Дело №2-79/2012г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДАТА 2012 года г.Бологое г.Бологое Бологовский городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н., при секретаре Балан М.С., с участием помощника ... межрайонного прокурора Жильцова А.Н., представителя ответчика МУП «...» Матвеевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ... межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «...» о признании незаконным бездействия по проведению аттестации рабочих мест и обязании провести аттестацию рабочих мест в соответствии с федеральным законодательством, У С Т А Н О В И Л : ... межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «...» (далее МУП «...») о признании незаконным бездействия по проведению аттестации рабочих мест и обязании провести аттестацию рабочих мест в соответствии с федеральным законодательством. Свои требования прокурор обосновывает тем, что при проведении проверки исполнения законодательства об охране труда в МУП «...» установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда не проведена, что нарушает требования трудового законодательства. Статья 37 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В силу ст.ст.22, 212 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охране труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В соответствии с п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31 августа 2007 года №569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места после ввода их в эксплуатацию (п.7). В соответствии с Уставом МУП «...» является юридическим лицом. Из представленной МУП «...» информации следует, что аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась, несмотря на то, что предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица с ДАТА. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения прокурора в суд в целях защиты интересов работников, так как аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Ссылаясь на п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст.45 ГПК РФ, прокурор просит суд признать бездействие МУП «...» по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда незаконным и обязать МУП «...» провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В судебном заседании помощник ... межрайонного прокурора Жильцов А.Н. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, пояснив суду, что в ходе проверки соблюдения требований трудового законодательства в МУП «...» было установлено, что предприятие не соблюдает требования законодательства в части аттестации рабочих мест по условиям труда. Обязанность по проведению аттестации рабочих мест согласно статье 212 ТК РФ возлагается на работодателя. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места после ввода их в эксплуатацию. Несмотря на то, что юридическое лицо действует с 2003 года, до настоящего времени аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена. В связи с чем, просит суд признать бездействие МУП «...» по проведению аттестации рабочих мест незаконным и обязать провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда в установленном порядке. Представитель ответчика МУП «...» Матвеева О.Н. в судебном заседании иск признала, пояснив суду, что аттестация рабочих мест по условиям труда в МУП «...» не проводилась ввиду отсутствия финансовой возможности. ДАТА директором издан приказ «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии», которым установлен срок проведения аттестации до ДАТА. Выслушав помощника ... межрайонного прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Трудового Кодекса муниципальных образований. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В силу ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возлагается на работодателя. Согласно п.п.1,2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года №569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Согласно п.4 указанного Порядка, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: 1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; 2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; 3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; 4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; 5) подготовки статистической отчетности об условиях труда; 6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; 7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); 8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; 10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; 11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; 12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; 14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; 15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; 16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; 18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда. Таким образом, целями проведения данной аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. п. 1, 5, 7 Порядка). Согласно материалам дела МУП «...» ДАТА зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица, его директором с ДАТА назначен ФИО1 Из копии акта проверки исполнения законодательства об охране труда в МУП «...» от ДАТА следует, что в ходе ее проведения выявлены нарушения, одно из которых касается нарушения требований ч.9 ст.212 Трудового кодекса РФ, а именно не проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Как усматривается из копии объяснения директора ... МУП «...» от ДАТА, провести аттестацию рабочих мест не представляется возможным в связи со сложным финансовым положением предприятия. Согласно копии приказа МУП «...» №... от ДАТА «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии» на предприятии создана аттестационная комиссия, которой установлен срок проведения аттестации до ДАТА. Из копии штатного расписания МУП «...» на период с ДАТА утвержден штат в количестве 452 рабочих мест. Удовлетворяя исковые требования прокурора об обязании МУП «...» провести аттестацию по условиям труда рабочих мест в соответствии с федеральным законодательством, суд исходит из того, что ответчик не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предмет подтверждения наличия или отсутствия вредных и (или) опасных производственных факторов. Бездействие ответчика, выразившееся в не проведении аттестации 452 рабочих мест МУП «...», является незаконным, противоречащим ст. 22, 209, 212 ТК РФ, возлагающим обязанность по проведению аттестации рабочих мест на всех работодателей независимо от организационной формы и в отношении всех существующих рабочих мест. При этом суд исходит из того, что сам факт отсутствия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда свидетельствует о том, что ответчик проявил бездействие. Обстоятельство не проведения аттестации 452 рабочих мест МУП «...» не оспаривается ответчиком. Поскольку оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов ответчиком не проводится, МУП «...» не обеспечивает работникам здоровые и безопасные условия работы, чем нарушается один из правовых аспектов охраны труда, а соответственно нарушается и вся система охраны труда, суд признает незаконным бездействие ответчика по не проведению аттестации рабочих мест и возлагает на него обязанность по проведению аттестацию рабочих мест в соответствии с федеральным законодательством. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ... межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «...» о признании незаконным бездействия по проведению аттестации рабочих мест и обязании провести аттестацию рабочих мест в соответствии с федеральным законодательством удовлетворить. Обязать муниципальное унитарное предприятие «...» провести аттестацию рабочих мест в соответствии с федеральным законодательством. Взыскать с муниципального унитарного предприятия «...» в доход государства государственную пошлину в размере ... рублей ... копеек. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия. Председательствующий Ж.Н. Бондарева