гражданское дело по исковому заявлению (2-280\2011)



Дело № 2-280/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Болхов 21 декабря 2011 года

Болховский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Волковой Н.А.,

с участием: помощника прокурора Болховского района Орловской области Воробъёва В.В.,

представителя ответчика администрации муниципального образования города Болхова – Соколовой Т.В., действующей на основании доверенности,

при секретаре Ветровой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Болховского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Болховского района Орловской области в защиту интересов жителей жилого дома к администрации муниципального образования город Болхов Орловской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности на администрацию муниципального образования г.Болхов заказать проектно-сметную документацию на проведение строительных работ по капитальному ремонту крыши жилого дома, выделить денежные средства и организовать проведение капитального ремонта крыши жилого дома,

установил:

Прокурор Болховского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов жителей жилого <адрес> Снурницыной О.А., Ванифатовой В.М., Снурницыной В.И., Снурницыной О.И., Кузиной Л.А., Кузиной Е.И., Яровых Е.И., Яровых А.А., Кандалиной Т.В., Кандалина А.С., Бадиенковой Б.Г., Бадиенковой М.В., Бадиенковой Е.В., Башковой С.И., Башковой Н.С., Тимошиной Е.В., Тимошина В.И., Карповой В.Н., Клепова И.К., Кучиной Н.В., Кучиновой А.С., Кучинова А.В., Кучинова А.А., Деминой С.В., Деминой Ю.Н., Шанина В.И., Шаниной С.Н., Шаниной А.В., Борисенко И.Н., Денисовой О.В., Игнатовой В.И., Новикова А.А., Ивановой Т.А., Иванова Т.А., Денисовой В.В., Мелентьева И.С., Косарева И.Н., Иваниной Л.А., Верховской О.С., Верховского А.И., Шаронихиной А.Д., Матюхиной А.А., Матюхиной С.П., Пупыкиной О.И., расположенного по адресу: <адрес> к администрации муниципального образования город Болхов Орловской области (далее по тексту – администрация МО г. Болхов) о признании бездействия администрации МО город Болхов незаконным, возложении обязанности на ответчика заказать проектно-сметную документацию на проведение работ по капитальному ремонту крыши <адрес> по <адрес>, выделить денежные средства на проведение указанных работ в соответствии с проектно-сметной документацией и организовать проведение капитального ремонта крыши жилого <адрес> по <адрес>.

В обосновании иска прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в 46 квартирном жилом <адрес> по <адрес> в <адрес>, 1975 года постройки граждане в защиту чьих интересов они обращаются, являются нанимателями и частично собственниками квартир на основании договоров приватизации. Договора о передаче квартир в собственность граждан, занимавшие жилые помещения в доме заключались администрацией г. Болхов начиная с 2009года по 2011год. 30 квартир в доме находятся в муниципальной собственности. При смотре кровли указанного жилого дома выявлено, что кровельное рубероидное покрытие имеет вздутия, протечки, трещины, отслоения по всей поверхности, отсутствует примыкание рубероидного полотна к парапетам, трубам и другим конструкциям.

Состояние кровли жилого <адрес> по <адрес> не соответствует установленным техническим нормам, процент износа и категория технического состояния кровли на момент исследования согласно ВСН 53-86 (р) и СП 13-102-2003 составляет: кровля процент износа 80%, техническое состояние недопустимое, требуется капитальный ремонт. Жилой <адрес> по <адрес> с момента его постройки ни разу за время эксплуатации не подвергался капитальному ремонту, тогда как при нормативном сроке эксплуатации зданий до постановки на капитальный ремонт от 10 до 25 лет в зависимости от вида жилого здания и условий эксплуатации, установленного строительными нормами ВСН 58-88(р) "Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от ДД.ММ.ГГГГ N312.

Квартиры в <адрес> по <адрес> передавались в собственность граждан с 2009 по 2011 годы, т.е. уже на момент передачи квартир в собственность с 2009 года была необходимость в проведении капитального ремонта в доме. Однако до настоящего времени такой ремонт в указанном доме не проводился и не запланирован.

В судебном заседании прокурор Болховского района Орловской области заявленные требования поддержал в полном объёме, подтвердив вышеизложенное, и пояснил, что указанное исковое заявление подано в суд с целью защитить интересы жителей, проживающих в многоквартирном <адрес> по <адрес> в г. Болхове, так как на протяжении длительного времени администрация МО «Город Болхов» отказывается по просьбе жителей данного дома произвести ремонт крыши в жилом <адрес>. В ходе проведенной проверки на основании обращения жителей дома, установлен факт нарушения администрацией МО г. Болхов действующего законодательства в части непринятия мер по ремонту крыши жилого дома.

Представитель ответчика администрации МО город Болхов Орловской области Соколова Т.В. суду пояснила, что исковое заявление прокурора признают частично, указала, что с 2008года жилой дом находится у администрации в собственности, несогласна с указанием прокурора на то, что администрация бездействовала в части проведения работ по ремонту крыши дома, поскольку с 2009 года администрацией были произведены работы по текущему ремонту крыши жилого <адрес> по <адрес> в г. Болхове. В настоящее время требования прокурора останутся неисполнимыми в связи с погодными условиями, а также отсутствием денежных средства для выполнения указанных работ. Заложенные на 2012 год в муниципальный бюджет деньги направленные на ремонт многоквартирного дома поступят не ранее апреля месяца 2012 года. В остальной части иска с требованиями прокурора согласилась.

Выслушав прокурора, представителя муниципального образования города Болхова, специалиста, исследовав представленные суду документы, суд находит исковое заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.6 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» вопрос организации и содержания муниципального жилищного фонда находится в ведении органов местного самоуправления.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного Кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В силу статьи 3, 23, 35 Устава МО Город Болхов Орловской области (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) к компетенции администрации города отнесены полномочия по формированию и исполнению бюджета города, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, а на основании ст. 22 Устава полномочия собственника муниципального имущества от лица города Болхова осуществляют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной действующим законодательством (статья 125 Гражданского Кодекса Российской Федерации) настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами.

Согласно статья 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Так, Администрация МО город Болхов осуществляя от имени муниципального образования права собственника, в соответствии со ст.210 Гражданского Кодекса Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ей имущества.

Согласно ст. 676 Гражданского Кодекса Российской Федерации и ст. 65 Жилищного Кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

В соответствии со ст.36 Жилищного Кодекса Российской Федерации кроме прочего крыша жилого дома, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения относится к общему числу имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания общего имущества (ст.39 Жилищного Кодекса Российской Федерации).

В силу п. 5 ч. 1 ст. 67 Жилищного Кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Согласно ч. 1 п. 2 ст. 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме производится за счет собственника жилищного фонда.

В силу ч. 1 ст. 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов, иных платежей по общему имуществу, а также нести издержки по его содержанию.

Согласно ст. 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Федеральным законом №185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено, что в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства за счет средств Фонда предоставляется финансовая поддержка субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

Статьей 2 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Часть 3 статьи 15 названного Закона содержит перечень видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, к которым относятся, в том числе ремонт крыш (п.3).

Судом, согласно материалов дела установлено, что многоквартирный жилом дом, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>, построен в 1975 г., представляет собой 3-этажное здание, в котором имеется 46 жилых квартир, доказательств проведения капитального ремонта в годы эксплуатации дома не представлено.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное образование город Болхов Орловской области является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, общая площадь жилого помещения 931,9 кв.м. (л.д.127 ).

Согласно договоров социального найма жилых помещений, а также выписке из реестра муниципальной собственности МО г. Болхов, квартиры N№ всего 30 находятся в муниципальной собственности, нанимателями которых по договору жилищного найма являются жители, в защиту интересов которых обращается прокурор (л.д. 13-91, 244-251).

Другие жители являются собственниками квартир N всего 16 на основании договоров приватизации, последующих сделок с полученными в порядке приватизации жилыми помещениями (л.д. 126, 170, 172, 174, 179, 186, 188, 191, 193,195). При этом представленные договоры о передаче квартир в собственность гражданам, занимавшим жилые помещения в доме, заключались администрацией г.Болхова, начиная с 2009 г. по 2011 год включительно, в качестве стороны, передающей квартиры в собственность граждан, выступает администрация г.Болхов (л.д. 128 - 143).

В ходе прокурорской проверки, основанием которой послужило обращение жителей жилого дома (л.д. 8-10, 92), установлено, что в 46 квартирном жилом <адрес> по <адрес> в г. Болхове, при осмотре кровли указанного жилого дома выявлено, что кровельное рубероидное покрытие имеет вздутия, протечки, трещины, отслоения по всей поверхности, отсутствует примыкание рубероидного полотна к парапетам, трубам и другим конструкциям.

Данный факт подтверждается представленным Актом обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ с участием прокурора, представителя администрации МО г.Болхова, представителя нанимателей жилых помещений в жилом доме и специалистом (л.д. 213). Из которого также усматривается, что кровельное покрытие не соответствует установленным требования, частично деформировано, износ покрытия составляет 100%. Кровельное рубероидное покрытии имеет вздутия, протечки, трещины, отслоения по всей поверхности, отсутствие промыкание рубероидного полотна к параметрам, трубам и другим конструкциям. Данный акт не оспорен ответчиком.

Специалист ФИО47, имеющая квалификацию инженера-строителя, стаж работы 28 лет в должности мастера «Орелгражданстрой» суду пояснила, что действительно при обследовании многоквартирного жилого <адрес> по <адрес> кровельное мягкое покрытие крыши частичному восстановлению не подлежит, верхний слой мягкого покрытия необходимо заменять полностью, его износ составляет 100%. Что касается технического состояния кровельного покрытия крыши в целом, то его износ составляет 80%. Данный ремонт крыши необходимо проводить в теплое время года, поскольку спецификой данных работ по ремонту плоской кровли является обязательное нагревание рубероидного или иного покрытия

В соответствии с указанным техническое состояние кровли жилого <адрес> по <адрес> г. Болхов не соответствует установленным техническим нормам, процент износа и категория технического состояния кровли на момент обследования согласно ВСН 53-86 (р) и СП 13-102-2003 составляет: кровля процент износа 100%, техническое состояние недопустимое, требуется капитальный ремонт.

Статья 16 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации и ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

В соответствии с разделом 2.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 170, проведению капитального ремонта предшествует разработка проектно-сметной документации, в которой определяется объем и перечень необходимых работ.

В соответствии с положениями Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, положения Жилищного кодекса Российской Федерации о финансировании ремонта, о проведении капитального ремонта на основании решения собрания собственников жилья, выполнение работ за счет средств бюджета муниципального образования осуществляется на конкурсной основе, при этом необходимо размещения заказа путем проведения торгов.

Таким образом, возникнет необходимость проведения конкурса на определение подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту за счет средств местного бюджета.

Бесспорно установлено, что многоквартирный жилой <адрес> по <адрес>, выстроенный в 1975 году, не подвергался капитальному ремонту в течение срока эксплуатации, при нормативном сроке эксплуатации зданий до постановки на капитальный ремонт от 10 до 25 лет в зависимости от вида жилого здания и условий эксплуатации, установленного строительными нормами ВСН 58-88(р) "Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от ДД.ММ.ГГГГ N312. Ответчиками не представлено доказательств проведения капитального ремонта дома до передачи квартир в собственность в порядке приватизации, который необходим был до их передачи, однако квартиры в этом доме, начиная с 2009 года и по 2011 год передавались гражданам в собственность в порядке приватизации без проведения ремонта. Об этом также свидетельствуют неоднократные обращения граждан к Главе администрации о проведении такого ремонта (л.д. 94, 95, 96, 97). Однако до настоящего времени такой ремонт в указанном доме не проводился и не был запланирован.

Суд признает доказанными требования о нуждаемости проведении капитального ремонта крыши многоквартирного жилого <адрес> по <адрес> в связи с истечением нормативных сроков эффективной эксплуатации и фактического износа кровельного покрытия и правомерность требований прокурора, обратившегося в защиту жильцов о понуждении к проведению капитального ремонта, с учетом выявленного нарушения закона со стороны органа местного самоуправления администрации МО Город Болхов, которым не принято должных мер по реализации предоставленных федеральным законодательством полномочий, направленных на вопросы организации и содержания муниципального жилищного фонда, что и послужило основанием для прокурорского реагирования по восстановлению нарушенных жилищных прав граждан - жильцов указанного жилого дома и устранению органом местного самоуправления нарушений действующего законодательства.

Суд не может принять во внимание доводы главы МО Город Болхов в той части, что у администрации МО Город Болхов на момент рассмотрения спора отсутствуют денежные средства на проведение работ по капитальному ремонту крыши <адрес> по <адрес>, поскольку законом на орган местного самоуправления прямо возложена эта обязанность, решение данного вопроса имеет государственное значение, затрагивает сферу безопасности здоровья и жизни множества граждан и недостаточность финансирования органа местного самоуправления законодательством не отнесена к случаям, исключающим обращение последнего для заказа проектно- сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту крыши <адрес> по <адрес>, выделить денежные средства на проведение указанных работ в соответствии с проектно-сметной документацией.

На основании изложенного, суд признает, исковое заявление прокурора Болховского района Орловской области в защиту интересов жителей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> обоснованным и принимает решение об обязанности орган местного самоуправления заказать проектно-сметную документацию на проведение работ по капитальному ремонту крыши <адрес> по <адрес>, выделить денежные средства на проведение указанных работ в соответствии с проектно-сметной документацией и организовать проведение капитального ремонта крыши жилого <адрес> по <адрес>, поскольку бездействием администрации данного муниципального образования нарушаются жилищные права граждан, проживающих в указанном доме.

В целях исполнения решения суда согласно ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести работы по проведение капитального ремонта крыши жилого <адрес> по <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов жителей жилого <адрес> в <адрес> к администрации Муниципального Образования «Город Болхов» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Болхов» заказать проектно-сметную документацию на проведение работ по капитальному ремонту крыши жилого <адрес> по <адрес>, выделить денежные средства и организовать проведение капитального ремонта крыши жилого <адрес> по <адрес> в соответствии с проектно-сметной документацией.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Болхов» не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести работы по проведение капитального ремонта крыши жилого <адрес> по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Орловский областной суд через Болховский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий: Н.А. Волкова