Дело № 2-68/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Болхов 05 апреля 2011 года
Болховский районный суд в составе:
председательствующего судьи Бухтиярова А.А.
при секретаре Усовой Р.И.,
с участием прокурора Болховского района Орловской области Розенберга Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Болховского райсуда гражданское дело по заявлению прокурора Болховского района в интересах неопределённого круга лиц к МОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа», администрации Болховского района об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Болховского района обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к МОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа», администрации Болховского района с заявлением об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой района была проведена проверка антитеррористической защищённости объектов образования. В ходе проверки МОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа» выявлено, что по периметру здания образовательного учреждения отсутствует ограждение, ограждение имеется только с фасадной части здания, что делает возможным свободный доступ людей на пришкольную территорию, облегчает проникновение на территорию школы нарушителей.
Отсутствие антитеррористической защищённости школы, являющейся объектом массового пребывания людей, влечёт нарушение прав обучающихся, находящихся в здании школы, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях.
В связи с вышеизложенным, прокурор просит возложить на администрацию Болховского района обязанность выделить денежные средства МОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа» на техническую укреплённость и антитеррористическую оснащённость объекта; возложить на МОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа» обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму: установить входные калитки, запираемые на врезной, накладной замок с висячим замком; установить въездные ворота, препятствующие свободному проезду на территорию школы различного транспорта, выполненные из металлических сетчатых или решетчатых конструкций; установить на окнах первого этажа распашные решетки.
В судебном заседании прокурор Болховского района своё заявление поддержал, подтвердив вышеизложенное и пояснив, что непринятие мер противодействии терроризму и экстремизму в учебном заведении подвергает опасности жизнь и здоровье учеников и преподавателей МОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа».
Представитель ответчика МОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа» - директор школы Шоршина О.С. согласна с заявлением прокурора, просит рассмотреть данное дело в отсутствие представителя МОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа».
Представитель ответчика - Администрации Болховского района по доверенности Новиков Р.Н., в своем отзыве не возражал против удовлетворения заявления прокурора, просил рассмотреть данное дело в отсутствие представителей районной администрации.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора Болховского района по следующим основаниям.
В ст. 2 ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контр; еррористическ.-1Х операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, противодействия терроризму степени террористической опасности.
Согласно подпункту «а» п. 4 ст. 3 названного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно п. 4 ч. 1 с. 31 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. 2.1 Руководящего документа МВД РФ
РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» (утв. МВД РФ 6 ноября 2002 г.) инженерно-техническая укрепленность объекта - это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.
В соответствии с п.п. 5.1.2. п. 5 указанного выше документа ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию. На основании п.п.5.1.5. п.5 ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений.
Таким образом, на территории МОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа» не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма.
В соответствии с п.п. 1.1.2. СНиПа 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» здания общеобразовательных учреждений отнесены к категории зданий и помещений общественного назначения.
Вместе с тем, согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к полномочиям местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Аналогичные требования содержатся в Федеральных законах «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ и «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 года № 114-ФЗ, противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующему направлению: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.
Согласно подпункту «а» п.4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.06г. № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с п.п. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
На основании п.4 ч.1 ст.31 Федерального закона «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.
Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам
находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения средств, ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определенном законом.
Согласно п. 75 Типового положения об образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года № 196, деятельность образовательных учреждений финансируется его учредителем.
В силу ст. 120 ГК РФ при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.
Согласно ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав
неограничен, поэтому прокуратурой предъявлено исковое заявление о
понуждении к совершению действий по устранению нарушений антитеррористической защищенности на объектах с массовым пребыванием людей.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Таким образом, в целях предотвращения экстремистской и террористической деятельности на территории школы необходимо установить ограждение по всему периметру пришкольной территории, исключающее случайный проход людей и соответствующее требованиям, установленным постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.11.2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178-02 выполненное из металлических сетчатых или решетчатых конструкций;
установить входные калитки, запираемые на врезной, накладной замок с висячим замком;
установить въездные ворота, препятствующие свободному проезду на территорию школы различного транспорта, выполненные из металлических сетчатых или решетчатых конструкций;
установить на окнах первого этажа распашные решетки.
При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Болховского района в интересах неопределённого круга лиц к МОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа», администрации Болховского района об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму - удовлетворить.
Обязать администрацию Болховского района Орловской области выделить денежные средства МОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа» на техническую укреплённость и антитеррористическую оснащённость объекта.
Обязать МОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа» устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, а именно, установить входные калитки, запираемые на врезной, накладной замок с висячим замком; установить въездные ворота, препятствующие свободному проезду на территорию школы различного транспорта, выполненные из металлических сетчатых или решетчатых конструкций; установить на окнах первого этажа распашные решетки.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение десяти дней через райсуд.
Судья Бухтияров А.А.