5000 рублей на приобретение одного гидранта, взамен вышедшего из строя. До 15 июня 2011 года две площадки будут построены.

Отделение надзорной деятельности по г.Бологое и Бологовскому району (далее ОНД по г.Бологое и Бологовскому району) в судебное заседание своего представителя не направил и представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, при этом исковые требования поддержал в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования. В связи с тем, что невозможно индивидуализировать круг лиц, проживающих и находящихся на территории населенных пунктов МО «Куженкинское городское поселение», и которые могут пострадать от возможной пожароопасной ситуации, прокурор вправе обратиться с подобным иском в суд в защиту неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.34 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №69-ФЗ (в редакции от 29.12.2010 года) граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Также указанным Федеральным законом Российской Федерации предусмотрена обязанность граждан и организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законы требования должностных лиц пожарной охраны.

Как следует из ст.20 ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п.п.1 ч.8 Указа Президента РФ от 21.09.2002 года №1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления и организациями.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 указанного закона.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Как следует из ст.63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Статьей 19 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

В силу ст.62 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

Как следует из ст.10 ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года №313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), согласно пункту 94 которых при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В соответствии с пунктом 114 Правил на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Согласно ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут руководители органов местного самоуправления.

Пунктом 9 ст. 37 Устава муниципального образования «Куженкинское городское поселение» предусмотрено, что администрация городского поселения обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского поселения.

Решением Совета депутатов Куженкинского городского поселения №17 от 10 апреля 2007 года на должность Главы администрации «Куженкинское городское поселение» назначен Кузнецов А.Н.

Из акта проверки ОНД по г.Бологое и Бологовскому району от 26 мая 2010 года усматривается, что на основании распоряжения главного государственного инспектора г.Бологое и Бологовского района по пожарному надзору проведена проверка в отношении МО «Куженкинское городское поселение», в ходе которой установлено, что МО «Куженкинское городское поселение» нарушило требование пожарной безопасности, а именно: не оборудованы на территории поселения подъезды с площадками (пирсами) у естественных водоемов с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных машин в любое время года согласно ППБ 01-03 п.94; отсутствуют на территории населенных пунктов средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара согласно ППБ 01-03 п.114.

Установленные в ходе проверки факты отсутствия на территории муниципального образования «Куженкинское городское поселение» подъездов к естественным и искусственным водоисточникам, расположенным на территории поселения или вблизи его, с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а также средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, сторонами не отрицаются и подтверждаются материалами дела.

Содержащиеся в предписании требования устранения этих нарушений соответствуют приведенному выше законодательству.

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 марта 2011 года, за указанные нарушения в отношении администрации МО «Куженкинское городское поселение» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании установлено, что невыполнение администрацией МО «Куженкинское городское поселение» требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество как постоянно проживающих, так и временно пребывающих на территории Куженкинского городского поселения граждан, которые могут пострадать вследствие указанного чрезвычайного происшествия, является грубым игнорированием превентивных мер, направленных на минимизацию последствий в случае возникновения пожароопасной ситуации. При таких обстоятельствах суд обязывает администрацию МО «Куженкинское городское поселение» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: устроить подъезды с площадками (пирсами) у естественных водоемов с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных машин в любое время года в соответствии с ППБ 01-03 п.94 и оборудовать на территории населенных пунктов МО «Куженкинское городское поселение» средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара в соответствии с ППБ 01-03 п.114 в срок до 01 июня 2011года.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Куженкинское городское поселение» об устранении нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Куженкинское городское поселение» устранить нарушения требований пожарной безопасности: устроить подъезды с площадками (пирсами) у естественных водоемов с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных машин в любое время года в соответствии с ППБ 01-03 п.94 и оборудовать на территории населенных пунктов муниципального образования «Куженкинское городское поселение» средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара в соответствии с ППБ 01-03 п.114 в срок до 01 июня 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти дней через Бологовский городской суд Тверской области.

Председательствующий В.А. Логушин