Дело № 2-1485/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДАТА 2011 года г. Бологое Бологовский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Морозовой Н.В., при секретаре Савельевой Ю.Ю., с участием старшего помощника Бологовского межрайонного прокурора Варича В.А., истца (ответчика) Игнатенкова Ю.Н., ответчика Измайлова А.Б., представителя ответчика (истца) Жильцовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Игнатенкова Юрия Николаевича к администрации ... о предоставлении жилого помещения и компенсации морального вреда, и по иску администрации ... к И., Игнатенкову Юрию Николаевичу и Измайлову Александру Борисовичу о выселении из жилого помещения в связи со сносом жилого дома, с предоставлением другого жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Игнатенков Юрий Николаевич обратился в суд с иском к администрации ... о предоставлении жилого помещения и компенсации морального вреда, мотивируя свои требования следующим. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007г. № 185-ФЗ постановлением администрации Тверской области от 16.04.2009г. № 148-па была утверждена «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда». В соответствии с актом межведомственной комиссии от 5 июля 2006 года № 8 дом № ... по пер. ... был признан аварийным, хотя квартиру № ... никто не обследовал, что подтверждается решением Бологовского городского суда от ДАТА. Согласно п.1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение изымается у собственника посредством его выкупа. Причиной для изъятия (выкупа) жилого помещения у собственника является изъятие земельного участка, на котором оно расположено, для государственных или муниципальных нужд в установленном порядке; п.4 ст. 32 ЖК РФ предписывает соответствующим органам государственной власти или местного самоуправления уведомить собственника жилого помещения о предстоящем его изъятии. Как и в случае с изъятием земельных участков, собственник жилого помещения должен быть уведомлен о предстоящем изъятии не позднее чем за один год. Кроме того, орган, принявший решение об изъятии, обязан сообщить собственнику дату государственной регистрации этого решения. Администрация ... предварительно не уведомила семью Игнатенковых, что их жилое помещение будет изыматься для государственных или муниципальных нужд, в нарушение ст. 32 ЖК РФ. Семья Игнатенковых не давала согласия на переселение в новую квартиру на условиях коммунальной квартиры, но администрация их согласия не спрашивала, решила все, как ей выгодно, нарушив законные права семьи истца, им было отказано в получении выкупа. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, но им предлагалась лишь новая коммуналка. Согласно п.п.4.3.3. «Адресной программы», в случае предоставления гражданам жилого помещения, площадь которого превышает площадь отселяемого жилого помещения, превышающая площадь оплачивается за счет средств собственников. Администрацией ... не был выработан механизм предоставления жилых помещений при переселении из коммунальных квартир в нарушение п.1.3.3 выработки механизма предоставления жилых помещений. Так, в п.4.3.2 отсутствует способ переселения из коммунальных квартир. Тверская городская Дума приняла решение утвердить «Положение о переселении граждан из аварийного жилищного фонда № 247 (287) от 25.11.2009г. Согласно п.4.3 Положения, предоставление помещений собственникам, при переселении из комнат коммунальных квартир гражданам может быть предоставлено отдельное жилое помещение площадью не меньше площади ранее занимаемых жилых помещений. Из полученного ответа от заместителя руководителя аппарата Совета депутатов городского поселения ..., администрация знала о высказывании В.В. Путина на заседании Президиума Правительства РФ от 13 июля 2008 года и высказанных требованиях к адресным программам, согласно которому в рамках существующих адресных программ по расселению аварийного жилья необходимо предоставлять людям отдельные квартиры и не нужно торговать приобретенными квартирами и создавать новых коммуналок. Но администрация ... решила переселить людей в новые квартиры, создавая из них коммуналки, не предназначенные для этого, в нарушение указания В.В. Путина. Кроме того, паспорт региональной «Адресной программы», предоставленный Игнатенкову Ю.Н. исполняющим обязанности первого заместителя главы администрации Н. 2 марта 2011 года, резко отличается от паспорта «Адресной программы», предоставленного 15 марта 2011 года Измайлову А.Б. по срокам реализации программы, объемам финансирования, количеству переселяемых лиц и т.д. В приложении к «Адресной программе» существуют приписки в графе «количество жилых помещений»: в доме № ... по пер. ... вместо 18 стоит 21; в доме № ... по ул. ... вместо ... стоит .... Соответственно, один из паспортов «Адресной программы» является поддельным. В связи с наличием в действиях Н. признаков преступления, предусмотренного ст. 327 ч.1 УК РФ истец просит направить материалы в ОМВД по ... для решения вопроса о возбуждении уголовного дела ввиду подделки официального документа с целью наживы. В соответствии с таблицей № <....> общая площадь аварийных домов составляет 3788,47 кв.м; общая площадь новых домов – 5063,97 кв.м. Согласно этим данным администрация ... использовала финансовые средства адресной программы не по назначению – были построены лишние квартиры. Согласно таблице № <....>, средняя стоимость одного квадратного метра освобождаемого помещения в аварийном доме составляет 30000 рублей; в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 26 ноября 2008 года № 434-па, предельная выкупная цена 40000 рублей, предельная цена строительства в г. ... - 41000 рублей. Администрация <....> отказала собственникам квартиры № <....>. В соответствии с приложением - таблицей № 2 п.6 «Адресной программы», не проводились общие собрания собственников для принятия решения о готовности участвовать в «Адресной программе по переселению». Администрация ... все решила за Игнатенковых и других собственников, лишив их законных прав. Истек третий квартал 2011 года, а администрация ... не заключила каких-либо соглашений с собственниками квартиры № ... дома № ... по пер. ..., не сделала этого предварительно. Семья истца вынуждена проживать в доме с отключенным газом, отоплением и в дальнейшем – без света, хотя наступает отопительный сезон. Построенные дома не соответствуют основным целям «Адресной программы» обеспечения стандартов качества жилищных условий граждан и создания безопасных условий для их проживания. Построенные квартиры не соответствуют требованиям «Адресной программы». Семье И. не нужна коммунальная квартира в новом доме. В соответствии со ст. 151 ГК РФ истец просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда, причиненного ему длительным незаконным психологическим воздействием, вследствие которого он испытал нравственные страдания. В больнице ему был поставлен диагноз: аритмия, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь сердца 2-3 стадии, о чем свидетельствует представленная им выписка из медкарты. Истцу запрещены нервные переживания, он вынужден принимать больше лекарств, чем ему прописал врач. В связи с изложенным просит суд взыскать с администрации ... денежную компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей; обязать администрацию ... выполнить требования Федерального закона № 185-ФЗ и предоставить семье И. двухкомнатную квартиру согласно п.4.3.3 «Адресной программы». В свою очередь, администрация ... обратилась в суд с иском к И. и Измайлову Александру Борисовичу о выселении из жилого помещения в связи со сносом дома и предоставлением другого жилого помещения. Свои требования истец мотивирует тем, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДАТА, собственниками доли (63/200) жилого помещения, расположенного по адресу: ..., является И.; И. также является собственником доли (63/200) жилого помещения по указанному адресу, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДАТА Также согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДАТА собственником 74/200 доли жилого помещения по тому же адресу является Измайлов Александр Борисович. 5 июля 2006 года межведомственная комиссия в порядке, предусмотренном постановлением Правительства № 47 от 28 января 2006 года, обследовав данное жилое помещение, пришла к выводу о том, что здание является аварийным в связи с физическим износом в процессе эксплуатации и подлежащим сносу, в связи с чем было вынесено заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания № 8 от 05 июля 2006 года, которое было утверждено постановлением № 56-п от 28 мая 2007 года. В связи с аварийностью и непригодностью дома № ... по переулку ..., указанный дом вошёл в Региональную программу «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2009-2011 годы», утверждённую постановлением администрации Тверской области от 16 апреля 2009 года № 148-па, по условиям которой собственникам жилого помещения по адресу: ..., по договору мены предоставляется жильё по адресу: .... Данный договор соответчики не подписали. Дом № ... по переулку ..., как и другие дома, вошедшие в программу, подлежат обязательному сносу, так как угрожают обрушением жизни и здоровью граждан, но данный дом не может быть снесён, так как собственники И., И. и Измайлов А.Б. отказываются от выполнения мероприятий, направленных на освобождение занимаемого жилого помещения. В связи с этим администрацией ... принято постановление № 62-п от 30 июня 2011 года «Об изъятии земельных участков и жилых помещений в многоквартирных домах для муниципальных нужд». После официального опубликования данного постановления никаких заявлений от соответчиков не поступало. Добровольно освободить жилое помещение и переселиться в предоставляемое жилое помещение собственники указанного помещения не желают. Ссылаясь на п.10 ст.32 ЖК РФ, истец просит суд выселить И., И. и Измайлова А.Б. из жилого помещения, расположенного по адресу: ..., в связи с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: .... Указанные исковые заявления были приняты судом к своему производству с возбуждением гражданских дел №№ 2-1485, 2-1486. Определением Бологовского городского суда Тверской области от ДАТА гражданские дела по иску Игнатенкова Юрия Николаевича к администрации ... о предоставлении жилого помещения и компенсации морального вреда, и по иску администрации ... к И., Игнатенкову Юрию Николаевичу и Измайлову Александру Борисовичу о выселении из жилого помещения в связи со сносом жилого дома, с предоставлением другого жилого помещения были соединены в одно производство, гражданскому делу был присвоен общий номер 2-1485/2011г. Определением суда от ДАТА к участию в деле в качестве соответчика по иску администрации ... к И., Игнатенкову Юрию Николаевичу и Измайлову Александру Борисовичу привлечен Игнатенков Юрий Николаевич. В судебном заседании истец Игнатенков Ю.Н. свои исковые требования о взыскании с администрации ... денежной компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей и возложении обязанности на администрацию ... предоставить семье Игнатенковых двухкомнатную квартиру на условиях адресной программы поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также пояснил, что ему и членам его семьи по условиям адресной программы по переселению из аварийного жилья предоставляется коммунальная квартира, но его сын И. и несовершеннолетняя дочь И. являются собственниками жилого помещения, в связи с чем на основании п.4.3.3 «Адресной программы по переселению из аварийного жилого фонда» имеют право на доплату и покупку отдельной квартиры, однако администрация ... им этого не предлагала; со слов ответчика, им может быть предложена только коммунальная квартира, с чем они не согласны, тем более, что такая позиция противоречит позиции Правительства РФ. По условиям адресной программы они могут выбрать – получить компенсацию или отдельную квартиру, в связи с чем просит обязать администрацию предоставить ему и членам его семьи двухкомнатную благоустроенную квартиру по условиям адресной программы. Кроме того, действиями администрации ... ему и членам его семьи причинены нравственные страдания – они не имеют возможности проживать в принадлежащем им жилом помещении, поскольку там отключены газ, электроэнергия, тепло и жить в квартире невозможно, хотя проживать там он и члены его семьи имеют право, поскольку нет решения суда об их выселении. Полагает, что посредством прекращения предоставления коммунальных услуг администрацией на его семью оказывается давление, чтобы они переехали в предоставляемую квартиру. Не отрицает, что администрация не имеет отношения к предоставлению им коммунальных услуг, они должны оказываться управляющей компанией, но договор на предоставление этих услуг жильцами дома не заключен – ранее услуги поставлялись управляющей компанией ООО «<....>», но это было незаконно, поскольку протокол собрания собственников жилья был этой компанией подделан, по поводу чего жильцами дома подавалась жалоба, и в настоящее время управляющей компании в их доме фактически нет, как и иной формы управления многоквартирным домом. Доказательств, подтверждающих наличие причинной связи между имеющимися у него заболеваниями, состоянием здоровья и действиями ответчика, у него не имеется. Исковые требования администрации не признает, поскольку выселение с предоставлением другого жилого помещения нарушает законные права членов его семьи, по его мнению, им должно быть предоставлено отдельное жилье. Представитель ответчика по иску Игнатенкова Ю.Н. и истца по иску о выселении – Жильцова Е.В. исковые требования Игнатенкова Ю.Н. не признала и пояснила, что реализация «Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» проходила в несколько этапов, в ходе строительства жилья что-то менялось, в связи с чем в программу постоянно вносились изменения, в поэтому у ответчиков и были расхождения в тексте выданной им программы. Предоставить отдельную двухкомнатную квартиру семье Игнатенкова администрация не имеет возможности, поскольку целью адресной программы является не улучшение жилищных условий, а переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. По условиям программы переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами: выкуп изымаемых у собственников жилых помещений путем заключения договоров купли-продажи в соответствии с принятыми собственниками решениями; предоставление жилых помещений по договору найма нанимателям; в случае предоставления переселяемым гражданам жилого помещения, площадь которого превышает площадь отселяемого жилого помещения, превышающая площадь оплачивается за счет средств местного бюджета сверх средств собственником жилых помещений, но у администрации нет такой возможности, поэтому жилье предоставляется равное по метражу, в этом случае собственники жилого помещения должны были обратиться в администрацию заблаговременно, однако они этого не сделали, несмотря на то, что были уведомлены о том, что их дома, признанные аварийными до 2006 года включительно, примут участие в адресной программе. Признание дома, в котором проживают Игнатенковы, аварийным, имело место по результатам обследования комиссией всего дома, а не отдельных квартир. Не согласна с утверждениями Игнатенкова о том, что они не были поставлены в известность о предстоящем изъятии земельных участков и жилых помещений – соответствующее постановление главы администрации города № 62-п от 30.06.2011г. было официально опубликовано в районной газете «Новая жизнь», после официального опубликования данного постановления никаких заявлений от собственников жилых помещений не поступало. На исковых требованиях о выселении ответчиков по своему иску настаивает, просит выселить И., Игнатенкова Ю.Н., несовершеннолетнюю И. и Измайлова А.Б. из жилого помещения, расположенного по адресу: ..., в связи с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: ..., где ответчикам предоставляется жилая площадь согласно их долям в праве собственности. Ответчик по иску администрации ... о выселении – Измайлов А.Б. исковые требования не признал, считает, что предоставление им коммунальной квартиры нарушает его законные права. Он обращался в администрацию с требованием предоставить ему отдельное жилье, так как не согласен переселяться в коммунальную квартиру, тем более, что его не приглашали эту квартиру осмотреть, не проводили никакого собрания. Он писал в администрацию заявление, чтобы ему предоставили выкупную цену за коммунальную квартиру, которая находится в его долевой собственности, но сейчас на это не согласен – хочет, чтобы ему заплатили за новое жилье. Квартиру в пер. ... его покойной матери разрешили приватизировать в 2009 году по решению суда, впоследствии эту долю мать ему подарила, хотя не отрицает, что на момент приватизации ему было известно о признании дома аварийным. Ответчик И. в судебное заседание не явился, несмотря на предпринятые судом меры к его надлежащему извещению о времени и месте рассмотрения дела, нотариально удостоверенной доверенностью уполномочил на представление своих интересов в суде Игнатенкова Ю.Н., который, выступая от имени И. также исковые требования администрации не признал ввиду нарушения законных прав и интересов собственников жилого помещения И. и несовершеннолетней И. Выслушав стороны, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Игнатенкова Ю.Н. к администрации ... о предоставлении жилого помещения и компенсации морального вреда и отказать администрации ... в иске о выселении, суд считает исковые требования Игнатенкова Ю.Н. к администрации ... о предоставлении жилого помещения и компенсации морального вреда, а также исковые требования администрации ... к И., Игнатенкову Ю.Н. и Измайлову А.Б. о выселении из жилого помещения в связи со сносом жилого дома, с предоставлением другого жилого помещения, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно ч.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. В соответствии с п.1 ст.239 ГК РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно ст.ст.279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса. Жилищный Кодекс Российской Федерации не содержит норм, которые бы прямо регулировали порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе аварийного жилого дома суд должен руководствоваться положениями ст. 32 ЖК РФ, устанавливающей порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. В соответствии с ч.8 ст.32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007г. №185-ФЗ предусмотрено предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям для осуществления региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Во исполнение вышеуказанного Закона Администрацией Тверской области вынесено Постановление от 16 апреля 2009 года №148-па «Об утверждении региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2009-2010 годы». В участие в данной программе включено Бологовское городское поселение. В силу пункта 4.3 региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2009-2010 годы» (далее – Программа) принятие решений и проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда и обязательной доли финансирования за счет средств областного бюджета Тверской области и местных бюджетов производится в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами переселения: а) выкуп изымаемых у собственников жилых помещений путем заключения договоров купли-продажи (в соответствии с принятыми собственниками помещений в аварийных многоквартирных домах решениями); б) предоставление жилых помещений по договору мены с собственниками жилых помещений; в) предоставление жилых помещений по договору найма нанимателям жилых помещений; г) приобретение муниципальными образованиями Тверской области жилых помещений и (или) жилых домов на рынке жилья; д) строительство жилых помещений и (или) жилых домов, в том числе завершение начатого строительства. Жилые помещения, построенные либо приобретенные за счёт средств, предусмотренных настоящей Программой, оформляются в муниципальную собственность в целях дальнейшего предоставления переселяемым гражданам в соответствии с жилищным законодательством на условиях социального найма либо в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с разъяснением, которое дано в п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч.10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ. Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном главы 25 ГПК РФ. Согласно п.п. «и» п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», требование органа государственной власти или местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник возражает против этого, так как в соответствии с ч.8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение. Из акта обследования жилого помещения, а также заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 8 следует, что они составлены 05 июля 2006 года межведомственной комиссией, назначенной Постановлением Главы МО «...» от 24 мая 2006 года №110-п, в отношении жилого дома, расположенного по адресу: .... По заключению комиссии, указанный дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. В соответствии с Приложением №1 к Программе в адресный перечень многоквартирных домов, признанных до 01 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках Программы, включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: .... Копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности подтверждается, что Измайлов Александр Борисович, И. и И. являются собственниками квартиры по адресу: ..., общей площадью 64,3 кв.м, на праве общей долевой собственности. В соответствии с распоряжением администрации ... №109-р от 19.04.2011г. «О мене квартир и жилых помещений» в целях реализации региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2009-2010 годы», утвержденной постановлением администрации Тверской области от 16.04.2009г. № 148-па, решено заключить договора мены квартир и жилых помещений из муниципального жилищного фонда в соответствии с муниципальными контрактами по долевому участию в строительстве жилых помещений (квартир) с гражданами собственниками жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде, предусмотрев в договорах в качестве существенного условие о признании сделок равноценными, при этом стоимость предоставляемых жилых помещений считать равной выкупной цене изымаемых жилых помещений. В соответствии с Приложением №1 к данному распоряжению, И., И. и Измайлову А.Б. взамен принадлежащей им на праве собственности квартиры, расположенной по адресу: ..., общей площадью 64,3 кв.м, жилой – 49,6, решено предоставить трехкомнатную квартиру общей площадью 68,8 кв.м., в том числе жилой - 45,3 кв.м, расположенную по адресу: ..., являющуюся объектом муниципальной собственности в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности, копия которого имеется в материалах дела. Постановлением администрации ... № 62-п от 30.06.2011г. «Об изъятии земельных участков и жилых помещений в многоквартирных домах для муниципальных нужд» установлено, что в связи с признанием жилого дома № ... по пер. ... аварийным и подлежащим сносу, и отказом собственников жилых помещений многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, от предоставления других жилых помещений, а также ввиду неосуществления собственниками, в том числе И., И. и Измайловым А.Б., в установленный срок сноса или реконструкции данного дома, с целью дальнейшего использования высвобождаемых земельных участков для муниципальных нужд, изъяты для муниципальных нужд жилые помещения, в том числе квартира № ... дома № ... по пер. ... и земельный участок по указанному адресу. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В обоснование заявленных требований администрацией ... указано о том, что ответчики добровольно освободить жилое помещение и переселиться в предоставляемое жилое помещение не желают, от заключения договора уклоняются. Данное обстоятельство в судебном заседании подтверждается показаниями представителя администрации ... и ответчиками не оспорено. Однако отселение граждан из сносимых жилых домов и прекращение их права собственности на эти дома может быть осуществлено только с согласия собственника путем заключения договора, что соответствует положениям ст.235 ГК РФ, устанавливающей основания прекращения права собственности. Между тем, такой договор с ответчиками заключен не был, поэтому они не могут быть выселены из принадлежащего им на праве собственности жилого помещения. Частью 8 ст.32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, однако истцом не представлены суду доказательства того, что на сегодняшний день имеется такое соглашение, заключенное между администрацией ... и собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ответчики против этого возражают. Суд не может согласиться с утверждением представителя администрации ... о том, что собственники были надлежащим образом уведомлены о предстоящем изъятии принадлежащего им жилого помещения ввиду официального опубликования распоряжения об изъятии в средствах массовой информации, поскольку в силу п.п. «г» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», соблюдение предусмотренной частями2-4 статьи32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения, государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации. При этом, исходя из положений ч.4 ст. 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения. При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные администрацией ... исковые требования о выселении ответчиков из вышеуказанного жилого помещения не подлежат удовлетворению. Исковые требования Игнатенкова Ю.Н. к администрации ... о предоставлении жилого помещения суд также считает не подлежащими удовлетворению ввиду отсутствия согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого – по указанным выше основаниям суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение. Также, по мнению суда, не подлежат удовлетворению и требования Игнатенкова Ю.Н. о компенсации морального вреда. Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. По мнению суда, Игнатенковым Ю.Н. не представлено доказательств причинения ему администрацией ... морального вреда, поскольку представленная им копия выписки из медицинской карты таковым не является, так как не содержит указаний об ухудшении состоянии здоровья Игнатенкова Ю.Н. вследствие действий ответчика, иных доказательств наличия причинной связи между действиями администрации и состоянием здоровья истца последним суду не представлено. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Игнатенкова Юрия Николаевича к администрации ... о предоставлении жилого помещения и компенсации морального вреда отказать. В удовлетворении исковых требований администрации ... к И., Игнатенкову Юрию Николаевичу и Измайлову Александру Борисовичу о выселении из жилого помещения в связи со сносом жилого дома, с предоставлением другого жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бологовский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда. Председательствующий Н.В. Морозова