Дело № 2-1597/2011г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДАТА 2011 года г.Бологое г.Бологое Бологовский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Морозовой Н.В., при секретаре Савельевой Ю.Ю., с участием помощника ... межрайонного прокурора Жильцова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ... межрайонного прокурора, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «С» о признании незаконным бездействия по проведению аттестации рабочих мест и возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест, У С Т А Н О В И Л : ... межрайонный прокурор, действуя в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «С» (далее ОАО «С») о признании незаконным бездействия по проведению аттестации рабочих мест и возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест. Свои требования ... межрайонный прокурор мотивирует тем, что при проведении проверки исполнения трудового законодательства в ОАО «С» установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда не проведена, что нарушает требования трудового законодательства. Статья 37 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В силу ст.ст.22, 212 Трудового кодекса РФ на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охране труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно ст.209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В соответствии с п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31 августа 2007 года №569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места после ввода их в эксплуатацию (п.7). В соответствии с Уставом ОАО «С» является юридическим лицом. Из представленной ОАО «С» информации следует, что аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась, несмотря на то, что предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица с 21 мая 1993 года. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения прокурора в суд в целях защиты интересов работников. Ссылаясь на п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ», а также ст.45 ГПК РФ, ... межрайонный прокурор просит суд признать бездействие ОАО «С» по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда незаконным, и обязать провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В судебном заседании помощник ... межрайонного прокурора Жильцов А.Н. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. При этом пояснил суду, что в ходе проверки соблюдения требований трудового законодательства в ОАО «С», было установлено, что в этой организации не соблюдаются требования законодательства в части аттестации рабочих мест по условиям труда. Обязанность по проведению аттестации рабочих мест согласно ст.212 ТК РФ возлагается на работодателя. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места после ввода их в эксплуатацию. Несмотря на то, что юридическое лицо действует с 1993 года, до настоящего времени аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена. В связи с чем просит суд признать бездействие администрации ОАО «С» по проведению аттестации рабочих мест незаконным и обязать провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда в установленном порядке. Ответчик - ОАО «С», заблаговременно и надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, возражений по иску не представило. Выслушав помощника ... межрайонного прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст.209 Трудового Кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возлагается на работодателя. Согласно п.п.1,2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года №569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Согласно п.4 указанного Порядка, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: 1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; 2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; 3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; 5) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; 7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); 8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; 10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; 11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; 12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; 14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; 15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; 16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; 18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда. Из акта проверки исполнения законодательства об охране труда в ОАО «С» от 10 ноября 2011 года видно, что 09 ноября 2011 года в ОАО «С» была проведена проверка исполнения законодательства об охране труда. В ходе проверки был установлен ряд нарушений трудового законодательства, одно из которых касается нарушения требований ч.9 ст.212 Трудового кодекса РФ, а именно не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Из имеющегося в материалах дела объяснения генерального директора ОАО «С» усматривается, что нарушения трудового законодательства в организации были допущены в связи с большим объёмом необходимой документации и личным недосмотром за деятельностью лиц, подготавливающих документацию. Согласно копии Устава ОАО «С», а также свидетельства, выданного налоговым органом, ОАО «Сельхозтехника» является юридическим лицом, зарегистрировано администрацией ... 21 мая 1993 года; в налоговом органе внесена запись в ЕГРЮЛ ДАТА. Согласно копии приказа о приёме на работу №... от 01 июня 2010 года генеральным директором ОАО «С» является Р. Таким образом, в судебном заседании установлено, что действительно в ОАО «С» не соблюдаются требования трудового законодательства в части аттестации рабочих мест по условиям труда, которые возлагают на работодателя обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охране труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Нарушения указанных требований трудового законодательства приводят к нарушению прав лиц, работающих в ОАО «С», на безопасные условия труда. Указанное бездействие администрации ОАО «С» ведёт к нарушению прав работников на безопасные условия труда. В связи с изложенными обстоятельствами суд удовлетворяет требования ... межрайонного прокурора, признаёт незаконным бездействие администрации ОАО «С» по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и обязывает провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в установленном порядке. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ... межрайонного прокурора, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «С» о признании незаконным бездействия по проведению аттестации рабочих мест и возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест в установленном порядке удовлетворить. Признать бездействие открытого акционерного общества «С» по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда незаконным. Обязать открытое акционерное общество «С» провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в установленном порядке. Взыскать с открытого акционерного общества «С» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня его вынесения. Председательствующий Н.В.Морозова