Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА января 2012 года г.Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой Н.В.,
при секретаре Савельевой Ю.Ю.,
с участием истца Сокоушиной В.П., представителя истца Новиковой Н.А.,
представителя ответчика Чагиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Сокоушиной Валентины Павловны к администрации муниципального образования «...» ... о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии пенсионера муниципальной службы и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Сокоушина Валентина Павловна обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «...» ... о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии пенсионера муниципальной службы администрации МО «...», мотивируя свои требования тем, что с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА она являлась муниципальным служащим и была уволена из администрации муниципального образования «...» в связи с выходом на пенсию по старости на основании распоряжения главы муниципального образования №...-рк от ДАТА. С ДАТА ей была назначена государственная пенсия по старости. Общий стаж муниципальной службы у Сокоушиной В.П. составил 15,5 лет, куда вошел стаж государственной службы в налоговой инспекции со ДАТА по ДАТА. С момента увольнения согласно Положению «О муниципальной службе ...», принятого решением Городского Собрания ... и ... №... от ДАТА у нее, как у муниципального служащего, при увольнении с муниципальной службы возникло право на установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальному служащему. На основании распоряжения главы муниципального образования «...» ... в июне 2007 года истице была установлена ежемесячная доплата к пенсии и произведена первая выплата. Несмотря на то, что соответствующие денежные средства предусмотрены и заложены в расходные статьи бюджета муниципального образования «...», администрацией муниципального образования выплата такой доплаты ей производилась нерегулярно, поэтому Сокоушиной В.П. периодически приходилось обращаться в администрацию муниципального образования «...» и напоминать об образовавшейся задолженности. Так, в феврале 2010 года она запросила справку об имеющейся у нее задолженности, которая была ей предоставлена и в соответствии с которой сумма задолженности за период с ДАТА по ДАТА составила <....>. Затем ей устно было разъяснено, что задолженность за 2008 год профинансирована из местного бюджета и будет выплачена в ближайшее время, а задолженность за 2009 год будет выплачена в течение текущего финансового года. Действительно, администрация муниципального образования «...» вновь возобновила выплаты имеющейся задолженности по доплате к муниципальной пенсии. Задолженность за 2008 год в размере <....> была выплачена истице в 2011 году полностью, а задолженность за 2009 год была выплачена только за октябрь месяц, оплата производилась нерегулярно. С октября 2011 года выплаты по доплате к государственной пенсии прекратились вообще. В ноябре Сокоушина В.П. вновь обратилась к ответчику по выплате образовавшейся задолженности, на что ей был дан ответ, что в связи с непоступлением доходов в бюджет муниципального образования выплата задолженности производиться не будет, что и послужило поводом для обращения в суд за защитой своих прав. Задолженность по доплате к муниципальной пенсии за весь 2009 год кроме октября составила <....>, за период с августа по ноябрь 2011 года – <....>; общая задолженность составляет <....>. До настоящего времени администрацией муниципального образования «...» никаких выплат по задолженности доплаты к муниципальной пенсии за вышеуказанный период истице не производилось. Конституция РФ, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ст.7 ч.1) социальное обеспечение по возрасту (ст. 39 ч.1), определяет условия и порядок реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, относит эти правоотношения к компетенции законодателя (ч.2 ст.39). Согласно п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов. В сферу совместного ведения входит также установление общих принципов организации систем органов государственной власти и местного самоуправления (ст.72 ч.1); по предметам совместного ведения Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (ст. 76 ч.2). В силу указаний Конституции РФ законодатель субъекта Российской Федерации может самостоятельно осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов при отсутствии соответствующего федерального закона, соблюдая при этом конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина (Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.1996г., от 16.10.1997г. № 14-П, от 03.11.1997г. № 15-П и от 15.12.2003г. № 19-П). Действующим нормативным актом, которым изначально было рекомендовано производить доплату к пенсиям служащих субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим, является Указ Президента РФ от 16.08.1995г. № 854 «О некоторых гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РФ и должности федеральных государственных служащих». Пунктом 10 данного Указа органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать соответствующие социальные гарантии (доплаты) с учетом положений Указа за счет собственных средств. На основании ст. 42 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в РФ» № 25-ФЗ, правовую основу муниципальной службы в Российской Федерации составляет Конституция РФ, а также поименованный закон и другие законы, иные нормативные акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, иные муниципальные правовые акты. Согласно ст. 4 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» одним из основных принципов муниципальной службы является приоритет прав и свобод человека и гражданина, правовая и социальная защищенность муниципальных служащих. При этом ст. 5 Закона устанавливается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ, которая в том числе обеспечивается соотносимостью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу. Статьей 11 Закона установлено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ. Статья 23 Закона гарантирует муниципальному служащему пенсионное обеспечение за выслугу лет, а ст. 24 устанавливает, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ. При этом определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Аналогичная норма содержалась в действовавшем до вступления в силу поименованного выше Закона «Об основах муниципальной службы в РФ» (ст. 18). Правоотношения муниципальной службы на территории тверской области регулируются законом Тверской области № 121-ЗО от 09.11.2007г. «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области», который в том числе устанавливает соотношение должностей муниципальной службы в Тверской области и должностей государственной гражданской службы (ст.8.1), а п.2 ст. 8.2 подтверждает, что условия предоставления права на пенсионное обеспечение муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются актами органов местного самоуправления и аналогичны условиям предоставления права на пенсионное обеспечение федеральным государственным гражданским служащим и условиям предоставления права на пенсию за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности) государственным гражданским служащим Тверской области, установленным соответственно федеральным законодательством и законодательством Тверской области. В соответствии со ст. 19 Положения о муниципальной службе ..., утвержденного решением Городского Собрания администрации ... и ... 24 сентября 1996 года № 76, муниципальные служащие ... имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии на условиях и в порядке, определенных в приложении № 3 к настоящему Положению. Положение «О порядке установления стажа муниципальной службы муниципального служащего ...», являющегося приложением № 3 к Положению ... «О муниципальной службе ...» определяет общий порядок установления стажа муниципальной службы муниципального служащего района, дающего право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, дополнительно оплачиваемого отпуска, назначение ежемесячной доплаты к государственной пенсии за выслугу лет и выплату единовременного денежного вознаграждения при выходе на пенсию. Согласно Положению «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим ...», ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается лицам, уволенным с муниципальной службы в связи с окончанием срока полномочий либо выходом на государственную пенсию по заявлению лица, претендующего на получение доплаты. Решением Собрания депутатов муниципального образования «...» № 407 от 27 октября 2009 года утвержден новый Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) муниципальным служащим муниципального образования «...» .... В соответствии с которым муниципальные служащие органов местного самоуправления муниципального образования «...» при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет при увольнении с муниципальной службы также имеют право на установление и выплату ежемесячной доплаты к пенсии при достижении предельного возраста, установленного Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Тем самым, отказ в выплате истице доплаты к государственной пенсии нарушает ее право как пенсионера, бывшего муниципального служащего на своевременное получение доплаты к пенсии, установленной действующим законодательством и актами органов местного самоуправления муниципального образования «...». В связи с тем, что нарушаются предусмотренные законом права истца, ей причиняются физические и нравственные страдания, которые выливаются в нарушение психического и физического состояния здоровья (повышается давление, появляются головные и сердечные боли), ей причинен моральный вред. На основании изложенного просит суд взыскать с администрации муниципального образования «...» задолженность, образовавшуюся в результате невыплаты доплаты к трудовой пенсии за 2009 год в сумме <....>, за с августа по ноябрь 2011 года в сумме <....>, а всего – <....>; компенсацию морального вреда в сумме <....> и расходы за оказанные ей юридические услуги в сумме <....>.
В судебном заседании истец Сокоушина В.П. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, уточнив, что в части размера подлежащей в ее пользу взысканию доплаты к трудовой пенсии просит руководствоваться предоставленной ответчиком справкой о размере задолженности, которая составляет <....>, указанную сумму истец просит взыскать с ответчика в ее пользу. В настоящее время ей выплачена задолженность по доплате к пенсии за август 2011 года, но вместе с тем возникла задолженность за декабрь 2011 года, поэтому общий размер подлежащей взысканию суммы остается без изменения. Также истица пояснила, что доплата к трудовой пенсии установлена законом, денежные средства на эти цели заложены в бюджет отдельной строкой, а если денег не было, как утверждает администрация, значит, они были использованы не по целевому назначению. На компенсации морального вреда настаивает, поскольку такими действиями ответчик выказывает не только пренебрежение к своим бывшим работникам, но и ко всему населению города и района, в интересах которого администрация работает и которые обязана защищать.
Представитель истца Новикова Н.А. в судебном заседании поддержала заявленные истцом требования в полном объеме с учетом их уточнения в части размера задолженности, а также пояснила, что Сокоушина В.П. неоднократно обращалась в администрацию за выплатой задолженности, о чем свидетельствуют представленные ею заявления, но ответчик доплату к пенсии истице в добровольном порядке не выплачивал, ссылаясь на отсутствие денежных средств, а впоследствии ей устно было сказано, что доплата вообще не будет производиться. Данными действиями ответчика Сокоушиной В.П., много лет проработавшей на муниципальной службе, были причинены нравственные страдания, в связи с чем ухудшилось ее состояние здоровья, она обращалась к врачу, приобретала лекарства. Ее медицинская карта не содержит записей за указанный период, так как карта была потеряна, но подтверждает, что истица имеет проблемы со здоровьем, которые из-за равнодушного отношения к ней администрации только усилились.
Представитель ответчика Чагина О.С. в судебном заседании исковые требования признала частично: поскольку выплата доплаты к пенсии муниципальным служащим установлена законом и не производилась истице ввиду отсутствия у администрации муниципального образования «...» денежных средств, полагала данные требования подлежащими удовлетворению; в части взыскания расходов по оплате услуг представителя считает сумму расходов завышенной и признает частично – на сумму <....> рублей, поскольку данная сумма отвечает требованиям разумности. Требование компенсации морального вреда считает не подлежащим удовлетворению, поскольку в данном случае законом она не предусмотрена, кроме того, в соответствии с действующим законодательством одним из условий наступления ответственности за причинение вреда является вина причинителя, тогда как истец не представил доказательств обоснованности требований, указывающих на вину причинителя и ее степень. Не доказана также причинно-следственная связь между действиями администрации муниципального образования «...» и плохим самочувствием истца – из представленной истцом медицинской карты следует, что Сокоушина В.П. обращалась к врачу в 2007 году, но задержка выплат имела место в 2009 и 2011 году.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.12 ч.1 ст. 11 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года, муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
На основании ст.19 Положения о муниципальной службе ..., утвержденного решением Городского Собрания администрации ... и ... 24 сентября 1996 года № 76, муниципальные служащие ... имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии на условиях и в порядке, определенных в приложении № 3 к настоящему Положению.
Положение «О порядке установления стажа муниципальной службы муниципального служащего ...», являющееся приложением № 3 к Положению ... «О муниципальной службе ...», определяет общий порядок установления стажа муниципальной службы муниципального служащего района, дающего право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение ежемесячной доплаты к государственной пенсии за выслугу лет и выплату единовременного денежного вознаграждения при выходе на пенсию.
Согласно Положению «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим ...», являющегося приложением № 4 к Положению ... «О муниципальной службе ...» ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается лицам, уволенным с муниципальной службы в связи с окончанием срока полномочий либо выходом на государственную пенсию по заявлению лица, претендующего на получение доплаты. Указанная доплата устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее, чем со дня увольнения с муниципальной должности и назначения государственной пенсии.
Решением Собрания депутатов МО «...» № 407 от 27 октября 2009 года утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) муниципальным служащим муниципального образования «...» ..., в соответствии с которым муниципальные служащие органов местного самоуправления муниципального образования «...» при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет при увольнении с муниципальной службы, имеют право на установление ежемесячной доплаты к пенсии при достижении предельного возраста, установленного Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В соответствии с п.8 вышеназванного Порядка ежемесячная доплата к пенсии устанавливается по заявлению лица, претендующего на доплату (приложение № 2 к настоящему Порядку), распоряжением соответствующего органа местного самоуправления муниципального образования «...» (его руководителя), выносимого с учетом решения комиссии по определению трудового стажа, для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим муниципального образования «...».
В силу п.13 указанного Порядка ежемесячная доплата к пенсии устанавливается со дня подачи заявления, но не ранее следующего за днем освобождения от должности муниципальной службы и назначения или досрочного оформления пенсии, а согласно п. 17 эта доплата не выплачивается в период нахождения на муниципальной или государственной гражданской службе и в период замещения муниципальной или государственной должности.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки Сокоушиной В.П., последняя ДАТА уволена с муниципальной должности в связи с уходом на трудовую пенсию по старости на основании распоряжения № 155-рк от 25 мая 2007 года. Также в трудовой книжке истца подтверждены периоды работы Сокоушиной В.П. на муниципальной службе с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА.
Из копии распоряжения главы муниципального образования «...» ... № 158-рк от 25.05.2007г. усматривается, что с ДАТА Сокоушиной В.П., замещавшей муниципальную должность муниципальной службы – главного специалиста отдела экономики, установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 70 процентов месячного денежного содержания.
Согласно представленной администрацией муниципального образования «...» справке о размере задолженности перед истцом по ежемесячной доплате к государственной пенсии на ДАТА за период с ДАТА по ДАТА составил <....>; за период с ДАТА по ДАТА – <....>; общий размер задолженности составляет <....>. Истец и его представитель с указанным расчетом согласны.
В судебном заседании факт наличия задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии перед истцом за вышеуказанный период нашел свое подтверждение; данное обстоятельство подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела документами и представителем ответчика не оспаривается, в связи с чем требования истца о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии суд полагает подлежащими удовлетворению в полном объеме с учетом уточнения истцом в судебном заседании подлежащей взысканию суммы.
Требования Сокоушиной В.П. о компенсации морального вреда, по мнению суда, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Поскольку по настоящему спору были нарушены имущественные права истца, моральный вред может быть компенсирован только в случае, предусмотренном законом, однако федеральные законы, регулирующие пенсионные отношения, не содержат норм, которые предусматривают возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных правоотношений.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Суд полагает, что с учетом сложности дела, количества судебных заседаний, а также в соответствии с требованиями разумности и справедливости, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в сумме 2000 рублей.
На основании изложенного, суд взыскивает с ответчика в пользу Сокоушиной В.П. задолженность по ежемесячной доплате к государственной пенсии за 2009 год и за период с сентября по декабрь 2011 года в размере <....>, а также судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <....> рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сокоушиной Валентины Павловны к администрации муниципального образования «...» ... о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии пенсионера муниципальной службы и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с администрации муниципального образования «...» ... в пользу Сокоушиной Валентины Павловны задолженность по ежемесячной доплате к государственной пенсии за 2009 год и за период с сентября по декабрь 2011 года в размере <....>, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <....> рублей, а всего – <....>, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Н.В. Морозова