Дело № 2-1402/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата 2011 года г. Бологое Бологовский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н., при секретаре Балан М.С., с участием представителя истца ... межрайонного природоохранного прокурора – помощника ... межрайонного прокурора Жильцова А.Н., представителя ответчика – администрации города ... Мефтяхдиновой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда гражданское дело по иску ... межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города ... об обязывании организовать водоотведение, сбор отхода и ликвидацию последствий аварийной ситуации в г...., У С Т А Н О В И Л: ... межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города ... об обязывании организовать водоотведение, сбор отхода и ликвидацию последствий аварийной ситуации в г..... Свои требования прокурор мотивировал тем, что ... межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении законов об охране природы при сбросе неочищенных сточных вод от многоквартирных домов № и № по ул. Д. г.... на рельеф местности и в водный объект озеро .... Установлено, что на пересечении ул. С. у дома № и пер. М. у дома № происходит излив необеззараженных канализационных стоков на рельеф местности, что привело к заболачиванию земельного участка размером 5x4 м. Кроме того, сточные воды попадающие на рельеф местности стекают в дренажную канаву имеющую гидрологическую связь с озером Бологое (водным объектом высшей рыбохозяйственной категории). Излив с стоков происходит в результате ненадлежащего функционирования канализационных сетей отводящих сточные воды от многоквартирных домов по ул. Д. к канализационной насосной станции «...». Указанные сети являются бесхозяйными, что подтверждается письмом исполняющего обязанности первого заместителя главы администрации ... № от Дата, а также иными материалами проверки. В соответствии с частью 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с п.п. 4, 8, 18 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения поселения относится организация в границах поселения водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» водоотведение определено как отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети. Водоотведение - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод с последующей их очисткой, отведением сточных вод в водные объекты и обработкой осадка сточных вод (Приказ Региональной энергетической комиссии ТО от 8 апреля 2009 г. № 10-нп). В силу п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 твердые и жидкие бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). Однако водоотведение в г. ... должным образом не организовано. Канализационные стоки от жилых домов № и № по ул. Д. на очистные сооружения в полном объеме не поступают, их очистка не производится. Неочищенные сточные воды изливаются на рельеф местности. Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ст. 11, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Согласно ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» опасные отходы в зависимости от степени их воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Приказом Министерства природных ресурсов РФ (далее МПР РФ) от 15.06.2001 № 511 утверждены критерии отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды. Класс опасности устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее. МПР РФ создан Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786. Федеральный классификационный каталог отходов - это перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду. Классификатор устанавливает 5 классов опасности отходов для окружающей природной среды. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов хозяйственно-бытовые стоки (код 95000000 00 00 0) являются отходами, для которых класс опасности по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду определяется экспериментальным (лабораторным) методом. По результатам лабораторных исследований (протокол испытаний ИАЛ ... филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» № от Дата токсикологического анализа отхода производства и потребления методом биотестирования) данный вид отходов отнесен к IV классу опасности для окружающей природной среды. Часть 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Как показала проверка, в виду ненадлежащего функционирования канализационных сетей происходит излив неочищенных сточных вод на рельеф местности, что приводит к загрязнению почвы в районе разлива. Кроме того, неочищенные сточные воды в дальнейшем попадают в водный объект высшей рыбохозяйственной категории озеро Бологое. В ходе поверки по требованию прокуратуры произведен отбор и исследование проб почвы в местах излива сточных вод на рельеф местности. Результаты лабораторных исследований показали превышения микробиологических показателей по индексу БГКП в 10 раз, по индексу энтерококков в 107 раз. Также, в исследуемых образцах выделены патогенные бактерии - сальмонеллы редких групп. Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет чрезвычайную ситуации как обстановку на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных, для них опасных факторов. Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167, авария представляет собой повреждение либо выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических либо физических лиц и здоровью не селения. В соответствие с СанПиН 2.1.7.1287-03. 2.1.7. «Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы» почва в месте излива неочищенных сточных вод относится к категории «чрезвычайно опасная». Использование почвы возможно после вывоза и утилизации на специализированных полигонах. При наличии эпидемиологической опасности - использование после проведения дезинфекция (дезинвазии) по предписанию органов госсанэпидслужбы с последующим лабораторным контролем. Согласно заключению Управления Роспотребнадзора по ... несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов - нормативных правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы) создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Неудовлетворительная работа канализационных сетей отводящих сточные воды от многоквартирных домов (№ и №) по ул. Д. г. ... приводит к загрязнению хозяйственно-бытовыми стоками почвы населенных мест (в т.ч. территории общего пользования), что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, в том числе угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения, не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям безопасности жизни и здоровья населения. Согласно ч. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако, реальные меры, направленные на предупреждение и ликвидацию последствий аварийной ситуации в г. ..., администрацией ..., не принимались, что подтверждается объяснением исполняющего обязанности первого заместителя главы администрации ... ФИО2 Таким образом, бездействие администрации ... по осуществлению возложенных федеральным законом полномочий приводит к причинению ущерба окружающей среде, нарушению условий жизнедеятельности людей и созданию угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Согласно ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежал: каждому от рождения. Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием. Одним из таких прав, установленных ст. 42 Конституции РФ, является право каждого на благоприятную окружающую природную среду. Как указано в ст.2 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Согласно ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. Бездействием администрации ..., выразившемся в непринятии мер по организации водоотведения, сбора отходов, предупреждении и ликвидации последствий аварийной ситуации в границах г. ..., нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают или могут оказывать вредного воздействия на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений, В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Пресечение действий нарушающих право, также является способом защиты нарушенных прав (ст. 12 Гражданского кодекса РФ). Как следует из п. 4 ст. 27, п.З ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое значение. В силу разъяснений пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. В связи с изложенным, на основании п. 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, просит признать бездействие администрации ... по организации водоотведения, сбора отхода - хозяйственно-бытовых стоков от многоквартирных жилых домов № и № по ул. Д. и ликвидации последствий аварийной ситуации в границах г. ... незаконным, обязать администрацию ... организовать водоотведение, сбор отхода - хозяйственно-бытовые стоки от многоквартирных жилых домов № и № по ул. Д. путем прекращения сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности, а именно: организовать прием хозяйственно-бытовых стоков от жилых домов № и № по ул. Д. г.... с последующей передачей их на очистные сооружения, очисткой, отведением в водные объекты и обработкой осадка сточных вод; обязать администрацию ... организовать и провести В судебном заседании представитель истца - помощник ... межрайонного прокурора Жильцов А.Н. полностью поддержал заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и просил суд удовлетворить заявленные ... межрайонным природоохранным прокурором исковые требования. Представитель ответчика администрации ... Мефтяхдинова А.К. в судебном заседании иск признала в полном объеме, пояснив суду, что нарушение требований закона в области охраны окружающей среды действительно имеет место. В настоящее время администрацией предпринимаются меры по организации водоотведения, сбора отходов от многоквартирных домов № и № по ул.Д. г.... и ликвидации последствий аварийной ситуации, а именно составлена соответствующая смета и подыскивается специальная техника для выполнения необходимого комплекса работ по устранению выявленных нарушений. Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с п.п. 4, 8, 18 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения поселения относится организация в границах поселения водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» водоотведение определено как отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети. Водоотведение - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод с последующей их очисткой, отведением сточных вод в водные объекты и обработкой осадка сточных вод (Приказ Региональной энергетической комиссии ТО от 8 апреля 2009 г. № 10-нп). В силу п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от Дата N 155 твердые и жидкие бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). Согласно сведениям, представленными администрацией ..., инженерные сети, отводящие сточные воды от многоквартирных домов по ул.Д., С. и пер. М., К до основной к канализационной насосной станции г...., в реестре муниципальной собственности МО городское поселение ... не значится и является бесхозные. Администрацией ... начата работа по оформлению данного участка сети в муниципальную собственность. В ООО <данные изъяты> направлена заявка на устранение перелива сточных вод из канализационного колодца за чет средств администрации. По запросу ... межрайонной природоохранной прокуратуры Дата года были проведены мероприятия по экологическому контролю, в ходе которых проведено обследование территории места сброса стоков на рельеф местности на пересечении пер. М. и ул.С. г...., а также места сброса сточных вод в озеро ... вблизи д.№ по ул.Д. г.... на предмет соблюдения законодательства об охране окружающей среды. В ходе обследования установлено, что на пересечении ул. С. у дома № и пер. М. у дома № происходит сброс сточных вод на рельеф местности. Стоки вытекают из под земли, предположительно из канализационного колодца и по рельефу местности вдоль пер. М. попадают в дренажную канаву, проходящую перпендикулярно текущим стокам, предварительно скопившись на рельефе местности возле д.№ образовав заболоченный участок размером 5x4 м. При обследовании представителями филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ...» в ... на данном участке местности отобран проба почвы на микробиологические и паразитологические показатели. Также на месте излития сточных вод представителями ... филиала ФБУ «ЦЛАТИ» по ЦФО были отобраны 2 пробы точной воды на определение химического состава и на токсичность. На участке местности напротив д.№ по пер.М. г.... сотрудниками филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ...» в ... произведен отбор почвы на фоновое загрязнение. Далее сточная вода по рельефу местности стекает в дренажную канаву, по которой самотеком поступает в озеро ... в районе д.№ по ул.Д.. Также специалистами отобранный пробы воды напротив д.№ пер.К г.... в месте выпуска сточных вод из дренажной канавы в заболоченное место, в месте выхода дренажной канавы в озеро ... в раине д.№ ул.Д., слева и справа от выпуска дренажной канавы на расстоянии 500 м. в озеро .... В ходе обследования установлены признаки нарушений ч.2 ст.51 ФЗ от 10.01.2022 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ, выразившиеся в допущении сброса сточных вод в поверхностный водный объект и почву. Данные обстоятельства подтверждаются копиями акта обследования №-2011 от Дата, протокола взятия проб и образцов от Дата, протокола осмотра территории от Дата, актов отбора проб № от Дата. В ходе осмотра места происшествия, проведенного ... обособленным структурным подразделением отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ... территориального управления по рыболовству Дата по факту залпового сброса сточных вод в озеро ... в районе пресечения улиц М. и С., установлено, что место прорыва транспортной магистрали хоз-бытовой канализации находится в 500 м. от уреза озера ... (рыбохозяйственный водный объект высшей категории; неочищенные сточные воды напрямую стекают в дренажную канаву, протяженность которой от источника хоз-бытовых вод до слияния с озером ... примерно 500 м. Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ст. 11, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Согласно ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» опасные отходы в зависимости от степени их воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Приказом Министерства природных ресурсов РФ (далее - МПР РФ) от 15.06.2001 № 511 утверждены критерии отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды. Класс опасности устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее. МПР РФ создан Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786. Федеральный классификационный каталог отходов - это перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду. Классификатор устанавливает 5 классов опасности отходов для окружающей природной среды. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов хозяйственно-бытовые стоки (код 95000000 00 00 0) являются отходами, для которых класс опасности по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду определяется экспериментальным (лабораторным) методом. По результатам лабораторных исследований (протокол испытаний ИАЛ ... филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» № от Дата токсикологического анализа отхода производства и потребления методом биотестирования) сточная вода, отобранная в выпуске неочищенных сточных вод в дренажную канаву на пересечении пер.М., д.№ и ул.С., д.№, относится к IV классу опасности для окружающей природной среды. Часть 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Из протоколов лабораторных исследований №, проведенных Филиалом ФБУЗ «центр гигиены и эпидемиологии в ... Дата, следует, что проба воды открытого водоема – в месте выпуска воды из дренажной канавы в озеро ... по санитарно-химическому показателю не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00: установлены незначительные превышения; проба почвы в месте излива сточных вод на пересечении ул.С., д.№ и пер.М. не соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 по следующим показателям: индекс БГКП в превышает гигиенический норматив в 107 раз, индекс энтерококков превышает гигиенический норматив в 107 раз, выделены патогенные бактерии - сальмонеллы редких групп. Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет чрезвычайную ситуации как обстановку на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных, для них опасных факторов. Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167, авария представляет собой повреждение либо выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических либо физических лиц и здоровью не селения. В соответствие с СанПиН 2.1.7.1287-03. 2.1.7. «Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы» почва в месте излива неочищенных сточных вод относится к категории «чрезвычайно опасная». Использование почвы возможно после вывоза и утилизации на специализированных полигонах. При наличии эпидемиологической опасности - использование после проведения дезинфекция (дезинвазии) по предписанию органов госсанэпидслужбы с последующим лабораторным контролем. Согласно заключению Управления Роспотребнадзора по ... несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов - нормативных правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы) создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Судом установлено, что в виду ненадлежащего функционирования канализационных сетей происходит излив неочищенных сточных вод на рельеф местности, что приводит к загрязнению почвы в районе разлива. Кроме того, неочищенные сточные воды в дальнейшем попадают в водный объект высшей рыбохозяйственной категории озеро .... В ходе поверки, проводимой Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой, произведен отбор и исследование проб почвы в местах излива сточных вод на рельеф местности. Проводимые исследования подтвердили несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Неудовлетворительная работа канализационных сетей отводящих сточные воды от многоквартирных домов №, № по ул. Д. г. ... приводит к загрязнению хозяйственно-бытовыми стоками почвы населенных мест, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, в том числе угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения, не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям безопасности жизни и здоровья населения. Согласно ч. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако из представленных материалов следует, что меры, направленные на предупреждение и ликвидацию последствий аварийной ситуации в г. ..., администрацией ..., надлежащим образом не принимались. Таким образом, бездействие администрации ... по осуществлению возложенных федеральным законом полномочий приводит к причинению ущерба окружающей среде, нарушению условий жизнедеятельности людей и созданию угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования ... межрайонного природоохранного прокурора и возложить на администрацию ... обязанность организовать водоотведение, сбор отхода и ликвидацию последствий аварийной ситуации в г..... Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск ... межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации ... об обязывании организовать водоотведение, сбор отхода и ликвидацию последствий аварийной ситуации в г.... удовлетворить. Признать бездействие администрации ... по организации водоотведения, сбора отхода - хозяйственно-бытовых стоков от многоквартирных жилых домов № и № по ул. Д. г.... и ликвидации последствий аварийной ситуации в границах г. ... незаконным. Обязать администрацию ... организовать водоотведение, сбор отхода - хозяйственно-бытовые стоки от многоквартирных жилых домов № и № по ул. Д. г.... путем прекращения сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности, а именно: организовать прием хозяйственно-бытовых стоков от жилых домов № и № по ул. Д. г.... с последующей передачей их на очистные сооружения, очисткой, отведением в водные объекты и обработкой осадка сточных вод. Обязать администрацию ... организовать и провести ликвидацию последствий аварийной ситуации в границах г. ... Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня его вынесения. Председательствующий
ликвидацию последствий аварийной ситуации в границах г. ... путем вывоза загрязненной почвы на специализированный
полигон.
... путем вывоза загрязненной почвы на специализированный
полигон.