Дело № 2-1439/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата октября 2011 года г. Бологое Бологовский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Морозовой Н.В., при секретаре Савельевой Ю.Ю., с участием заявителя Бурцева А.В., представителя администрации г. Бологое Тверской области Жильцовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области дело по заявлению Бурцева Алексея Викторовича о признании незаконным распоряжения администрации г. Бологое Тверской области в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Бурцев Алексей Викторович обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения администрации г. Бологое Тверской области в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Свои требования Бурцев А.В. мотивирует тем, что 25 июля 2011 года он обратился с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма его и члена его семьи – несовершеннолетней дочери Б., Дата года рождения, на основании ст.ст. 49,51 Жилищного кодекса РФ и ст. 44 Федерального закона «О полиции». К заявлению им были приложены необходимые документы. На поданное заявление им было получено уведомление об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от 2.08.2011г. № 127, из которого следовало, что согласно распоряжению администрации города Бологое № 205-р от 29 июля 2011 года ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.п.2 п.1 ст. 54 ЖК РФ (предоставлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Для разъяснения полученного ответа он обратился с письмом на имя главы администрации, в котором просил разъяснить, какие из представленных (или непредставленных) документов не дают ему права стоять на соответствующем учете. На свое письмо он получил ответ № 712 от 12.08.2011г., из которого следовало, что принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданного по месту своего жительства, и сопутствующего пакета документов. В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения государственного или муниципального жилого фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Поскольку предоставить пакет документов, подтверждающий его статус малоимущего, он отказался и в своем заявлении ссылается на ст. 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции», регламентирующей право сотрудников полиции на жилое помещение посредством предоставления служебного жилого помещения, которым он обеспечен, ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещениии в соответствии с п.2 ст. 54 ЖК РФ, так как у администрации г. Бологое нет законных оснований для постановки его на учет. Данное решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях считает незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя и его дочери по следующим основаниям. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены в ст. 51 ЖК РФ, такими гражданами признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Бурцевым А.В. представлены документы, из которых следует, что ни он, ни его дочь не обеспечены жильем, следовательно, на основании п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ они являются нуждающимися в жилом помещении. В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. На основании изложенного просит признать незаконным распоряжение администрации города Бологое № 205-р от 29 июля 2011 года в части отказа в принятии его, Бурцева А.В. в составе семьи – дочери Б., на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма и обязать администрацию г. Бологое поставить его с семьей на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. В судебном заседании заявитель Бурцев А.В. поддержал доводы заявления в полном объеме по изложенным в нем основаниям и пояснил, что согласно ст. 51 ЖК РФ он относится к категории граждан, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в связи с чем, полагая, что имеются основания для признания его вместе с членом его семьи – несовершеннолетней дочерью, нуждающимися в жилых помещениях, 25 июля 2011 года обратился с заявлением в администрацию г. Бологое с просьбой о постановке его на соответствующий учет. Однако на свое обращение получил ответ с отказом в постановке на учет. С данным отказом он не согласен, поскольку, по его мнению, это противоречит положениям ст. 51 ЖК РФ. Он является сотрудником полиции и с 2007 года он проживает в служебном жилом помещении, уже достиг пенсионного возраста по выслуге лет, в связи с чем опасается, что после увольнения со службы он будет выселен из служебного жилого помещения, а другого жилья у них с дочерью не имеется ни по договору найма, ни в собственности. В органах внутренних дел его никто на учет не поставит, поскольку все соответствующие полномочия переданы органам местного самоуправления. Согласен с тем, что он не является малоимущим, но поскольку он является сотрудником полиции, то в силу требований закона относится к иным категориям граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 49 ЖК РФ. Просит признать незаконным распоряжение администрации г. Бологое в части отказа в постановке его на учет и обязать администрацию поставить его вместе с членом семьи – дочерью Б., на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Представитель администрации г. Бологое Тверской области Жильцова Е.В. с доводами заявления Бурцева А.В. не согласилась, и пояснила, что согласно ст. 52 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право состоять категории граждан, указанных в ст. 49 ЖК РФ, имеется также положение о принятии на учет. Согласно требованиям закона, основанием для постановки на учет является признание гражданина малоимущим, а поскольку Бурцев А.В. таковым не является, на этом основании ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Заявитель ссылается на ст. 44 Федерального закона «О полиции», но в соответствии с данной статьей, обеспечение жилыми помещениями сотрудников полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований, у полиции должен быть сформирован специализированный жилой фонд, органы местного самоуправления не участвуют в его формировании. Кроме того, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел, сотрудники этих органов, имеющие выслугу 20 и более лет, имеют право на безвозмездное сохранение за ними жилых помещений. В связи с чем, требования Бурцева А.В. считает необоснованными и просит отказать в их удовлетворении. Выслушав заявителя Бурцева А.В., представителя администрации г. Бологое Тверской области Жильцову Е.В., изучив материалы дела, суд считает заявление Бурцева А.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено двум основным категориям граждан: малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иным, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ, регулирующей принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по оному из этих оснований или по всем основаниям. Таким образом, на учет для получения жилых помещений в социальный наем принимаются нуждающиеся в жилых помещениях: малоимущие граждане; иные граждане, указанные в законе (федеральном, субъекта Федерации) или указе Президента РФ. Учет ведется раздельно по каждой из этих категорий граждан. Статьей 54 Жилищного кодекса, устанавливающей основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Судом в ходе рассмотрения дела было установлено, что Бурцев А.В. 25 июля 2011 года обратился в администрацию г. Бологое с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о чем свидетельствует представленное им заявление. В соответствии с имеющейся в материалах дела копией распоряжения главы администрации города Бологое № 205-р от 29 июля 2011 года, Бурцеву Алексею Викторовичу, имеющему состав семьи 2 человека и проживающему в служебной квартире по адресу: Западный микрорайон, д.5, кв.5, отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.п. 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ (предоставлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Как следует из показаний представителя администрации г. Бологое и из содержания ответов, направленных администрацией в ответ на обращения Бурцева А.В., администрацией г. Бологое Тверской области на основании содержания поданного Бурцевым А.В. заявления от 25 июля 2011 года рассматривался вопрос о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по первому основанию, предусмотренному ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, требующей установления одновременно, что, подающий такое заявление гражданин, является, не только нуждающимся в улучшении жилищных условий, но и малоимущим. Поскольку Бурцевым А.В. не был представлен пакет документов, подтверждающий его статус малоимущего и он отказался такие документы предоставить, администрацией г. Бологое правомерно и обоснованно было отказано ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по общим основаниям, так как представленные Бурцевым А.В. документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по общим основаниям. Однако, как следует из содержания заявления Бурцева А.В. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поданном им в администрацию г. Бологое 25.07.2011г., и показаний самого Бурцева А.В. в судебном заседании, обращаясь с указанным заявлением, он соглашался с тем обстоятельством, что не является малоимущим, но поскольку является сотрудником полиции, в силу требований закона полагал, что относится к иным категориям граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 49 ЖК РФ и поставлены на соответствующий учет. Суд не может согласиться с данным утверждением по следующим основаниям. Согласно ст. 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991г. № 1026-1 (в редакции от 27.07.2010г.) «О милиции», утратившего силу с 01 марта 2011 года в связи с принятием Закона Российской Федерации «О полиции», предусматривавшая обеспечение сотрудников милиции жилой площадью, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Как видно из справки отдела внутренних дел по Бологовскому району Тверской области от 20.07.2011г., Бурцев А.В. является сотрудником органов внутренних дел с 28 августа 1994 года по настоящее время, с 1 ноября 2004 года состоит в должности командира отделения охраны и конвоирования. Таким образом, Бурцев А.В. имел право претендовать на предоставление жилого помещения по договору социального найма в силу ст. 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», действовавшего до 01 марта 2011 года, то есть по второму основанию, предусмотренному ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от признания малоимущим. Однако, как следует из показаний Бурцева А.В. и материалов дела, ранее он с соответствующим заявлением о постановке на учет, предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма как сотруднику милиции на основании ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» и до настоящего времени не обращался, по указанному основанию данный вопрос компетентным органом не разрешался, нуждающимся в предоставлении жилого помещения заявитель признан не был, в списках очередности по указанному основанию не состоял. Обращение Бурцева А.В. в администрацию г. Бологое о признании его и членов семьи нуждающимися в жилом помещении имело место в 2008 году, когда он хотел участвовать в программе «Молодая семья», но в 2009 году, на момент подачи заявления на участие в программе супруги Бурцевы уже достигли 35-летнего возраста и их включение в число участников программы стало невозможным. Данное обстоятельство подтверждается показаниями Бурцева А.В., пояснившего, что он уже не имеет претензий к администрации в связи с тем, что не был включен в списки нуждающихся в жилых помещениях по программе «Молодая семья», его претензии сводятся к отказу администрации в принятии его на учет в 2011 году, и представителя администрации г. Бологое Жильцовой Е.В., пояснившей, что в 2008 году Бурцевы признавались нуждающимися в жилых помещениях именно посредством участия в подпрограмме «Молодая семья» федеральной программы «Жилище», но поскольку семья Бурцевых не была включена в список участников программы, в настоящее время в администрации г. Бологое она на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит. Изложенные доводы также подтверждены копией распоряжения администрации № 42-р от 06.06.2008г. и копией решения Бологовского городского суда от 16.02.2010г. по иску Бурцева А.В. и Б. к администрации городского поселения г. Бологое о признании бездействия по не оповещению о нехватке документов и не рассмотрении дела на получение субсидии в 2010 году незаконным и возложении обязанности включить в список молодых семей-участников программы «Жилище» подпрограммы «Молодая семья» не получение субсидии в 2010 году, в соответствии с которым истцам в удовлетворении их требований отказано. Вместе с тем, в настоящее время Закон Российской Федерации «О милиции» утратил силу с 01 марта 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», ст. 44 которого, предусматривающей право сотрудника полиции на жилищное обеспечение, установлено, что обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 56 названного закона действие положений указанной статьи распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции. Частью 2 ст. 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» установлено, что полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. В вышеназванной статье речь идет о специализированном жилом фонде, которым может обладать и полиция. Вопросы, связанные с эксплуатацией специализированного жилого фонда в полиции урегулированы Типовым положением о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотиков, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17декабря 2002г. №897. Согласно данному нормативно-правовому акту служебное жилое помещение, предоставляемое сотруднику полиции в пределах социальной нормы площади жилья, должно быть благоустроенным и отвечать санитарным и техническим нормам. Предоставление такого помещения осуществляется в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении сотрудником полиции служебных (трудовых) обязанностей по месту службы, причем получение служебного жилого помещения не является основанием для исключения сотрудника полиции из списков очередников на улучшение жилищных условий. В соответствии с Положением о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД РФ от 24 мая 2003 года № 345 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел (с изменениями от 27 июля 2004 года), постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом. Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем, осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения. Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Сотрудники, перемещаемые по службе из другой местности и передающие занимаемые жилые помещения органу, предоставившему данное жилое помещение, включаются в список бесквартирных сотрудников. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте. Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. С учетом изложенного суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований Бурцева А.В. о признании незаконным распоряжения администрации г. Бологое Тверской области в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма и возложении обязанности на администрацию г. Бологое поставить его с семьей на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, в том числе на основании ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции», ныне не действующего, и ст. 44 Федерального закона «О полиции», поскольку распоряжение администрации № 205-р от 29.07.2011г. вынесено в соответствии с требованиями закона, отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях Бурцева А.В. при указанных обстоятельствах является законным и обоснованным. При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела данных, основания для признания незаконным распоряжения администрации г. Бологое Тверской области № 205-р от 29.07.2011г. в части отказа в принятии Бурцева А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма отсутствуют, поэтому суд считает доводы заявления Бурцева А.В. несостоятельными и отказывает в его удовлетворении. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Бурцева Алексея Викторовича о признании незаконным распоряжения администрации г. Бологое Тверской области в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма отказать. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Председательствующий Н.В. Морозова