Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДАТА 2011г. г.Бологое Бологовский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Борисовой С.П., при секретаре Федоровой Н.Б., с участием истца Ефимова Н.Н., представителя истца-адвоката Карандашёва Р.Н. представителя ответчика МУП «Электросети» и третьего лица Администрации города Бологое – Голевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области гражданское дело по иску Ефимова Николая Николаевича к МУП «Электросети» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы с соответствии с положениям законодательства, У С Т А Н О В И Л: Ефимов Николай Николаевич обратил в суд с иском к МУП «Электросети» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы с соответствии с положениям законодательства, Свои требования мотивировал тем, что работает в должности механика 9 разряда в МУП «Электросети» с 01 мая 2010 г. Размер заработной платы с 1 января 2011 года составляет <....> рублей в месяц и включает в себя: <....> рублей оклад 9 разряда; <....> рублей премия 30% от оклада; <....> рублей выслуга лет 5% от оклада. Считает, что установленный ему размер заработной платы нарушает его трудовые права и не соответствует положениям Конституции РФ и трудового законодательства. С 1 января 2009 года Федеральным законом от 24 июня 2008 г. № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 рублей в месяц. Кроме того, в соответствии с региональным отраслевым тарифным соглашением от 12 июля 2010 года регистрационный номер № 151\11-14 с 01 января 2011 года устанавливается базовая месячная тарифная ставка первого разряда в размере не ниже 4200 рублей в месяц. Также Администрацией города Бологое в 2011 году была проведена финансовая проверка предприятия МУП «Электросети», после чего директору Н. было рекомендовано пересмотреть месячную тарифную ставку рабочего первого разряда в ТЩЩ т.к. на момент проверки она составляла 2200 рублей в месяц. По этому вопросу была напечатана статья в газете «Перекресток». После этого работниками МУП «Электросети» было написано на имя директора Н. письмо с просьбой разъяснить ситуацию и пересмотреть тарифную ставку первого разряда с 2200 рублей до 4200 рублей, но директор ответил молчанием. Тогда коллектив с письмом обратился в ... межрайонную прокуратуру, с просьбой разобраться. В ходе проверки были выявлены факты нарушения Трудового законодательства руководством предприятия. Законодательное определение понятия заработной платы установлено в части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ, согласно которой заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). При этом в соответствии с частями 2 и 3 статьи 129, частью 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ тарифная ставка, оклад являются фиксированными размерами оплаты труда за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени, а также за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Исходя из этого, вознаграждение за труд, включая его нижнюю планку в виде установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, является не просто составной частью заработной платы, предусмотренной Трудовым кодексом РФ, но особой конституционной гарантией, не допускающей при этом никакой дискриминации. Таким образом, Конституция РФ предусматривает государственную гарантию по оплате труда всех работников в виде вознаграждения за труд, т.е. части заработной платы без учета компенсационных и стимулирующих выплат, которая не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. В соответствии с ч.3 ст.23 Всеобщей декларации прав человека каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и членов его семьи. Достойное человека существование не может быть обеспечено при заработной плате ниже прожиточного минимума. Поэтому данная норма Всеобщей декларации прав человека гарантирует каждому работающему получение заработной платы не ниже прожиточного минимума для него самого и его семьи. В ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в качестве минимума работникам гарантируется справедливая заработная плата, обеспечивающая удовлетворительное существование для них самих и членов их семей. В этой норме также гарантируется получение каждым работающим заработной платы не ниже прожиточного минимума. В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ названные нормы международно-правовой регламентации труда являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Часть 2 статьи 133 ТК РФ говорит о том, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. При оплате на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ). Таким образом, оплата труда работников по тарифной ставке (окладу) первого разряда единой тарифной сетки должен приравниваться к прожиточному минимуму трудоспособного человека. На основании статей 146,147,148, 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ компенсационные выплаты работникам не только формально не включаются в состав именно вознаграждения за труд (часть 1 статьи 129, часть 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ), но и основания для осуществления этих выплат связываются не с количеством и качеством труда, а с выполнением трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, по профессии, специальности, квалификации, поручаемой работнику работы). 10 марта 2010 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации подтвердил, что компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не могут включаться в минимальный размер оплаты труда. Статья 7 Конституции РФ гарантирует создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из таких условий является выплата заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума. Применение перечисленных правовых норм не требует принятия отдельного федерального закона. Следовательно, нарушаются требования федеральных законов, и с 1 января 2011года по настоящее время мне не начисляется и не выплачивается заработная плата из размера базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 4200 рублей, а также не перечисляются налоги в должном объеме в Пенсионный фонд, что приведет к необеспеченной старости при выходе на заслуженный отдых, т.к. пенсия будет занижена. На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ, ст.23 Всеобщей декларации прав человека, ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст.7 Конституции РФ, частями 2 и 4 статьи 3, частью 3 статьи 4, частью 2 статьи 22, частью 1 статьи 129, частью 2 статьи 132, частью 3 статьи 133, частью 2 статьи 135, статьей 391 Трудового кодекса РФ, руководствуясь статьями 195-196 ГПК РФ, просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную ему заработную плату за период с января по август 2011г. в сумме <....>, компенсацию морального вреда в размере 25% от недоначисленной суммы с учётом денежной компенсации и инфляции (так как недополученные денежные средства частично утратили свою покупательную способность, без учета суммы вычета подоходного налога), а также обязать ответчика выплачивать ему в дальнейшем заработную плату в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, т.е. месячную тарифную ставку первого разряда в размере 4200 рублей. В судебном заседании истец Ефимов Н.Н. поддержал заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнил тем, что ответчик осуществляет деятельность в сфере оказания коммунальных услуг, в частности – вывоз твердых бытовых отходов, водоснабжению, энергоснабжению, поэтому на него распространяет свое действие отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве и тарифная ставка, по которой необходимо начислять заработную плату составляет 4200 рублей. Увеличил размер иска от первоначально поданного заявления, который составил по недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с сентября по октябрь 2011г. в сумме <....> рублей, итоговая сумма составила <....> рублей; недоначисленные и невыплаченные отпускные за период с января по май 2011г. в связи с увеличением тарифной ставки рабочего первого разряда с 2800 рублей до 4200 рублей в сумме <....> рублей; моральный вред в размере 25% от недоначисленной суммы с учетом денежной компенсации в сумме <....> рублей. Просит взыскать с МУП «Электросети» <....> рублей и компенсацию морального вреда в сумме <....> рублей, всего <....> рублей, судебные расходы на представителя в сумме <....> рублей. Представитель истца Карандашёв Р.Н. поддержал заявленные требования Ефимова Н.Н. в полном объеме. Суду пояснил, что согласно Устава, а также по фактически заключенным договорам, МУП «Электросети» осуществляет деятельность в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем, при начислении заработной платы работникам ответчик должен руководствоваться Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010г.г., продленного с 01 января 2011г. по 01 января 2014 года. Статья 48 ТК РФ устанавливает порядок заключения соглашения, если в течение 30 дней не представлено возражений, то соглашение считается заключенным. Представитель ответчика МУП «Электросети» Голева М.А. иск полностью не признала, ссылаясь на основания, изложенные в отзыве. Суду пояснила, что основным видом деятельности МУП «Электросети» является передача электроэнергии. Осуществление деятельности по заключенным с предприятиями договорам на вывоз отходов, водоснабжение, теплоснабжение не может служить основанием для признания МУП Электросети» осуществляющим свою функциональную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В отзыве на исковое заявление отражено следующее. Основным видом деятельности МУП «Электросети» (согласно п.3.2. Устава) является: эксплуатация, текущий и капитальный ремонт внешних и внутренних систем электроснабжения, наружного освещения. Данное обстоятельство не дает права муниципальному предприятию руководствоваться отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, так как деятельность МУП отнесена к иной отрасли производства. В соответствии с действующим Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2009 - 2011 годы (далее - ОТС в электроэнергетике) заключенным на федеральном уровне социального партнерства между полномочными представителями работников и работодателей отрасли электроэнергетики: Общественным объединением - «Всероссийский Электропрофсоюз» (далее - ВЭП), действующим на основании законодательства Российской Федерации, Устава ВЭП; Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики (далее - Объединение РаЭл), действующим на основании законодательства Российской Федерации, Устава Объединения РаЭл. Пунктом 1.3. ОТС в электроэнергетике установлено, что оно действует в отношении работодателей: - являющихся членами Объединения РаЭл; - не являющихся членами Объединения РаЭл, но уполномочивших Объединение РаЭл участвовать от их имени в коллективных переговорах и заключить Соглашение; - присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном п. 9.4 настоящего Соглашения. Перечень работодателей, в отношении которых действует Соглашение, устанавливается в Приложении №1 к Соглашению. Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в Приложении №1 к настоящему Соглашению. МУП «Электросети» не включено в Приложение №1 к ОТС в электроэнергетике. Пунктом 9.4. ОТС в электроэнергетике установлен порядок присоединения к ОТС работодателей электроэнергетики, в отношении которых не действует настоящее Соглашение. Для этого соответствующие полномочные представители работодателя и работников направляют в адрес ВЭП и Объединения РаЭл письмо о желании присоединиться к настоящему Соглашению. На основании данного письма Объединение РаЭл и ВЭП вправе в течение одного месяца внести соответствующие дополнения в Приложение №1 к настоящему Соглашению. При приеме в состав членов Объединения РаЭл новой организации Генеральный директор Объединения РаЭл информирует об этом ВЭП, после чего Объединение РаЭл и ВЭП в течение семи дней вносят соответствующие дополнения в Приложение №1 к настоящему Соглашению. Ни МУП «Электросети», ни полномочные представители работников в адрес ВЭП и Объединения РаЭл с письмом о желании присоединиться к настоящему Соглашению не обращались, в связи с чем данное ОТС действия на правоотношения сторон настоящего спора не распространяет. Истец же полагает, что на трудовые отношения сторон в настоящем споре распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ (далее - ОТС в ЖКХ), что также не соответствует действительности. Так в соответствии с п. 1.1. ОТС в ЖКХ, оно направлено на регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее - Организаций или ОТС), а также на реализацию трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли. Под Организацией понимается юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве и включенное в Перечень организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, прилагаемый к настоящему Соглашению (Приложение №1). В приложении №1 к ОТС в ЖКХ указан перечень предприятий по видам деятельности напрямую связанный с коммунальным хозяйством. Пунктом 1.3. ОТС в ЖКХ установлено, что данное Соглашение заключено между работодателями и работниками жилищно-коммунальной отрасли в лице их полномочных представителей (сторон): от работодателей: Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» (далее - Союз коммунальных предприятий), действующее на основании Федерального закона от 27.11.2002 №156-ФЗ «Об объединениях работодателей», Устава Союза коммунальных предприятий (зарегистрирован 22.10.2003 №1037739924375 в межрайонной инспекции МНС России №...; по г. Москве); от работников: Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения (далее - Профсоюз жизнеобеспечения), действующий на основании Федерального закона от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Устава Профсоюза жизнеобеспечения (зарегистрирован 11.08.2005 в Минюсте России, свидетельство N278, государственный регистр №... от 31.01.2003); от федеральных государственных учреждений, финансируемых из соответствующего бюджета: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой). В тоже время пунктом 1.4. ОТС в ЖКХ установлено, что профсоюз жизнеобеспечения представляет интересы членов профсоюза и работников, не являющихся членами профсоюза, но уполномочивших его заключать соглашения и договоры от их имени на условиях, предусмотренных пунктом 7.3.2. настоящего Соглашения. При этом пунктом 7.3.2. установлено, что Профсоюз представляет интересы членов Профсоюза, а также работников, не являющихся членами Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения, но уполномочивших его выступать от их имени, в подписании и реализации настоящего Соглашения на условиях письменного уведомления и отчисления 1% от заработной платы работников, делегировавших свое право.) МУП «Электросети» обладает сведениями о том, что работники предприятия членами указанного Профсоюза (как стороны ОТС в ЖКХ) не являются, в том числе не уполномочивали Профсоюз выступать от своего имени (отчислений от заработной платы в Профсоюз не перечисляли). Пунктом 1.6. ОТС в ЖКХ его действие распространено на работодателей Организаций (Приложение №1 к настоящему Соглашению) и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном настоящим Соглашением. Соглашение также распространяется на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые уполномочили участников Соглашения разработать и заключить его от их имени. В пункте 1.7. ОТС в ЖКХ установлена обязательность его применения при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств. В случае отсутствия в Организации коллективного договора, настоящее Соглашение имеет прямое действие. В МУП «Электросети» заключен Коллективный договор в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ при непосредственном участии уполномоченных представителей работодателя и работников и его положения не основаны на ОТС в ЖКХ, поэтому они являются действующими, так как утверждены сторонами (социального партнерства) данного договора и начисление заработной платы осуществляется на основании условий Коллективного договора. Пунктом 10.4. ОТС в ЖКХ установлено, что организации отрасли, на которые не распространяются нормы настоящего Соглашения, вправе присоединиться к нему, и определен порядок такого присоединения. МУП «Электросети» с соответствующим заявлением о присоединении к ОТС в ЖКХ не обращалось. С учетом вышеуказанных положений ОТС в ЖКХ, полагают, что на трудовые отношения сторон распространяет свое действие заключенный Коллективный договор, так как ОТС в ЖКХ не заключалось в интересах ни работников МУП «Электросети» (не являющихся членами Профсоюза) ни работодателя, также не входящего в соответствующий Союз работодателей. Относительно довода истца о несоответствии размера его заработной платы, установленному на территории Российской Федерации МРОТ, а также минимальному прожиточному минимуму, полагают, что те документы, которые были представлены в суд непосредственно истцом данный довод опровергают. Так лишь чистый оклад истца (тарифная ставка 9 разряда) установлена в МУП «Электросети» на уровне <....> рублей, что гораздо выше установленного минимального размера оплаты труда как на территории Тверской области, так и территории РФ в целом. В статье 135 Трудового кодекса РФ закреплено - заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом, в той же статье ТК РФ указано, что локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. На основании вышеизложенного считают требования истца необоснованными и просят суд в удовлетворении заявленных Ефимовым Николаем Николаевичем к МУП «Электросети» исковых требований отказать. Представитель третьего лица Администрации городского поселения ... Голева М.А. исковые требования не признала, ссылаясь на доводы, изложенные ответчиком. Свидетель В. суду пояснила, что ею был произведен расчет начисления заработной платы Ефимову Н.Н. на предприятии по форме два НДФЛ и установлено, что начисленная заработная плата Ефимову Н.Н. соответствует его разряду и тарифу с учетом применения коэффициента. Нарушения установлены только в порядке ведения лицевых счетов. По ее мнению тарифная ставка для расчета заработной платы Ефимова Н.Н. с учетом отраслевого тарифного соглашения в сфере ЖКХ должна быть 4200 рублей и по ее расчетам, учитывая указанную ставку, недоначисленная заработная плата Ефимову Н.Н. составила <....> рублей. Суд, выслушав мнение сторон и представителей, свидетеля, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования Ефимова Н.Н. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Статьей 2 Трудового кодекса РФ (далее — РФ ТК) закреплены основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (среди прочих): - социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; - обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В силу требований статьи 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также соглашениями, содержащими нормы трудового права. Главой 7 ТК РФ закреплены положения относительно документов — коллективных договоров и соглашений, содержащих нормы трудового права, которые в соответствии с требованиями ст.5 ТК РФ прямо участвуют в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, возникающих между работником и работодателем в Российской Федерации. Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В соответствии со ст.134 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В силу ст.134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. В статье 135 Трудового кодекса РФ закреплено - заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации определено понятие «Соглашение» - это правовой акт, регулирующий социально- трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их, компетенции. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. В силу положений статьи 48 ТК РФ Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств. По предложению сторон заключенного на федеральном уровне Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы было зарегистрировано в Роструде 5 сентября 2007 г. (Регистрационный номер №...). О присоединении к данному Отраслевому тарифному соглашению опубликовано письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 декабря. 2007 г. №...-ТГ (текст опубликован в «(Российской газете» от 19 декабря 2007 г. №284). Положением ст.48 ТК РФ предусмотрено условие: если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. В соответствии с п.1.1. ОТС в ЖКХ оно, направлено на регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее - Организаций или ОТС), а также на реализацию трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли. Под Организацией понимается юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве и включенное в Перечень организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, прилагаемый к настоящему Соглашению (Приложение №1). В приложении №1 к ОТС в ЖКХ указан перечень предприятий по видам деятельности напрямую связанный с коммунальным хозяйством. Пунктом 1.3. ОТС в ЖКХ установлено, что данное Соглашение заключено между работодателями и работниками жилищно-коммунальной отрасли в лице их полномочных представителей (сторон): от работодателей: Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» (далее - Союз коммунальных предприятий), действующее на основании Федерального закона от 27.11.2002 №156-ФЗ «Об объединениях работодателей», Устава Союза коммунальных предприятий (зарегистрирован 22.10.2003 №... в межрайонной инспекции МНС России №...; по г. Москве); от работников: Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения (далее - Профсоюз жизнеобеспечения), действующий на основании Федерального закона от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Устава Профсоюза жизнеобеспечения (зарегистрирован 11.08.2005 в Минюсте России, свидетельство N278, государственный регистр №... от 31.01.2003); от федеральных государственных учреждений, финансируемых из соответствующего бюджета: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой). В тоже время пунктом 1.4. ОТС в ЖКХ установлено, что профсоюз жизнеобеспечения представляет интересы членов профсоюза и работников, не являющихся членами профсоюза, но уполномочивших его заключать соглашения и договоры от их имени на условиях, предусмотренных пунктом 7.3.2. настоящего Соглашения. При этом пунктом 7.3.2. установлено, что Профсоюз представляет интересы членов Профсоюза, а также работников, не являющихся членами Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения, но уполномочивших его выступать от их имени, в подписании и реализации настоящего Соглашения на условиях письменного уведомления и отчисления 1% от заработной платы работников, делегировавших свое право.) В пункте 1.7. ОТС в ЖКХ установлена обязательность его применения при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств. В случае отсутствия в Организации коллективного договора, настоящее Соглашение имеет прямое действие. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Пунктом 10.4. ОТС в ЖКХ установлено, что организации отрасли, на которые не распространяются нормы настоящего Соглашения, вправе присоединиться к нему, и определен порядок такого присоединения. МУП «Электросети» с соответствующим заявлением о присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ не обращалось. Согласно Устава муниципального унитарного предприятия «Электросети», утвержденного постановлением Главы администрации города Бологое №...-п от 05.07.2011г. раздел 3 предметом и видами деятельности предприятия являются: - эксплуатация, текущий и капитальный ремонт внешних и внутренних систем электроснабжения, наружного освещения; - производство, реализация пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; - передача пара и горячей воды (тепловой энергии); - эксплуатация, текущий и капитальный ремонт котельных и тепловых сетей; - оказание услуг по водоснабжению и водоотведению (сбор и очистка воды, распределение воды, удаление и обработка сточных вод; - эксплуатация и ремонтно-восстановительные работы водопроводно-канализационных сетей; - взимание платы за потребленную тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение; - оказание платных услуг населению и прочим потребителям; - автотранспортные перевозки; - проектно-сметные работы; - монтажные работы. - работы по благоустройству территории города Бологое; - санитарная очистка; - озеленение города Бологое; - снос жилых строений; - оказание платных услуг населению; - заключение с потребителями договоров на оказание коммунальных услуг; - заключение Гражданско-правовых договоров для реализации видов деятельности предусмотренных настоящим Уставом; - организовывает оперативный диспетчерский контроль за состоянием жилищного фонда, также ликвидирует аварии и проводит ремонтно-восстановительные работы на объектах жилищно-коммунального хозяйства; - рассматривает обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам входящим в компетенцию Предприятия; Предметом деятельности предприятия является выполнение работ и оказание услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Согласно свидетельства о государственной регистрации юридического лица МУП «Электросети» зарегистрировано в Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам №... ... 13 октября 2003г. за основным регистрационным номером №.... Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.04.2011г. МУП «Электросети» включено в реестр под указанным номером. Основным видом экономической деятельности юридического лица является передача электроэнергии в соответствии с ОКВЭД 40.10.2. Остальные виды деятельности, заложенные в уставе муниципального предприятия, относятся к дополнительным. В соответствии с заявлением в государственное учреждение – Тверское региональное отделение фонда социального страхования РФ за 2010г. основным видом экономической деятельности МУП «Электросети» считается сдача в аренду нежилого недвижимого имущества. Анализируя представленные документы и нормы закона, регулирующие правоотношения согласно предмета заявленных исковых требований Ефимова Н.Н., суд приходит к выводу, что МУП «Электросети» не относится к перечню предприятий по видам деятельности напрямую связанной с коммунальным хозяйством, которые указаны в приложении №1 к ОТС в ЖКХ, и отнесено к иной отрасли производства-электроэнергетики. По сообщению территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тверской области МУП «Электросети» по общероссийскому классификатору форм собственности отнесено к муниципальной собственности – классификатор 14. В соответствии с договором аренды муниципального имущества от 30 июня 2008г. МУП «Электросети» и ООО «... электросетевая компания» заключили договор аренды муниципального имущества согласно приложения, которое составило высоковольтные линии и линии электропередач и оборудование для обслуживания. Согласно договора №... от 20.12.2009г. между МУП «Электросети» и ЗАО «...» заключен договор аренды уличного освещения для подвески оптико-волокнистого кабеля связи. Согласно показателей отчета по основным средствам за период с 01.01.2011г. по 31.10.2011г. группировка основных средств полностью относится к основному виду деятельности предприятия и не содержит сведений о наличии в МУП «Электросети» коммуникаций и других объектов, отнесенных к жилищно-коммунальному хозяйству. Согласно договора аренды от 01.01.2011г. МУП «Электросети» и ЗАО «...» заключили договор аренды на нежилые помещения, расположенные по адресу .... Суду предоставлены стороной ответчика копии договоров электроснабжения №.../ТЕП/189 (тепловая энергия) от 01 июля 2011г., заключенные МУП «Электросети» и ФГУП «...», водоснабжения - с ГУВ «...», на вывоз ТБО №...-ю - с ИП А. и на услуги по вывозу ТБО, КГМ, ЖБО №...-ю - с ИП С.. Данные договоры, по мнению суда, не являются подтверждением осуществления деятельности МУП «Электросети» в сфере жилищно-коммунального хозяйства и являются реализацией дополнительных видов уставной деятельности предприятия. В МУП «Электросети» заключен Коллективный договор в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ при непосредственном участии уполномоченных представителей работодателя и работников, его положения не основаны на ОТС в ЖКХ, являются действующими, так как утверждены сторонами (социального партнерства) данного договора и начисление заработной платы осуществляется на основании условий Коллективного договора. Коллективный договор на 2010-2012 г.г., одобрен на конференции трудового коллектива 01 июня 2010г. с договаривающимися сторонами в лице представителя трудового коллектива согласно протокола №1 заседания трудового коллектива от 01 июня 2010г. У. и администрации предприятия Н. Коллективным договором утверждены формы, системы и размеры оплаты труда, денежные вознаграждения, доплаты и надбавки, пособия, компенсации, нормирование труда, тарификация работ и рабочих (раздел 3). В качестве минимальной для дифференциации тарифных ставок и должностных окладов работников признается Единая тарифная ставка рабочих основных профессий 1-го разряда при работе в нормальных условиях, которая установлена на 01.02.2010г. в размере 2200 рублей. Из копии трудовой книжки и копии трудового договора усматривается, что Ефимов Николай Николаевич принят на работу в МУП «Электросети» на должность механика 9 разряда транспортного участка 01.05.2010г. с окладом <....> рублей согласно штатного расписания. Согласно Приложения №13 к коллективному договору тарифная ставка 9 разряда установлена в размере <....> рублей с тарифным коэффициентом 5. Согласно штатному расписанию МУП «Электросети», утвержденного с 01 июля 2011г., месячный ФЗП механика транспортного участка составил <....> рублей. Согласно лицевого счета и расчета заработной платы Ефимова Н.Н. начисление заработной платы истца проведено с учетом тарифной ставки, премии, выслуги лет и других положений согласно Коллективного договора. Из представленных сторона доказательств усматривается, что работодатель МУП «Электросети», соблюдая условия заключенного между ним и работником Ефимовым Н.Н. должен был руководствоваться Трудовым кодексом РФ, иными нормативными законодательными актами и коллективным договором, одобренным трудовым коллективом ДАТА Согласно представленного расчета и лицевых счетов начисления заработной платы и отпускных Ефимову Н.Н., показаниям свидетеля В. заработная плата и отпускные начислены Ефимову Н.Н. в соответствии с тарифом, разрядом и коэффициентом, каких-либо нарушений трудового законодательства при расчете оплаты труда Ефимова Н.Н. не усматривается. Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2009 -2011 годы, заключенное на федеральном уровне социального партнерства между полномочными представителями работников и работодателей отрасли электроэнергетики: - Общественным объединением - «Всероссийский Электропрофсоюз» и Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, также свое действие в отношении МУП «Электросети» не распространяет, так как ни МУП «Электросети» ни полномочные представители работников в адрес ВЭП и Объединения РаЭл с письмом о желании присоединиться к настоящему Соглашению не обращались и указанные сведения суду не представлены. Согласно ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Согласно ст.1 Федерального закона от 01.06.2011г. №106-ФЗ минимальный размер оплаты труда составляет с 01 июня 2011г. 4611 рублей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.09.2011г. №772 величина прожиточного минимума в целом в РФ за 2 квартал 2011г. для трудоспособного населения составила 7023 рубля. В связи с изложенным довод истца Ефимова Н.Н. о том, что с 1 января 2009 года Федеральным законом от 24 июня 2008 г. №91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 рублей в месяц, что не соответствует его уровню заработной платы, суд считает несостоятельным, так как согласно представленных документов его тарифная ставка составляет <....> рублей, что превышает минимальный размер оплаты труда. Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Поскольку судом действий со стороны работодателя, нарушающих личные неимущественные права не установлено, суд считает требования истца Ефимова Н.Н. о компенсации морального вреда не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В иске Ефимова Николая Николаевича к МУП «Электросети» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы с соответствии с положениям законодательства полностью отказать. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бологовский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме, то есть начиная с ДАТА. Председательствующий
отраслевого соглашения, руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключение данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения об источнике его опубликования.