2-458/2010 о признании незаконным решения, обязании включить в стаж периодов работы, взыскании компенсации морального вреда



РЕШЕНИЕ по делу №2-458/10

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Бокситогорск 19 июля 2010 года

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В.,

при секретаре Алферьевой Н.В.,

с участием заявителя Федотовой О.Б.,

представителя УПФР в Бокситогорском районе Кулекиной Е.О.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению Федотова О.Б. к управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Бокситогорском районе о признании незаконным решения, обязании включить в стаж периодов работы, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Федотова О.Б. обратилась в суд с заявлением, в котором оспаривала решение управления пенсионного фонда РФ в Бокситогорском районе, от 00.00.0000г., которым ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с её работой в должности врача свыше 30 лет, просила обязать УПФР в Бокситогорском районе включить в её стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов её нахождения на курсах повышения квалификации в 00.00.0000г., просила взыскать с УПФР в <адрес> компенсацию морального вреда в сумме 66944 рубля.

В судебном заседании Федотова О.Б. заявленные требования поддержала, указала, что ещё в 00.00.0000г. она устно обратилась в УПФР в Бокситогорском районе за консультацией по поводу назначения ей пенсии. С официальным заявлением о назначении ей досрочно пенсии по старости в связи с её работой в должности врача она обратилась 00.00.0000г. Принятое по её заявлению решение УПФР она считает незаконным, поскольку оно противоречит требованиям Закона «О трудовых пенсиях», постановлению Правительства РФ и практике Верховного Суда РФ. В связи с перенесенными переживаниями и недополучением пенсии, которая могла ей быть назначена в случае её начисления при первоначальном обращении, просила взыскать с УПФР в Бокситогорском районе компенсацию морального вреда в указанной сумме. Просила признать незаконным решение УПФР в Бокситогорском районе, которым ей было отказано в назначении досрочно пенсии, обязать УПФР в Бокситогорском районе включить в стаж работы, дающий право на назначении досрочной пенсии период с 00.00.0000г. по 00.00.0000г., а также с 00.00.0000г. по 00.00.0000г.

В своих возражениях УПФР в Бокситогорском районе указало, что оснований для начисления Федотовой О.Б. пенсии в соответствии с пп20 п1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не имеется, поскольку у Федотовой О.Б. на день обращения в УПФР отсутствовал требуемый специальный стаж - не менее 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах. Требование Федотовой О.Б. о включении в указанный стаж времени прохождения ею специализации на военно-полевой хирургии и цикла усовершенствования для участковых терапевтов является необоснованным и противоречит Правилам, утвержденным Постановлением Правительством РФ от 11.02.2002г. №516, а также правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.

Представитель УПФР в Бокситогорском районе Кулекина Е.О. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что для назначении досрочной трудовой пенсии заявителю было отказано в связи с отсутствием специального стажа - не менее 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, данного стажа у заявителя на момент обращения не было, поскольку периоды её нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть включены в данный стаж, так как это противоречит правилам.

Изучив материалы дела, доводы сторон, суд приходит к следующему:

Согласно пп20 п.1 ст.20 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам - лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

Как следует из п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Согласно п.5 указанных Правил при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Из Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г. следует, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется - стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

Исходя из приведенных норм основным требованием для назначения досрочной пенсии по старости заявителю является наличие необходимого стажа, её работа в учреждении здравоохранения по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, уплата страховых взносов или взносов на государственное социальное страхование. Иных ограничений ни законом, ни Постановлениями Правительства не указано.

Как следует из записей в трудовой книжке заявителя, подтверждается архивными справками, в том числе о фактических суммах заработка, Федотова О.Б. с 00.00.0000г. была переведена на должность ,,, Бокситогорской центральной районной больницы (с 00.00.0000г.ю. принята на должность ,,,) и работает в данном учреждении до настоящего времени. При этом в период её работы в должности ,,, Федотова О.Б. согласно и на основании приказов администрации больницы в период с 00.00.0000г. по 00.00.0000г. была направлена в Волховскую ЦРБ для прохождения специализации на военно-полевого хирурга (приказ № от 00.00.0000г.), а в период с 00.00.0000г. по 00.00.0000г. Федотова О.Б. проходила цикл усовершенствования для участковых терапевтов в Саратовском медицинском институте (приказ № от 00.00.0000г.). Из справок о фактических суммах заработка Федотовой О.Б. в указанные периоды начислялась заработная плата по месту работы, следовательно, за Федотовой О.Б. было сохранено место её работы, что следует из ст.187 Трудового Кодекса РФ. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов (взносов на государственное социальное страхование). А принимая во внимание, что Федотова О.Б. направлялась на поименованные курсы приказом руководителя учреждения здравоохранения, они были для неё обязательными и являлись составной частью её работы. Суд не может принять во внимание ссылки УПФР в Бокситогорском районе на то, что Федотова О.Б. в период нахождения на курсах не выполняла лечебную деятельность, поскольку прохождение ею специализации и цикла усовершенствования является иной деятельностью по охране здоровья населения. Ссылки УПФР в Бокситогорском районе на то, что период нахождения на курсах повышения квалификации не поименован в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ №516, согласно которым в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, не могут быть приняты во внимание, поскольку нахождение заявителя на курсах повышения квалификации являлось составной частью её основной деятельности по охране здоровья населения и не требует специального поименования в Правилах.

Таким образом, суд находит требования Федотовой О.Б. о признании незаконным решения УПФР в Бокситогорском районе от 00.00.0000г., которым ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, обоснованными и подлежащими удовлетворения, поскольку отказ основан на неверном толковании закона. При этом суд считает необходимым обязать УПФР в Бокситогорском районе включить в стаж работы Федотовой О.Б., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп20 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периодов с 00.00.0000г. по 00.00.0000г. - прохождение специализации на военно-полевого хирурга и с 00.00.0000г. по 00.00.0000г. - цикл усовершенствования для участковых терапевтов.

Рассматривая требования Федотовой О.Б. о взыскании с УПФР в Бокситогорском районе компенсации морального вреда в сумме 66944 рубля, суд находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В судебном заседании заявителем Федотовой О.Б. не представлено доказательств причинения физических или нравственных страданий в результате действий УПФР в Бокситогорском районе, ссылки о недополученной Федотовой О.Б. пенсии, которая могла бы ей быть назначена в случае начисления этой пенсии после её первого устного обращения в УПФР в Бокситогорском районе в 00.00.0000г.., не являются основанием для удовлетворения требований о компенсации морального вреда, как не являются и доказательством причинения заявителю указанного вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные Федотова О.Б. требования удовлетворить частично.

Признать решение УПФР в Бокситогорском районе от 00.00.0000г. № об отказе в назначении Федотова О.Б. досрочной пенсии по старости незаконным.

Обязать УПФР в Бокситогорском районе включить в стаж Федотовой О.Б., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды с 00.00.0000г. по 00.00.0000г. (прохождение специализации на военно-полевого хирурга) и с 00.00.0000г. по 00.00.0000г. (цикл усовершенствования для участковых терапевтов).

В остальной части требований Федотовой О.Б. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья