Дело №2-157/2012г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 февраля 2012 года г.Бологое ... Бологовский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н., при секретаре Балан М.С., с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Жильцова А.Н., представителя администрации МО «Березорядское сельское поселение» Александровой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бологовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Березорядское сельское поселение» Бологовского района Тверской области по проведению аттестации рабочих мест и обязании провести аттестацию рабочих мест в соответствии с федеральным законодательством, У С Т А Н О В И Л : Бологовский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «Березорядское сельское поселение» Бологовского района по проведению аттестации рабочих мест и обязании провести аттестацию рабочих мест в соответствии с федеральным законодательством. Свои требования прокурор обосновывает тем, что при проведении проверки исполнения законодательства об охране труда в администрации МО «Березорядское сельское поселение» установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда не проведена, что нарушает требования трудового законодательства. Статья 37 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В силу ст.ст.22, 212 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охране труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В соответствии с п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31 августа 2007 года №569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места после ввода их в эксплуатацию (п.7). В соответствии с Уставом администрации МО «Березорядское сельское поселение» является юридическим лицом. Из представленной администрации МО «Березорядское сельское поселение» информации следует, что аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась, несмотря на то, что предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица с 16 декабря 2005 года. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения прокурора в суд в целях защиты интересов работников, так как аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Ссылаясь на п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст.45 ГПК РФ, прокурор просит суд признать бездействие администрации МО «Березорядское сельское поселение» Бологовского района по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда незаконным и обязать администрацию МО «Березорядское сельское поселение» провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Жильцов А.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, пояснив суду, что в ходе проверки соблюдения требований трудового законодательства в администрации МО «Березорядское сельское поселение» было установлено, что администрация не соблюдает требования законодательства в части аттестации рабочих мест по условиям труда. Обязанность по проведению аттестации рабочих мест согласно статье 212 ТК РФ возлагается на работодателя. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места после ввода их в эксплуатацию. Несмотря на то, что юридическое лицо действует с 2005 года, до настоящего времени аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена. В связи с чем, просит суд признать бездействие администрации МО «Березорядское сельское поселение» по проведению аттестации рабочих мест незаконным и обязать провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда в установленном порядке. Представитель администрации МО «Березорядское сельское поселение» Бологовского района Александрова В.М. в судебном заседании заявление признала, пояснив суду, что администрация МО «Березорядское сельское поселение» не обладала информацией о необходимости проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Выслушав помощника Бологовского межрайонного прокурора, представителя администрации МО «Березорядское сельское поселение», изучив материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Трудового Кодекса муниципальных образований. В силу п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. По смыслу главы 25 ГПК РФ к бездействиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится неисполнение обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В силу ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возлагается на работодателя. Согласно п.п.1,2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года №569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Согласно п.4 указанного Порядка, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: 1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; 2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; 3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; 5) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; 7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); 8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; 10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; 11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; 12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; 14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; 15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; 16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; 18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда. Таким образом, целями проведения данной аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. п. 1, 5, 7 Порядка). Согласно материалам дела администрация МО «Березорядское сельское поселение» 16 декабря 2005 года зарегистрирована в едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица, главой администрации с 31.10.2008 избрана Александрова В.М. В соответствии с ответом администрации МО «Березорядское сельское поселение» на требование Бологовского межрайонного прокурора аттестация рабочих мест администрации МО «Березорядское сельское поселение» провести самостоятельно не представляется возможным, так как данную работу проводят организации, имеющие лицензию на данный вид деятельности. В администрации подлежат аттестации 4 рабочих места и проводить аттестацию такого малого количества рабочих мест Тверьоблстат отказывается. В настоящее время работу по аттестацию рабочих мест взяла на себя администрация МО «Бологовский район», работа намечена на 2 квартал 2012 года. Как усматривается из копии объяснения главы администрации МО «Березорядское сельское поселение» от 14.02.2012 года, 31 января 2012 года Бологовской межрайонной прокуратурой в администрации МО «Березорядское сельское поселение» проведена проверка исполнения законодательства об охране труда, в ходе которой установлено, что в администрации не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей организацией рабочих мест по охране труда. Данное нарушение было допущено в связи с недостатком средств в бюджете администрации. Бездействие администрации МО «Березорядское сельское поселение», выразившееся в не проведении аттестации 4 рабочих мест является незаконным, противоречащим ст. 22, 209, 212 ТК РФ, возлагающим обязанность по проведению аттестации рабочих мест на всех работодателей независимо от организационной формы и в отношении всех существующих рабочих мест. При этом суд исходит из того, что сам факт отсутствия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда свидетельствует о том, что администрация МО «Березорядское сельское поселение» проявила бездействие. Обстоятельство не проведения аттестации 4 рабочих мест не оспаривается администрацией МО «Березорядское сельское поселение». Удовлетворяя требования прокурора о возложении на администрацию МО «Березорядское сельское поселение» обязанности по проведению аттестацию по условиям труда рабочих мест в соответствии с федеральным законодательством, суд руководствуется тем, что администрация МО «Березорядское сельское поселение» не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предмет подтверждения наличия или отсутствия вредных и (или) опасных производственных факторов. Поскольку оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов не проводится, администрация МО «Березорядское сельское поселение» не обеспечивает работникам здоровые и безопасные условия работы, чем нарушается один из правовых аспектов охраны труда, а соответственно нарушается и вся система охраны труда, суд признает незаконным бездействие администрации МО «Березорядское сельское поселение» по не проведению аттестации рабочих мест и возлагает на нее обязанность по проведению аттестацию рабочих мест в соответствии с федеральным законодательством. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Бологовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Березорядское сельское поселение» Бологовского района Тверской области по проведению аттестации рабочих мест и обязании провести аттестацию рабочих мест в соответствии с федеральным законодательством удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Березорядское сельское поселение» Бологовского района Тверской области по проведению аттестации рабочих мест. Обязать администрацию муниципального образования «Березорядское сельское поселение» Бологовского района Тверской области провести аттестацию рабочих мест в соответствии с федеральным законодательством. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия. Председательствующий Ж.Н. Бондарева