РЕШЕНИЕ по делу №2-498/10
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Бокситогорск 16 августа 2010 года
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В.,
при секретаре Лебедевой Т.В.,
с участием прокурора -помощника Бокситогорского городского прокурора Тумановой О.В.,
представителя ответчика Захожего А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора к индивидуальному предпринимателю Кузьмина И.В. об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны,
установил:
Истец Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику индивидуальному предпринимателю Кузьмина И.В. об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны.
В судебном заседании представитель истца Туманова О.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить и пояснила суду, что ИП Кузьмина И.В. осуществляет хозяйственную деятельность на промышленной площадке, расположенной по адресу: <адрес>. В ходе проверки, проведенной Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Бокситогорском районе, было установлено, что у ИП Кузьминой И.В. в нарушении СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» отсутствует проект санитарно-защитной зоны. Промплощадка расположена в жилой зоне <адрес>, до настоящего времени предприятием не разработан и не согласован в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны. Данные нарушения со стороны ответчика создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные ст.11 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В связи с изложенным, представитель истца Туманова О.В., просит обязать ответчика в срок до 00.00.0000г. разработать проект санитарно-защитной зоны.
Представитель ответчика Захожий А.И. в судебном заседании показал, согласен с исковыми требованиями и не возражает против их удовлетворения, так как действительно на предприятии до настоящего времени не разработан проект санитарно-защитной зоны, но документы уже сданы в агентство по экологии.
Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Ленинградской области в Бокситогорском районе в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено судом, подтверждается представленными материалами и не оспаривается ответчиком - индивидуальный предприниматель осуществляет хозяйственную деятельность на промышленной площадке, расположенной по адресу: <адрес>.. В ходе проверки, проведенной Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Бокситогорском районе, было установлено, что у ИП Кузьминой И.В. в нарушение СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» отсутствует проект санитарно-защитной зоны. До настоящего времени предприятием не разработан и не согласован в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны.
Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и возмещении ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, предусмотрено ст.42 Конституции РФ.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст.3 вышеуказанного Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в частности: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.3 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Согласно п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии со ст.12 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (п.1.2 СанПиН). Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется последовательно на всех этапах разработки всех видов градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и/или группы промышленных объектов и производств. В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических веществ в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования (п.п.2.2, 3.1 и 3.10 СанПиН).
Таким образом, в ходе судебного разбирательства было установлено, что данные требования законодательства со стороны ответчика не соблюдены, имеющиеся нарушения создают реальную угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки и состояния окружающей среды на территории Бокситогорского района Ленинградской области, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные в частности ст.42 Конституции РФ, указывающей на то, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и предусмотренные ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержащих аналогичные положения. А потому заявленные истцом Бокситогорским городским прокурором требования к индивидуальному предпринимателю Кузьминой И.В. об обязании в срок до 00.00.0000г. разработать проект санитарно-защитной зоны подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, а потому суд находит возможным взыскать с ответчика индивидуального предпринимателя государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района в размере 4000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Бокситогорского городского прокурора удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Кузьмина И.В. в срок до 00.00.0000г. разработать проект санитарно-защитной зоны.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Кузьминой И.В. в пользу бюджета Бокситогорского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья. Подпись.
Копия верна. Судья Карабанова Е.В.
Решение в окончательной форме принято 20.08.2010г.