Дело № 5-31/2011 г. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Дата сентября 2011 года г. Бологое ул.Кирова, д.9 Федеральный судья Бологовского городского суда Тверской области Морозова Наталья Владимировна, при секретаре Балан М.С., с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Жильцова А.Н., законного представителя юридического лица ГУ ветеринарии Тверской области «... станция по борьбе с болезнями животных» Львовой Е.Б., представителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям Зеленца Н.В., рассмотрев поступивший из Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Тверской и Псковской областям материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.10.6 КоАП РФ, в отношении Государственного учреждения ветеринарии Тверской области «... станция по борьбе с болезнями животных», ... У С Т А Н О В И Л: Постановлением Губернатора Тверской области от 15 июня 2011 года №12-пг на территории Муниципального образования «Бологовский район» введён карантин по африканской чуме свиней, утверждён План ограничительных мероприятий по ликвидации вспышки африканской чумы свиней и предотвращению распространения заболевания по территории Тверской области. Постановлением Администрации МО «Бологовский район» от 16 июня 2011 года №100-п на территории населённых пунктов Бологовского района введён режим чрезвычайной ситуации. 13 июля 2011 года Бологовской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям была проведена проверка в отношении Государственного учреждения ветеринарии Тверской области «... станция по борьбе с болезнями животных» (далее ГУВ «... СББЖ»), расположенного по адресу: .... В ходе проведённой проверки было установлено, что на территории первой угрожаемой зоны учтено 132 головы свиней. Согласно Плану ограничительных мероприятий по ликвидации вспышки африканской чумы свиней и предотвращению распространения заболевания, на территории Тверской области отчуждение свиней необходимо провести в срок до 24 июня 2011 года. На день проверки, с участием ГУВ «... СББЖ» проведено отчуждение свиней в количестве 72 головы в частном секторе Бологовского района, о чём представлены акты об отчуждении. Также представлены акты на уничтожение трупов животных методом сжигания, без указания места уничтожения. Оставшееся количество свиней не отчуждено. С Управлением Роспотребнадзора по Тверской области (Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в г.Вышнем Волочке, Вышневолоцком, Бологовском, Фировском районах) не согласован выбор земельного участка для уничтожения свиней, по причине отсутствия в акте выбора земельного участка необходимых данных. Попытка согласования земель Администрацией МО «Бологовский район» была предпринята только 11 июля 2011 года. ГУВ «... СББЖ» было дано разъяснение начальнику Оперативного противоэпизоотического штаба Администрации МО «Бологовский район» о требованиях к месту уничтожения животных. Согласно п.8 Плана необходимо установить круглосуточные охранно-карантинные посты на дорогах, ведущих из ... сельского поселения. Однако на день проверки пост в ... отсутствовал, ни ветеринарная служба, ни полиция контроль не осуществляли. Согласно п.п.13,14 Плана запрещается использование свинины и свиноводческой продукции на всех объектах розничной торговли, однако, на день проверки ГУВ «... СББЖ» не велась работа по контролю за реализацией свинины и свиноводческой продукции на объектах розничной торговли. За период с 15 июня 2011 года по 13 июля 2011 года совместно с Бологовской межрайонной прокуратурой проведена 1 проверка объекта торговли ООО «<данные изъяты>». По результатам проверки в отношении ООО «<данные изъяты>» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.6 КоАП РФ. В нарушение п.13 Плана реализуемая свиноводческая продукция не снята с реализации, предписание о запрете реализации не выписывалось. Иные проверки мест реализации продукции животноводства ГУВ «... СББЖ» не проводились, что является нарушением п.5.2.10 Инструкции «О мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней» от 21 ноября 1980 года. Ветеринарно-санитарная экспертиза свинины не проводилась. 15 июля 2011 года Бологовской межрайонной прокуратурой в отношении ГУВ «... СББЖ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.10.6 КоАП РФ. В соответствии с Уставом ГУВ «... СББЖ», учреждение является юридическим лицом, в пределах своих полномочий, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Санкция ч.2 ст.10.6 КоАП РФ в отношении юридического лица влечет административное приостановление деятельности. В соответствии с ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, влекущие административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов, в связи с чем дело об административном правонарушении в отношении ГУВ «... СББЖ» поступило на рассмотрение в Бологовский городской суд Тверской области. В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Жильцов А.Н. пояснил, что действительно по результатам проверки, проведенной 13 июля 2011 года Бологовской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям была проведена проверка соблюдения требований в связи с введённым на территории МО «Бологовский район» карантином по африканской чуме свиней в отношении Государственного учреждения ветеринарии Тверской области «... станция по борьбе с болезнями животных», в ходе которой был выявлен ряд нарушений требований правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, не были предприняты меры по ликвидации вспышки африканской чумы свиней и предотвращению распространения заболевания по территории Тверской области. По результатам проведённой проверки Бологовской межрайонной прокуратурой 15 июля 2011 года в отношении ГУВ «... СББЖ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.10.6 КоАП РФ. Просит суд признать ГУВ «... СББЖ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.10.6 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа с учетом того, что несмотря на отмену карантина с 1 сентября 2011 года необходимо вести деятельность по ликвидации его последствий, проводить противоэпизоотические мероприятия. В судебном заседании законный представитель юридического лица МУ ГУВ «... СББЖ» Львова Е.Б. признала наличие выявленных в ходе проверки нарушений, частично признала вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.10.6 КоАП РФ, пояснив суду, что на основании постановления Губернатора Тверской области о введении карантина по африканской чуме свиней всеми мероприятиями руководил оперативный штаб, созданный при администрации муниципального образования «Бологовский район», и хотя к отчуждению свиней ГУВ «... СББЖ» была готова, сроки были нарушены вследствие того, что оперативный штаб ходатайствовал о сокращении первой угрожаемой зоны, которая была установлена Постановлением Губернатора максимальной, с 20 до 5 км, и поэтому они ждали решения по этому ходатайству. По отсутствию постов на автодороге в ... они предпринимали шаги, обращались с соответствующими ходатайствами, но сами не могли их выставить ввиду отсутствия полномочий на перекрытие федеральной трассы. С тем, что не проводилась проверка объектов розничной торговли, также согласна, однако, посчитав, что Постановление Губернатора противоречит Инструкции «О мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней», что подтвердило вынесенное недавно судебное решение, они такую проверку не проводили. Кроме того, государственный ветеринарный инспектор, который должен проводить вышеназванные мероприятия, с июля 20011 года отсутствует на рабочем месте – находится на больничном листе по настоящее время, в связи с чем проверки проводить некому. При решении вопроса о назначении вида наказания просила назначить ГУВ «... СББЖ» наказание в виде приостановления деятельности, поскольку денежных средств на уплату штрафа не имеется, тогда как карантин на территории МО «Бологовский район» в настоящее время снят. Представитель Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям Зеленец Н.В. пояснил, что считает ГУВ «... СББЖ» виновной в совершении административного правонарушения, предусматривающего ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, поскольку никаких запросов и ходатайств о нарушении сроков проведения необходимых мероприятий ГУВ «... СББЖ» не направляло, ни в Управление Росселльхознадзора, ни в областной противоэпизоотический штаб также не поступало обращений об отсутствии поста в .... Тех мер, которые оно должно было предпринимать в силу возложенных на них законом полномочий, ГУВ «... СББЖ» не предпринимало. На объектах торговли не была снята с реализации свинина, хотя в первой угрожаемой зоне запрещается реализация свинины полностью; эта зона сокращена не была, но соответствующие мероприятия ГУВ «... СББЖ» не проводились. Кроме того, согласно изменениям в Уставе, начальник ГУВ «... СББЖ» является заместителем государственного ветеринарного инспектора и в случае отсутствия последнего его функции автоматически возлагаются на начальника ГУВ «... СББЖ». Полагает, что в случае назначения судом наказания в виде приостановление деятельности ГУВ «... СББЖ» не сможет вести деятельность по ликвидации последствий карантина африканской чумы свиней, проводить противоэпизоотические мероприятия, необходимые в данном случае. Выслушав помощника Бологовского межрайонного прокурора, законного представителя юридического лица ГУВ «... СББЖ», представителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, изучив представленные документы, прихожу следующим выводам. В силу ч.2 ст.10.6 КоАП РФ нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до семи тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток Обстоятельства административного правонарушения подтверждаются постановлением Бологовского межрайонного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 15 июля 2011 года, объяснением законного представителя юридического лица. Обстоятельства административного правонарушения и факт его совершения не оспариваются ГУВ «... СББЖ». Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Суд считает несостоятельными доводы представителя ГУВ «... СББЖ» о том, что необходимые мероприятия по борьбе с африканской чумой свиней не были выполнены ими в срок и в полном объеме в силу объективных причин, поскольку данный вид деятельности является приоритетным для ГУВ «... СББЖ» и невыполнение карантинных мероприятий могло привести к расширению очага африканской чумы и ее дальнейшему распространению. В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В соответствии со ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное наказание в любом случае не должно повлечь за собой более тяжких последствий, чем те последствия, для предотвращения которых оно назначено. Суд считает, что в данном случае не может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку, таким образом, будет сорван процесс ликвидации последствий африканской чумы свиней, последствий карантинных мероприятий на территории МО «Бологовский район». Приостановление деятельности ГУВ «... СББЖ» не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Суду не приведено доказательств того, что имеющиеся нарушения представляют непосредственную угрозу жизни или здоровью людей. С учетом тяжести совершенного правонарушения, обстоятельств дела суд считает наиболее обоснованным видом наказания назначение административного штрафа. Руководствуясь ч.2 ст.10.6, ст.ст. 23.1, 29.10 КоАП РФ, судья П О С Т А Н О В И Л: Признать Государственное учреждение ветеринарии Тверской области «... станция по борьбе с болезнями животных», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.10.6 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 90 000 рублей. Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Федеральный судья Н.В. Морозова