О проведении аттестации рабочих мест



Дело №2-1017/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата г.Бологое г.Бологое

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Кондратьевой О.Г.,

при секретаре Васильковой С.А.,

с участием старшего помощника ... прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Скрябина А.Ю.,

представителя ответчика - Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение » Управления федеральной службы исполнения наказаний по ... Мустонен Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ... прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение » Управления федеральной службы исполнения наказаний по ... о возложении обязанности на Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение » Управления федеральной службы исполнения наказаний по ... в лице начальника учреждения подполковника внутренней службы ФИО в срок до 01 июня 2012 года провести аттестацию 170 рабочих мест лечебно-производственной мастерской и хозяйственной обслуге по условиям труда в установленном порядке,

У С Т А Н О В И Л :

... прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующий в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение » Управления федеральной службы исполнения наказаний по ... (далее ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ...) о возложении обязанности на ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... в лице начальника учреждения подполковника внутренней службы ФИО в срок до 01 июня 2012 года провести аттестацию 170 рабочих мест лечебно-производственной мастерской и хозяйственной обслуге по условиям труда в установленном порядке. Свои требования истец мотивирует тем, что при проведении проверки Тверской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установлено, что в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... не соблюдаются требования законодательства в части аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно ст.212 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охране труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В соответствии с п.1 порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31 августа 2007 года №569 аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условия труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативами. Аттестация по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Ранее ... прокурором по надзору за соблюдением законов в ИУ вносилось представление в адрес начальника ЛИУ-3 по нарушениям требований ст.212 ТК РФ. Однако действенных мер по устранению нарушений начальником учреждения до сих пор не принято. Так, в настоящее время в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... не аттестовано по условиям труда 170 рабочих места. В лечебно-производственной (трудовой) мастерской ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... не аттестованы 92 рабочих места, хозяйственная обслуга 78 рабочих мест, производство, швейный цех - 60 рабочих мест, в том числе: швеи - 43, упаковщик-1, наладчик швейного оборудования-1, выворотчик-7, обрезчик ниток-3, дезинфектор-1, уборщик-1, машинист котельной-3. Текстильный цех -11 мест, в том числе: наладчик-1, упаковщик-1, перемотчик ниток-1, оператор вязальной машины-7, машинист котельной-1. Раскройный цех-7 мест, в том числе: наладчик раскройного оборудования-1, копировальщик-2, настильщик-1, раскройщик-2, уборщик-1. Сувенирный цех - 5 мест, в том числе: столяр-5. Гараж - 3 места, в том числе: сварщик-1, заточник-1, слесарь по ремонту автомобиля -1. Автосервис - 2 места, в том числе: слесарь по ремонту автомобиля-2. Деревообработки - 4 места, в том числе рамщик-1, разнорабочий-2, уборщик-1. Хозяйственная обслуга: нарядчик-1, дневальный-7, переплетчик-0,5 ставки, художник-0,5 ставки, повар-7, кухонный рабочий-1, резчик пищевых продуктов-8, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий-4, слесарь-сантехник-1, электромонтер -1, чистильщик канализационных тоннелей и каналов-4, кочегар котельной-8, заведующий камерой хранения-1, рабочий по обслуживанию бани-1, парикмахер-1, рабочий по стирке и ремонту спецодежды-2, портной-1, рабочий по ремонту обуви-1, пекарь-4, подсобный рабочий-4, уборщик служебных помещений-2, уборщик территории-5, слесарь по ремонту автомобилей-1, санитар-12. Указанное бездействие администрации ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... ведет к нарушению права осужденных на безопасные условия труда, а также может в последующем нарушить права осужденных, которые будут трудоустроены в ЛИУ-3. В соответствии со ст.2 Конституции РФ права и свободы граждан являются высшей ценностью государства. Согласно ст.ст.18,46 Конституции РФ права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст.12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав неограничен, поэтому прокурором предъявлено исковое заявление о возложении на руководителя учреждения обязанности устранить выявленное нарушение трудового законодательства. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В ЛИУ-3 на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя комплекс мероприятий, направленных на установление безопасных условий труда на каждом рабочем месте, всех работников, которые его занимают или будут занимать. Поскольку нарушены права и законные интересы граждан, круг которых не определен, исковое заявление предъявляется прокурором. В связи с чем прокурор просит суд обязать ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... в лице начальника учреждения подполковника внутренней службы ФИО в срок до 01 июня 2012 года провести аттестацию 170 рабочих мест лечебно-производственной мастерской и хозяйственной обслуге по условиям труда в установленном порядке.

В судебном заседании старший помощник ... прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Скрябин А.Ю. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении. При этом пояснил суду, что проведённой Тверской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установлено, что в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... не соблюдаются требования законодательства в части аттестации рабочих мест по условиям труда. В связи с этим в адрес руководителя ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... было внесено представление об устранении нарушений трудового и уголовно-исполнительного законодательства. Обязанность по проведению аттестации рабочих мест согласно ст.212 ТК РФ возлагается на работодателя. В ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... такая аттестация не была проведена до настоящего времени ввиду отсутствия финансирования на эти нужды. Учитывая это обстоятельство, а также то, что этот процесс может занять продолжительное время, ... прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях определён срок проведения аттестации рабочих мест до 01 июня 2012 года. В связи с чем, просит суд обязать ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... в лице начальника учреждения подполковника внутренней службы ФИО в срок до Дата провести аттестацию 170 рабочих мест лечебно-производственной мастерской и хозяйственной обслуге по условиям труда в установленном порядке.

Представитель ответчика - ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... Мустонен Б.А. заявленные исковые требования признал, и суд принимает признание иска представителем ответчика, а также суду показал, что действительно до настоящего времени в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... не проведена аттестация 170 рабочих мест лечебно-производственной мастерской и хозяйственной обслуги по условиям труда в установленном порядке. Причиной тому является отсутствие финансирования из бюджета на эти цели. На проведение процедуры аттестации указанных рабочих мест, по предварительным данным, требуется около полумиллиона рублей. В кратчайшие сроки денежные средства на эти нужды не поступят. Поэтому просит суд определить срок проведения аттестации рабочих мест в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... до конца 2012 года.

Выслушав старшего помощника ... прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Скрябина А.Ю., представителя ответчика Мустонен Б.А., изучив материалы дела, суд считает, что требования Тверского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.209 Трудового Кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возлагается на работодателя.

Согласно п.п.1,2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года №569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Согласно п.4 указанного Порядка, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: 1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; 2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; 3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; 5) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; 7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); 8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; 10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; 11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; 12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; 14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; 15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; 16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; 18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

Согласно копии свидетельства Федеральной налоговой службы, ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... является юридическим лицом, в связи с чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

Из имеющегося в материалах дела Положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ... усматривается, что указанное учреждение представляет собой самостоятельную производственную деятельность, привлекая осужденных к труду в Лечебно-производственной мастерской в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Согласно Положению о ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... оно является федеральным бюджетным учреждением, и имеет статус лечебно-исправительного учреждения.

Из справок ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... о привлечении к труду осужденных видно, что в лечебно-производственной (трудовой) мастерской ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... в производстве привлечены к труду 92 человека; хозяйственная обслуга 78 человек.

Согласно выписки из приказа УФСИН России по ... л/с от 12.04.2011г., подполковник внутренний службы ФИО назначен исполняющим обязанности по должности начальника учреждения ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... с Дата.

Из имеющегося в материалах дела представления ... прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 27 апреля 2011 года следует, что оно внесено в адрес начальника ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... по поводу устранения нарушений трудового и уголовно-исполнительного законодательства – не проведения аттестации 92 рабочих мест в центре трудовой адаптации осужденных учреждения. Из письма начальника ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... от 18 мая 2011 года видно, что данное представление рассмотрено на оперативном совещании.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что действительно в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... не соблюдаются требования трудового законодательства в части аттестации 170 рабочих мест по условиям труда, которые возлагают на работодателя обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охране труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Нарушения указанных требований трудового законодательства приводят к нарушению прав лиц, привлекаемых к производству в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ... на безопасные условия труда. В связи с чем суд удовлетворяет требования ... прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях об обязывании руководителя учреждения в срок до 01 июня 2012 года провести аттестацию 170 рабочих мест лечебно-производственной мастерской и хозяйственной обслуге по условиям труда в установленном порядке.

При определении срока исполнения решения, судом приняты во внимание правовой статус ответчика ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по ..., осуществление финансирования его деятельности из федерального бюджета, а также время, которое необходимо для проведения аттестации рабочих мест. Устанавливаемый судом срок для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда до 01 июня 2012 года является разумным и не противоречит требованиям закона.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ... прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение » Управления федеральной службы исполнения наказаний по ... в лице начальника учреждения подполковника внутренней службы ФИО в срок до 01 июня 2012 года провести аттестацию 170 рабочих мест лечебно-производственной мастерской и хозяйственной обслуге по условиям труда в установленном порядке, удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение » Управления федеральной службы исполнения наказаний по ... в лице начальника учреждения подполковника внутренней службы ФИО провести аттестацию 170 рабочих мест лечебно-производственной мастерской и хозяйственной обслуге по условиям труда в установленном порядке в срок до 01 июня 2012 года.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение » Управления федеральной службы исполнения наказаний по ... государственную пошлину в доход государства в сумме 4000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, а именно с 25 июля 2011 года.

Председательствующий О.Г.Кондратьева