2-446/2010 о признании постановления главы администрации Бокситогорского муниципального района незаконным (решение отменено ЛОС)



Решение по делу № 2-446/2010

Именем Российской Федерации

05 августа 2010 года г. Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Пименовой А.Г.,

при секретере Ларионовой А.С.,

с участием помощника Бокситогорского городского прокурора Тумановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бокситогорского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бокситогорского муниципального района о признании постановления главы администрации Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера родительской платы за обучение детей в детской школе искусств <адрес> и детских музыкальных и художественных школах Бокситогорского муниципального района Ленинградской области» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) противоречащим федеральному законодательству и недействующим

установил:

Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании постановления главы администрации Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера родительской платы за обучение детей в детской школе искусств <адрес> и детских музыкальных и художественных школах Бокситогорского муниципального района Ленинградской области» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

В обоснование заявления указано, что как усматривается из постановления, оно было издано в целях частичного возмещения затрат на содержание детской школы искусств <адрес>, детских художественных и музыкальных школ Бокситогорского муниципального района, с целью совершенствования учебного процесса и сохранения материальной базы учреждений дополнительного образования детей. Постановлением установлена ежемесячная плата за обучение детей в образовательных учреждениях, взимаемая с родителей (законных представителей) учащихся в ДД.ММ.ГГГГ, в размере 500 рублей, что прокурор полагает не соответствующим действующему законодательству по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 43 Конституции РФ закреплено право каждого на образование.

В соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

К образовательным, в том числе, относятся учреждения дополнительного образования детей. Согласно статье 26 Закона РФ «Об образовании» дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования.

В соответствии с пунктом 2 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233, основным предназначением образовательного учреждения дополнительного образования детей является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Таким образом, дополнительные образовательные программы, реализуемые в учреждениях дополнительного образования, являются основными образовательными программами для данных учреждений.

Пунктом 44 указанного Типового положения предусмотрено, что деятельность учреждения финансируется его учредителем. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: собственные средства учредителя; бюджетные средства; имущество, переданное учреждению собственником (уполномоченным им органом); добровольные пожертвования физических и юридических лиц; средства, полученные от предоставления дополнительных образовательных услуг; доход, полученный от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из изложенного, плата за дополнительные образовательные программы, реализуемые учреждением дополнительного образования в качестве основных, не является источником финансовых ресурсов учреждения. Данные программы не могут реализовываться на платной основе и должны реализовываться за счет бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления дополнительного образования детям на территории Бокситогорского муниципального района.

Статьей 45 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено право муниципальных образовательных учреждений оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми с пунктом 2 статьи 7 указанного Закона. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Таким образом, оспариваемое прокурором постановление не имеет правовой основы, в связи с чем прокурор просит признать его противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

В судебном заседании помощник Бокситогорского городского прокурора Туманова О.В. заявление поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка, представил суду отзыв на заявление прокурора, согласно которого просит в удовлетворении заявления отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы помощника Бокситогорского городского прокурора Тумановой О.В., суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, в целях частичного возмещения затрат на содержание детской школы искусств <адрес>, детских художественных и музыкальных школ Бокситогорского муниципального района, с целью совершенствования учебного процесса и сохранения материальной базы учреждений дополнительного образования детей, было издано Постановление главы администрации Бокситогорского муниципального района от № «Об установлении размера родительской платы за обучение детей в детской школе искусств <адрес> и детских музыкальных и художественных школах Бокситогорского муниципального района Ленинградской области» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), согласно которого была установлена ежемесячная плата за обучение детей в образовательных учреждениях, взимаемая с родителей (законных представителей) учащихся в 2010 году, в размере 500 рублей.

Суд находит данное постановление противоречащим законодательству по следующим основаниям:

В соответствии с ч. ч. 1, 4, 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ № (с изм. и доп.) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Деятельность таких образовательных учреждений регулируется типовыми
положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Учреждения дополнительного образования детей относятся к образовательным учреждениям.

Согласно положениям ст. 26 Закона РФ «Об образовании» различаются дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги, которые реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования, в частности в музыкальных, художественных школах, школах искусств.

В силу ч. ч. 1 и 3 ст. 45 Закона РФ «Об образовании» государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. Таким образом, платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 233 установлено, что оно регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, в том числе и детских школ искусств. Реализация дополнительных образовательных программ является основной образовательной деятельностью для данного типа учреждения.

В соответствии с п.п. 44, 47 вышеуказанного Типового положения деятельность учреждения дополнительного образования финансируется его учредителем, а
источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения помимо собственных средств учредителя и бюджетных средств являются средства,
полученные от предоставления дополнительных образовательных услуг.

При этом учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами.

На основании анализа вышеприведенных норм права, суд находит, что дополнительное образование детей осуществляется по программам дополнительного образования, которые реализуются, в том числе в образовательных учреждениях дополнительного образования. При этом такие программы для данного учреждения являются основными, в связи с чем данный вид учреждения не вправе взимать плату за
оказание услуг в рамках реализуемых им программ дополнительного образования, поскольку они определяют его статус и финансируются учредителем. Оказание
платных услуг возможно данным видом учреждения за рамками утвержденной для него программы дополнительного образования, которые предоставляются
посредством заключения соответствующих договоров с потребителями.

В Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 года № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования», в п. 5 также указано, что «платные образовательные услуги не могут быть оказаны муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ), финансируемой за счет средств муниципального бюджета». Более того, на основании пункта 19 Правил потребитель может затребовать составление сметы на оказание платных образовательных услуг, предусмотренных договором. В этом случае смета становится частью договора. Составление такой сметы по требованию потребителя обязательно.

При таких обстоятельствах, суд находит, что положения оспариваемого прокурором Постановления, устанавливающие обязанность родителей (законных представителей) вносить ежемесячную плату (а также льготную родительскую плату) за обучение детей в образовательных учреждениях: детской школе искусств <адрес> и детских музыкальных и художественных школах Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, в размере 500 рублей, по дополнительным образовательным программам данных учреждений в рамках основной образовательной деятельности противоречат вышеуказанным положениям Закона РФ «Об образовании» и Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования, поскольку реализация дополнительных образовательных программ, для которых и были созданы данные учреждения, является для них основной образовательной деятельностью, которая осуществляется за счет средств финансируемых
учредителем, т.е. из местного бюджета.

На основании изложенного, суд считает необходимым признать Постановление главы администрации Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера родительской платы за обучение детей в детской школе искусств <адрес> и детских музыкальных и художественных школах Бокситогорского муниципального района Ленинградской области» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) противоречащим федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Бокситогорского городского прокурора - удовлетворить.

Признать постановление главы администрации Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера родительской платы за обучение детей в детской школе искусств <адрес> и детских музыкальных и художественных школах Бокситогорского муниципального района <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) противоречащим федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда в течение 10 дней путем подачи жалобы в Бокситогорский городской суд.

Судья: