Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДАТА 2012 года г.Бологое Бологовский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н., при секретаре Балан М.С., с участием истца Милевской Т.С., представителя истца Новиковой Н.А., представителя ответчика Чагиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Милевской Т.С. к Администрации Муниципального образования «...» о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии пенсионера муниципальной службы администрации МО «...», У С Т А Н О В И Л: Милевская Т.С. обратилась в суд с иском к Администрации Муниципального образования «...» (далее – Администрация МО «...») о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии пенсионера муниципальной службы администрации МО «...». В обоснование своих требований указала, что с ДАТА по ДАТА она являлась муниципальным служащим и уволена была из администрации МО «...» в связи с выходом на пенсию по старости на основании Распоряжения Главы МО « ...» №... от ДАТА С ДАТА истцу была назначена государственная пенсия по старости. С момента увольнения согласно Положения о муниципальной службе Бологовского района», принятого Решением Городского Собрания г.Бологое и Бологовского района № 76 от 24.09.1996 г., у истца возникло право на установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальному служащему. На основании распоряжения главы МО « Бологовский район» Тверской области в ДАТА истцу была установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 80 % месячного содержания. С ДАТА истец продолжила работать на муниципальной службе по договору с администрацией МО «...» и выплата доплаты к государственной пенсии была приостановлена. ДАТА истец была уволена с муниципальной службы по собственному желанию. Общий стаж муниципальной службы составил 23 года. После увольнения с муниципальной службы, несмотря на то, что соответствующие денежные средства предусмотрены и заложены в расходные статьи бюджета МО «...», администрацией муниципального образования МО «...» выплата такой доплаты производилась не регулярно, поэтому истцу периодически приходилось обращаться в администрацию МО « ...» и напоминать об образовавшейся задолженности. Так в ДАТА истец запросила справку об имеющейся у нее задолженности. По запросу была предоставлена справка за период с ДАТА по ДАТА, сумма задолженности на тот период составила ... рубля.(Справка №... от ДАТА). Затем после неоднократных обращений администрация дала письменный ответ ДАТА, что задолженность за ... г. профинансирована из местного бюджета, а за .... будет выплачена в течение текущего финансового года. В ... г. администрация МО «...» вновь возобновила выплаты имеющейся задолженности по доплате к муниципальной пенсии. Задолженность за ... год в размере ... рублей ... копеек) истцу была выплачена полностью. Задолженность за ... год была выплачена только за ... месяцы. С ДАТА доплаты к государственной пенсии прекратились вообще. В ДАТА истица вновь обратилась письменно в администрацию МО « ...» по выплате образовавшейся задолженности, на что получила ответ ДАТА о том, что в связи с не поступлением доходов в бюджет МО « ...» выплата задолженности производиться не будет. Этот ответ и послужил поводом обращения в суд за защитой своих прав. Задолженность по доплате к муниципальной пенсии за период ДАТА составила - ... рубля, а за период ДАТА- ... руб. Общая задолженность составляет ... руб. До настоящего времени Администрацией МО «...» никаких выплат по задолженности доплаты к муниципальной пенсии за вышеуказанный период истцу не производилось. Конституция РФ, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) социальное обеспечение по возрасту (ст.39 ч.1), определяет условия и порядок реализации данного конституционного права. В том числе установление видов пенсий и доплат и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, относит эти правоотношения к компетенции законодателя (ч.2 ст. 39). Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов. В сферу совместного ведения входит также установление общих принципов организации систем органов государственной власти и местного самоуправления (ст.72 ч.1); по предметам совместного ведения Российской Федерации издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (ст.76 ч.2). В силу указаний Конституции РФ законодатель субъекта Российской Федерации может самостоятельно осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов при отсутствии соответствующего федерального закона, соблюдая при этом конституционные требования о не противоречии законов и иных нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина (Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.1996 г., от 16.10.1997 г. № 14-П, от 03.11.1997 г. № 15-П и от 15.12.2003 г. № 19-П). Действующим нормативным актом, которым изначально было рекомендовано производить доплату к пенсиям служащих субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим является Указ Президента РФ от 16.08.1995 г. № 854 «О некоторых гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РФ и должности федеральных, государственных служащих». Пунктом 10 данного Указа органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать соответствующие социальные гарантии (доплаты) с учетом положений Указа за счет собственных средств. На основании ст.42 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г., правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в РФ» № 25-ФЗ, правовую основу муниципальной службы в Российской Федерации составляет Конституция РФ, а также поименованный закон и другие законы, иные нормативные акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, иные муниципальные правовые акты. Согласно ст.4 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» одним из основных принципов муниципальной службы является приоритет прав и свобод человека и гражданина, правовая и социальная защищенность муниципальных служащих. При этом законом устанавливается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ, которая в том числе обеспечивается соотносимостью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу и граждан, проходивших государственную гражданскую службу. Статьей 11 Закона установлено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ. Статья 23 Закона гарантирует муниципальному служащему пенсионное обеспечение за выслугу лет, а ст.24 устанавливает, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права гражданского служащего, установленные Федеральными законами и законами субъекта РФ. При этом определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Аналогичная норма содержалась в действовавшем до вступления в силу поименованного выше Законе «Об основах муниципальной службы в РФ» (ст. 18). Правоотношения муниципальной службы на территории Тверской области регулируются Законом Тверской области № 121-30 от 09.11.2007 г. « О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области», который в том числе устанавливает соотношение должностей муниципальной службы в Тверской области и должностей государственной гражданской службы ( ст. 8.1), а п.2 ст.8.2. подтверждает, что условия предоставления права на пенсионное обеспечение муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются актами органов местного самоуправления и аналогичны условиям предоставления права на пенсионное обеспечение федеральным государственным гражданским служащим и условиям предоставления права на пенсию за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности) государственным гражданским служащим Тверской области, установленным соответственно федеральным законодательством и законодательством Тверской области. В соответствии со ст. 19 Положения о муниципальной службе Бологовского района, утвержденного решением Городского собрания администрации г.Бологое и Бологовского района Тверской области 24 сентября 1996г. № 76, муниципальные служащие Бологовского района имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии на условиях и в порядке, определенных в приложении №3 к настоящему Положению. Положение «О порядке установления стажа муниципальной службы муниципального служащего Бологовского района», являющееся приложением №3 к Положению Бологовского района «О муниципальной службе Бологовского района», определяет общий порядок установления стажа муниципальной службы муниципального служащего района, дающего право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, дополнительно оплачиваемого отпуска, назначение ежемесячной доплаты к государственной пенсии за выслугу лет и выплату единовременного денежного вознаграждения при выходе на пенсию. Согласно Положения « О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим Бологовского района», являющегося приложением №4 к Положению Бологовского района « О муниципальной службе Бологовского района» ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается лицам, уволенным с муниципальной службы в связи с окончанием срока полномочий либо выходом на государственную пенсию по заявлению лица, претендующего на получение доплаты. Решением Собрания депутатов МО « Бологовский район» № 407 от 27 октября 2009г. утвержден новый Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости( по инвалидности) муниципальным служащим МО « Бологовский район» Тверской области, в соответствии с которым муниципальные служащие органов местного самоуправления МО « Бологовский район» при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет при увольнении с муниципальной службы, также имеют право на установление и выплату ежемесячной доплаты к пенсии при достижении предельного возраста, установленного Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Тем самым, отказ в выплате доплаты к государственной пенсии нарушает право истца, как пенсионера, бывшего муниципального служащего на своевременное получение доплаты к пенсии, установленной действующим законодательством и актами органов местного самоуправления МО « ...». В связи с тем, что нарушаются права, предусмотренные законом, истцу причиняются физические и нравственные страдания, которые выливаются в нарушение психического и физического состояния здоровья (истец является инвалидом 3 группы, заболевание сахарный диабет, повышается давление из-за стрессового состояния, появляются головные боли), моральный вред которого истец оценивает в ... рублей. ДАТА истцом был заключен договор №... с <....> ИП Новикова Н.А. на оказание юридических услуг. Копия договора прилагается к настоящему исковому заявлению. За предоставление услуги истцом было оплачено ... рублей, что подтверждается прилагаемой копией квитанции банка. Так как обязанность выплаты задолженности возникает у ответчика, истец считает, что в порядке требований ст. 98 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителя должны быть возложены судом на ответчика. Со ссылкой на ст.72,76 Конституции РФ, Главу 2 ГК РФ, ст. 151 ГК РФ, 237 ТК РФ, ст.3,22 98 ГПК РФ истец просит суд взыскать с администрации МО «...» в ее пользу задолженность, образовавшуюся в результате невыплаты доплаты к трудовой пенсии за период с ДАТА в размере ... рублей и за период ДАТА.- ... руб., на общую сумму - ... рублей, взыскать с администрации МО «...» моральный вред в сумме ... рублей и судебные расходы за оказанные юридические услуги в размере ... рублей и расходы по оплате государственной пошлины. В судебном заседании истец Милевская Т.С. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, уточнив период взыскания за ... год – ДАТА в сумме ... рубля, т.к. за ДАТА задолженность выплачена, однако общий размер задолженности по ежемесячной доплате к пенсии за ... год остался прежним. Представитель истца Новикова Н.А. в судебном заседании поддержала заявленные истцом требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика Чагина О.С. в судебном заседании исковые требования частично, пояснив суду, что администрация требования истца признает частично в размере ... руб. ... коп., в остальной части исковые требования не признает. Распоряжением Главы МО «...» от ДАТА №... истцу установлена ежемесячная доплата, составляющую суммарно с учетом государственной пенсии по возрасту 80 % месячного денежного содержания. Задолженность администрации перед истцом составляет ... руб. ... коп., в том числе: за ... год в размере ... руб. ... коп., за ...г. (с ДАТА по ДАТА- ... руб. .... Исковые требования, в части о взыскании морального вреда в размере ... рублей администрация не признает по следующим основаниям: статья 151 ГК РФ определяет, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в; соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Статья 1099 ГК РФ определяет, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Действующим законодательством не предусмотрена компенсация морального вреда за задержку доплат к пенсии по старости муниципальным служащим. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Однако, истец не представил доказательств обоснованности требований указывающих на вину причинителя и ее степень. Не доказана причинно-следственная связь между действиями администрации МО «...» (задержка доплаты к пенсии) и плохим самочувствием, то есть невозможно установить, что причинами плохого самочувствия является вред здоровью (моральный вред) причиненный администрацией. При разрешении заявленного истцом требования о возмещении понесенных расходов по оплате услуг представителя, руководствуясь ст. 100 ГПК РФ, необходимо учесть характер заявленного иска (носит бесспорный характер), объем оказанной представителем истца помощи (подготовка искового заявления), количество состоявшихся судебных заседаний с участием представителя (одно), их продолжительность (менее 20 минут), и полагает с учетом разумности взыскать с ответчика в пользу истца указанные расходы в размере ... рублей. Кроме того из содержания договора №... от ДАТА не возможно определить о подготовке какого искового заявления и о представительстве в каком суде и по какому делу идет речь в данном договоре. Руководствуясь ст. 102, 151,1099 ГК РФ, просит суд исковые требования в части взыскания задолженности по доплате к пенсии по старости в размере ... руб. ... коп., в том числе: за ... год в размере ... руб. ... коп., за .... (с ДАТА - ... руб. .... удовлетворить, а в части взыскания ... руб. компенсации морального вреда, взыскания ... руб. оплата услуг представителя - отказать, оплату государственной пошлины, взыскать пропорционально удовлетворённым заявленным требованиям. Выслушав истца, его представителя и представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.19 Положения о муниципальной службе Бологовского района, утвержденным решением Городского собрания администрации г.Бологое и Бологовского района Тверской области 24 сентября 1996 года №76, муниципальные служащие Бологовского района имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии на условиях и в порядке, определенных в приложении № 3 к настоящему Положению. Положение «О порядке установления стажа муниципальной службы муниципального служащего Бологовского района», являющееся приложением №3 к Положению Бологовского района «О муниципальной службе Бологовского района», определяет общий порядок установления стажа муниципальной службы муниципального служащего района, дающего право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение ежемесячной доплаты к государственной пенсии за выслугу лет и выплату единовременного денежного вознаграждения при выходе на пенсию. Согласно Положения «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим Бологовского района», являющегося приложением №4 к Положению Бологовского района «О муниципальной службе Бологовского района» ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается лицам, уволенным с муниципальной службы в связи с окончанием срока полномочий либо выходом на государственную пенсию по заявлению лица, претендующего на получение доплаты. Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее, чем со дня увольнения с муниципальной должности и назначения государственной пенсии. Решением Собрания депутатов МО «Бологовский район» №407 от 27 октября 2009 года утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) муниципальным служащим МО «Бологовский район» Тверской области (далее – Порядок), в соответствии с которым муниципальные служащие органов местного самоуправления МО «Бологовский район» при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет при увольнении с муниципальной службы, имеют право на установление ежемесячной доплаты к пенсии при достижении предельного возраста, установленного Федеральным законом от 02.03.2007г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Согласно п.8 Порядка ежемесячная доплата к пенсии устанавливается по заявлению лица, претендующего на доплату (приложение № 2 к настоящему Порядку), распоряжением соответствующего органа местного самоуправления МО «Бологовский район» (его руководителя), выносимого с учетом решения комиссии по определению трудового стажа, для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим МО «Бологовский район». В силу п.13 Порядка ежемесячная доплата к пенсии, предусмотренная настоящим Порядком, устанавливается со дня подачи заявления, но не ранее следующего за днем освобождения от должности муниципальной службы и назначения или досрочного оформления пенсии. Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что ежемесячная доплата к пенсии не выплачивается в период нахождения на муниципальной или государственной гражданской службе и в период замещения муниципальной или государственной должности. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Из копии трудовой книжки Милевской Т.С. следует, что ДАТА Милевская Т.С. на основании распоряжения Главы Администрации МО «...» №... от ДАТА уволена с муниципальной должности в связи с выходом на государственную пенсию по возрасту, п.3 ст.77 ТК РФ. ДАТА истец вновь принята на муниципальную должность муниципальной службы -ведущего специалиста жилищно-коммунального хозяйства с сохранением присвоенного ранее квалификационного разряда – старший референт муниципальной службы ... 1 класса (распоряжение №... от ДАТА). ДАТА истец была уволена по собственному желанию на основании распоряжения №... от ДАТА по п.3 ст.77 ТК РФ. Из копии распоряжения главы МО «...» №... от ДАТА усматривается, что с ДАТА Милевской Т.С., замещавшей муниципальную должность муниципальной службы – ведущего специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства, установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 80% месячного денежного содержания. Проверяя законность исковых требований Милевской Т.С. о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципального служащего ..., суд учитывает признание иска ответчиком. В соответствии со справкой администрации МО «...» от ДАТА №... размер задолженности перед истцом по ежемесячной доплате к государственной пенсии на ДАТА за период с ДАТА по ДАТА составил ... рубля ... копеек, за период с ДАТА по ДАТА (по уточненным данным – с ДАТА) – ... рубль ... копеек. Таким образом, в судебном заседании установлено наличие у ответчика перед Милевской Т.С. задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии за указанный период в общей сумме ... рублей ... копеек, в связи с чем данные требования истца подлежат удовлетворению. Заявленные истцом требования о взыскании компенсации морального вреда в соответствии со ст. 151 ГК РФ не подлежат удовлетворению, поскольку основания для применения положений ГК РФ о компенсации морального вреда к спорным правоотношениям отсутствуют, несвоевременная выплата доплаты к пенсии не предусматривает санкции за нарушение установленных сроков выплат. Судом было установлено, что задержка по выплатам пенсий за указанный период имела место не только по отношению к истцу, а и к другим бывшим муниципальным служащим, в связи с дефицитом бюджета. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и т.д. Судом установлено, что права на ежемесячную доплату к государственной пенсии истца никто не лишал, поэтому ст. 151 ГК РФ, предусматривающая компенсацию морального вреда в случаях, предусмотренных законом, в данном деле не может быть применена. Доказательств, подтверждающих, что возникновение и развитие (течение) имеющегося у истца заболевания находится в причинной связи с невыплатой взыскиваемых денежных сумм, истцом суду не представлено. Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Статья 94 ГПК РФ относит к издержкам, связанным с рассмотрением дела, расходы на оплату услуг представителей. В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Из материалов дела следует, что письменное ходатайство ответчика о взыскании расходов на оплату представителя подано (содержится в тексте искового заявления), фактически понесенные расходы подтверждаются копией квитанции от ДАТА, по которой Милевская Т.С. оплатила ИП Новиковой по договору №.... ... рублей за юридические услуги, договором на оказание юридических услуг. С учетом положений ст. 100 ГПК РФ, исходя из требований разумности и справедливости, суд удовлетворяет заявленные требования в части и взыскивает с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере ... рублей, с учетом объема оказанных услуг, исходя из характера спора, сложности дела, количества участников процесса, количества судебных заседаний, в которых принимал участие представитель истца. На основании изложенного, суд взыскивает с ответчика в пользу истца задолженность по ежемесячной доплате к государственной пенсии за период с ДАТА по ДАТА - ... рубля ... копеек, за период с ДАТА по ДАТА – ... рубль ... копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере ... рублей и судебные расходы по оплате государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере ... рубль ... копеек. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Милевской Т.С. к Администрации Муниципального образования «...» о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии пенсионера муниципальной службы администрации МО «...» удовлетворить частично. Взыскать с Администрации МО «...» в пользу Милевской Т.С. задолженность по ежемесячной доплате к государственной пенсии в размере ... рублей ... копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере ... рублей и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере ... рубль ... копеек, а всего ... рублей ... копеек в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд ... в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, а именно с ДАТА. Председательствующий Ж.Н.Бондарева ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ