Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-557/10
Именем Российской Федерации
27 сентября 2010 года г.Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дживага В.А.,
с участием представителя истца Бокситогорского городского прокурора - Тумановой О.В.,
представителя Администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Розовой Л.И.,
заинтересованного лица Журавовой С.О.,
при секретаре Кузнецовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бокситогорского городского прокурора, в защиту интересов гр. "К", о признании Постановления главы администрации Поборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области №0 от 00.00.0000г. «О предоставлении муниципального жилого помещения на условиях договора социального найма в п.Подборовье Подборовского сельского поселения» и применении последствий ничтожной сделки
У С Т А Н О В И Л:
Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов гр. "К", о признании Постановления главы администрации Поборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области №0 от 00.00.0000г. «О предоставлении муниципального жилого помещения на условиях договора социального найма в п.Подборовье Подборовского сельского поселения» и применении последствий ничтожной сделки.
В обоснование заявленных требований Бокситогорским городским прокурором указывается, что 00.00.0000г. Глава администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района, рассмотрев предложение жилищной комиссии при администрации Подборовского сельского поселения и личное заявление гр. "К" о выделении жилого помещения на условиях договора социального найма в муниципальном жилищном фонде в поселке Подборовье, а также на основании ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» издала постановление №0 «О предоставлении муниципального жилого помещения на условиях договора социального найма в п.Подборовье Подборовского сельского поселения», согласно которого гр. "К" было произведено выделение жилого помещения состоящего из двухкомнатной квартиры жилой площадью 25,7 кв.м по адресу: <адрес>. Кроме того, согласно данного постановления МУП «Бокситогорская жилищная управляющая компания» было поручено заключить договор социального найма с гр. "К" на основании договора-поручения на управление муниципальным жилищным фондом от 00.00.0000г. В договоре социального найма №0 от 00.00.0000г. заключенного с гр. "К" указано, что МУП «БЖУК» (наймодатель) передает гр. "К" (нанимателю) в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности. Вместе с тем, как было установлено в ходе проверки по обращению гр. "К" предоставленное ей жилое помещение было передано в муниципальную собственность муниципального образования Подборовское сельское поселение Бокситогорского муниципального района на основании Областного закона от 28.12.2007г. № 204-оз «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Подборовское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области» и до настоящего времени администрацией Подборовского сельского поселения право собственности на данное жилое помещение не зарегистрировано. Вместе с тем гражданским законодательством предусматривается, что право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации. Учитывая, что на момент заключения с гр. "К" договора социального найма отсутствовал объект данного договора (квартира, находящаяся в муниципальной собственности муниципального образования Подборовского сельского поселения), данный договор в соответствии с ч.1 ст.166, ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об обеспечении гражданина правом на жилище в государственном или муниципальном жилищных фондах, в связи с чем истец просит признать постановление главы администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области №0 от 00.00.0000г. «О предоставлении муниципального жилого помещения на условиях договора социального найма в п.Подборовье Подборовского сельского поселения» недействительным с момента издания и обязать администрацию Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района восстановить гр. "К" право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
В судебном заседании представитель истца Туманова О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила признать постановление главы администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области №0 от 00.00.0000г. «О предоставлении муниципального жилого помещения на условиях договора социального найма в п.Подборовье Подборовского сельского поселения» недействительным с момента издания и обязать администрацию Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района восстановить гр. "К" право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Представитель Администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Розова Л.И. в судебном заседании показала, что она не возражает против удовлетворения требований Бокситогорского городского прокурора, так как действительно Постановление №0 от 00.00.0000г. было вынесено ею без учета того, что законом право на предоставление жилья детям-сиротам у Администрации Подборовского сельского поселения не имелось, а это право было предоставлено лишь органам исполнительной власти. Вместе с тем представитель Розова Л.И. отметила, что довод прокурора об отсутствии у Администрации права собственности на квартиру не верен, так как в соответствии с законом право собственности у них возникло с момента передачи квартиры от муниципального района, а это было осуществлено 00.00.0000г.
Заинтересованное лицо гр. "К" в судебном заседании показала, что полностью поддерживает заявленные Бокситогорским городским прокурором требования, так как в результате вынесения оспариваемого Постановления №0 о т 00.00.0000г. были нарушены её права и законные интересы.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено судом, подтверждается представленными материалами и не оспаривается сторонами - 00.00.0000г. Глава администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района, рассмотрев предложение жилищной комиссии при администрации Подборовского сельского поселения и личное заявление гр. "К" о выделении жилого помещения на условиях договора социального найма в муниципальном жилищном фонде в поселке Подборовье, а также на основании ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» издала постановление №0 «О предоставлении муниципального жилого помещения на условиях договора социального найма в п.Подборовье Подборовского сельского поселения», согласно которого гр. "К" было произведено выделение жилого помещения состоящего из двухкомнатной квартиры жилой площадью 25,7 кв.м по адресу: <адрес>. Кроме того, согласно данного постановления МУП «Бокситогорская жилищная управляющая компания» было поручено заключить договор социального найма с гр. "К" на основании договора-поручения на управление муниципальным жилищным фондом от 00.00.0000г. В договоре социального найма №0 от 00.00.0000г. заключенного с гр. "К" указано, что МУП «БЖУК» (наймодатель) передает гр. "К" (нанимателю) в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ предусматривается, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
При этом судом установлено, что у Администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на момент издания постановления №0 от 00.00.0000г. полномочий по предоставлению жилых помещений на условиях договора социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не имелось, что следует из Устава Подборовского сельского поселения, федерального законодательства и законодательства Ленинградской области.
Так в частности в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Глава 3 Закона «Вопросы местного значения») к вопросам местного значения сельского поселения не отнесены вопросы по предоставлению жилых помещений на условиях договора социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лишь в ст.14.1 Закона указывается, что органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, однако они вправе решать эти вопросы, если это участие предусмотрено федеральными законами.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения закреплены и в ст.5 Областного закона Ленинградской области от 28.07.2005г. № 65-оз «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области». При этом Администрация Подборовского сельского поселения к органам исполнительной власти не относится, так как является органом местного самоуправления, к тому же вышеуказанных полномочий Администрации в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ не передавалось, что не оспаривается и представителем Розовой Л.И. в судебном заседании.
Также судом установлено, что предоставленное гр. "К" в соответствии с Постановлением №0 от 00.00.0000г. жилое помещение не соответствовало санитарным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, так согласно экспертного заключения по результатам лабораторных исследований №0 от 00.00.0000г. филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Бокситогорском районе» в жилых комнатах и во дворе жилого помещения по адресу: <адрес>, максимальные и эквивалентные уровни звукового давления превышают допустимые уровни, установленные СН 2.2.4+2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». СанПиН 2.1.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Согласно ст.49 ЖК РФ по договору социального найма может предоставляться жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Положениями ч.2 ст.15 ЖК РФ закреплено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). В связи с чем, судом установлено, что содержание оспариваемого прокурором Постановления №0 от 00.00.0000г. не соответствует требованиям закона, регулирующего данные правоотношения. Также судом принимается во внимание и тот факт, что до настоящего времени со стороны Администрации Подборовского сельского поселения действий о оформлению спорного жилого помещения в муниципальную собственность не предпринято и право собственности в регистрационной службе не зарегистрировано.
В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, учитывая, что в ходе судебного разбирательства была установлена обоснованность заявленного Бокситогорским городским прокурором требования, так как Постановление главы администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области №0 от 00.00.0000г. «О предоставлении муниципального жилого помещения на условиях договора социального найма в п.Подборовье Подборовского сельского поселения» принято с нарушением требований закона, в результате чего были нарушены права и свободы гр. "К", а также созданы препятствия к осуществлению ею своих прав и свобод, суд находит необходимым требования Бокситогорского городского прокурора удовлетворить в полном объеме и признать постановление главы администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области №0 от 00.00.0000г. «О предоставлении муниципального жилого помещения на условиях договора социального найма в п.Подборовье Подборовского сельского поселения» недействительным с момента издания и обязать Администрацию Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района восстановить гр. "К" право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бокситогорского городского прокурора - удовлетворить.
Признать постановление главы администрации Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области №0 от 00.00.0000г. «О предоставлении муниципального жилого помещения на условиях договора социального найма в п.Подборовье Подборовского сельского поселения» недействительным с момента издания и обязать Администрацию Подборовского сельского поселения Бокситогорского муниципального района восстановить гр. "К" право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: