Дело № 2-1508/2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАТА 2011 года г.Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н., при секретаре Балан М.С., с участием истца Терентьевой Н.Е., представителя ответчика – ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ... Самолетовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терентьевой Н.Е. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... о включении периода прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР в стаж, дающий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Терентьева Н.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее –Управление ПФР) в ... о включении периода прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР в стаж, дающий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В обоснование своих требований истец указала, что ДАТА она обратилась в Управление ПФР в ... с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с педагогической деятельностью в образовательных учреждениях для детей, однако в назначении пенсии ей было отказано.
Согласно протоколу заседания комиссии №... от ДАТА в ее трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в образовательных учреждениях для детей не включен период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДАТА по ДАТА, всего - 04 года 3 месяца 5 дней.
Считает, что исключение этого периода из ее педагогического стажа нарушает ее права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в образовательных учреждениях для детей, предусмотренные законодательством РФ.
В соответствии с п.3 ст.10 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ время нахождения граждан на
военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и часта 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период ее прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДАТА по ДАТА действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
На момент обращения в Управление ПФР в ... ею было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию (20 лет 10 месяцев 10 дней).
Таким образом, льготный стаж на момент обращения за назначением ей досрочной трудовой пенсии по старости (с учетом военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР) в связи с педагогической деятельностью в образовательных учреждениях для детей составляет 25 лет 1 месяц 15 дней.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями статей 19 и 39 Конституции РФ, части 2 пункта 2 статьи 1, статьи 4 ГК РФ и пункта 1 Постановления 2-П Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года, просит признать решение комиссии Управления ПФР в ..., согласно протокола №... от ДАТА — незаконным и обязать ответчика засчитать в ее льготный стаж период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДАТА по ДАТА (04 года 3 месяца 5 дней) для досрочного назначения трудовой пенсии по старости с соответствии с пп.19 и п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ»; а также взыскать с ответчика в ее пользу расходы на оплату юридических услуг в сумме ... рублей согласно квитанции.
В судебном заседании истец Терентьева Н.Е. поддержала заявленные требования в полном объеме, сославшись на изложенные в исковом заявлении обстоятельства. Пояснила суду, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняют ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Она с ДАТА по ДАТА проходила военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, имеет 21 год педагогического стажа, что составляет более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию. Таким образом, ее льготный стаж на момент обращения в Управление ПФР в ... за назначением ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в образовательных учреждениях для детей составляет 25 лет 1 месяц 15 дней. Считает отказ ответчика в назначении досрочной пенсии по старости незаконным и просит суд обязать ответчика засчитать в ее льготный стаж период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДАТА по ДАТА (04 года 3 месяца 5 дней) для досрочного назначения трудовой пенсии по старости с соответствии с пп.19 и п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ», от взыскания с ответчика в ее пользу расходов на оплату юридических услуг в сумме 1000 рублей отказалась.
Представитель ГУ – Управления пенсионного Фонда РФ в ... Самолетова Н.А. иск не признала и пояснила суду, что Управлением ПФР в ... ДАТА Терентьевой Н.Н. отказано в установлении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия необходимого специального стажа.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» досрочные пенсии по старости устанавливаются лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно рассматриваемому Закону Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. В том случае, если занимаемая должность или учреждение, в котором работа протекала, не соответствует принятым Правительством РФ Спискам или Правилам, право на получение пенсии не возникает.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463; Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 при определении права на пенсию за выслугу лет согласно ст.80 Закона № 340-1, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11/07/2002г. № 516 не предусмотрено включение в специальный стаж периода прохождения военной службы.
В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, при исчислении продолжительности трудового стажа и стажа на соответствующих видах работ до 01.01.2002г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли указанный стаж полностью либо частично. В соответствии с п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением Совмина СССР, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения. Поскольку в связи с принятием постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953, начиная с 1 октября 1993г. на территории Российской Федерации не применяется постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, в рамках постановления Конституционного Суда от 29.10.2004г. оно также не может быть применено в части включения в специальный стаж периода прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР.
Вместе с тем, согласно постановлению Министерства труда РФ от 17.12.2003г. №70 при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются периоды иной общественно-полезной деятельности, которые учитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе и с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета применяется в том случае, если с учетом такого порядка до дня отмены соответствующего закона или иного нормативно правового акта полностью выработан необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет. В тех случаях, если на день отмены закона гражданин не выработал необходимой продолжительности специального трудового стажа, дававшего право на пенсию за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Стаж работы, дающей истцу право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» на ДАТА составляет 20 лет 10 месяцев 10 дней, чего не достаточно для установления досрочной пенсии.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г. лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, досрочная пенсия по старости назначается независимо от их возраста.
Из представленного в материалах дела протокола заседания комиссии ГУ -Управление Пенсионного фонда в ... по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №... от ДАТА установлено: ДАТА в Управление ПФР в ... обратилась Терентьева Н.Е. за установлением досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно трудовой книжке и справкам, уточняющим льготный характер работы, Терентьева Н.Е. работала в МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» ... (ранее вечерняя средняя школа ...) в должности учителя математики и физики с ДАТА по ДАТА, с ДАТА, в МОУ «Средняя образовательная школа ... в должности заместителя директора по воспитательной работе с ДАТА по ДАТА, в должности учителя математики с ДАТА по настоящее время.
Согласно военному билету Терентьева Н.Е. проходила военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР с ДАТА по ДАТА
В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» досрочные пенсии по старости устанавливаются лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно рассматриваемому Закону Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
В том случае, если занимаемая должность или учреждение, в котором работа протекала, не соответствует принятым Правительством РФ Спискам или Правилам, право на получение пенсии не возникает.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463; Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 при определении права на пенсию за выслугу лет согласно ст.80 Закона № 340-1, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11/07/2002г. № 516 не предусмотрено включение в специальный стаж периода прохождения военной службы.
В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, при исчислении продолжительности трудового стажа и стажа на соответствующих видах работ до 01.01.2002г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли указанный стаж полностью либо частично. В соответствии с п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением Совмина СССР, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения.
Поскольку в связи с принятием постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953, начиная с 1 октября 1993г. на территории Российской Федерации не применяется постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, в рамках постановления Конституционного Суда от 29.10.2004г. оно также не может быть применено в части включения в специальный стаж периода прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР.
Вместе с тем, согласно постановлению Министерства труда РФ от 17.12.2003г. №70 при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются периоды иной общественно-полезной деятельности, которые учитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе и с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета применяется в том случае, если с учетом такого порядка до дня отмены соответствующего закона или иного нормативно правового акта полностью выработан необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет.
В тех случаях, если на день отмены закона гражданин не выработал необходимой продолжительности специального трудового стажа, дававшего право на пенсию за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» на ДАТА составляет 20 лет 10 месяцев 10 дней.
В связи с вышеизложенным и по представленным документам, при подсчете специального трудового стажа для определения права на досрочную пенсию Терентьевой Н.Е. не учтены:
- период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДАТА
- периоды курсов повышения квалификации: с ДАТА
- периоды семинаров: ДАТА
- нахождение в отпуске без сохранения заработной платы с ДАТА
Таким образом, стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» на ДАТА составляет 20 лет 10 месяцев 10 дней.
Согласно решению комиссии Терентьева Н.Е. не имеет право на установление досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия необходимого специального стажа.
Имеющимися в материалах дела копиями трудовой книжки и военного билета истца подтверждается педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию, 20 лет 10 месяцев 10 дней и прохождение военной службы в Вооруженных Силах СССР в период с ДАТА по ДАТА в войсковой части №....
Согласно п.3 ст.10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Пунктами 1, 4 N 1397 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Судом установлено, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в связи с чем период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Доводы Управления ПФР в ... о том, что на момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии названное Постановление N 1397 утратило силу, поэтому условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления - до 01.10.1993 года, суд признает не состоятельными, так как положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, и части 1 ст.55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, в целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве спорный период подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах вывод ответчика о том, что спорный период военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР не подлежит включению в специальный стаж Терентьевой Н.Е. для назначения досрочной пенсии, является неверным.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение.
Таким образом, с учетом спорного периода военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР Терентьевой Н.Е., продолжительность ее специального стажа к моменту обращения за пенсией составляет более 25 лет, что в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации" является основанием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
С 01.01.2002 вопросы назначения пенсии регулируются Федеральным законом от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которому обратная сила не придана.
Поэтому истцу должна назначаться досрочно трудовая пенсия в соответствии с законодательством, действующим на момент ее обращения за назначением пенсии (ДАТА).
Согласно ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит перечня работ, подлежащих включению в стаж для назначения трудовых пенсий. Этот вопрос разрешается иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что истец с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии и всеми необходимыми документами обратилась к ответчику ДАТА, то есть после введения в действие с 01.01.2002 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и на день обращения имела необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
На этом основании суд приходит к выводу о том, что отказ в назначении такой пенсии по мотиву отсутствия прохождения военной службы в Списке наименований должностей, работа в которых подлежит зачету в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, является необоснованным, и удовлетворяет заявленные исковые требования, поскольку спорный период прохождения истцом военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР имел место в 1983-1988 годах, и в то время в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию засчитывалась учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности. Указанное Положение действовало на территории Российской Федерации до издания Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953, поэтому к спорным правоотношениям подлежит применению закон, действовавший на момент возникновения данных правоотношений.
Согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №... от ДАТА, стаж работы Терентьевой Н.Е., дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ на ДАТА составляет 20 лет 10 месяцев 10 дней.
С учетом изложенного суд считает, что период прохождения истцом военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДАТА по ДАТА подлежит включению в стаж, дающий право истице на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при таких обстоятельствах ее стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ на дату обращения за назначением пенсии составит более 25 лет, поэтому суд признает за Терентьевой Н.Е. право на досрочное назначение пенсии со дня обращения за указанной пенсией.
Руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Терентьевой Н.Е. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... о включении периода прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР в стаж, дающий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Признать за Терентьевой Н.Е. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» с ДАТА.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в ... включить в трудовой стаж для досрочного назначения пенсии по старости Терентьевой Н.Е. период прохождение её военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДАТА по ДАТА в войсковой части №... и назначить Терентьевой Н.Е. досрочную трудовую пенсию по старости с ДАТА.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бологовский городской суд ... в течение десяти дней со дня его принятия.
Председательствующий