РЕШЕНИЕ по делу №2-120/10
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Бокситогорск 24 февраля 2010 года
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В.,
с участием заявителя Бондаренко В.И.,
представителя ГУ УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области Тарасовой Т.М.,
при секретаре Лебедевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бондаренко В.И. о признании незаконным решения ГУ УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области об удержании переплаты страховой части пенсии по возрасту,
установил:
Бондаренко В.И. обратился в суд с заявлением о признании неправомерными действий Управления Пенсионного фонда РФ в Бокситогорском районе Ленинградской области по удержанию с него переплаты страховой части трудовой пенсии.
В судебном заседании Бондаренко В.И. уточнил заявленные требования и просил признать незаконным решение УПФР в Бокситогорском районе в части удержания с него переплаты страховой части пенсии по возрасту в сумме 46091 рубля 73 копеек из причитающейся к выплате пенсии Бондаренко В.И. в размере 20% ежемесячно до полного погашения переплаты. В обоснование своих требований Бондаренко В.И. пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав по результатам которого было установлено, что ему переплачена страховая часть трудовой пенсии и принято решение об удержании переплаты. Копию протокола заседания он получил ДД.ММ.ГГГГ Не оспаривает, что переплата Пенсионным фондом в его пользу была допущена, однако, полагает, что решение комиссии УПФР в части удержания с него суммы переплаты является незаконным, поскольку противоречит требованиям закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также ст.1109 ГК РФ, он не должен отвечать за недостоверность сведений, содержащихся в справке, выданной прокуратурой Ленинградской области, недобросовестность с его стороны отсутствует.
Представитель УПФР в Бокситогорском районе Тарасова Т.М. возражала против удовлетворения заявленных Бондаренко В.И. требований, указала, что УПФР, принимая законное и обоснованное решение об удержании с Бондаренко В.И. излишне выплаченной страховой части пенсии, руководствовалась ст.25,26 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», которыми предусмотрена ответственность физического лица и полномочия Пенсионного фонда по удержанию переплаты. Полагает, что Бондаренко В.И. представил в Пенсионный фонд недостоверные сведения, а именно справку о периодах трудовой деятельности, включенных при начислении пенсии за выслуге лет в прокуратуре, в связи с чем у него возникла обязанность по возврату излишне выплаченных средств.
Изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, суд находит заявленные Бондаренко В.И. требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании решения УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко В.И. была с ДД.ММ.ГГГГ установлена пенсия в размере 1422,66 рубля. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведена доплата в размере 49299,68 рубля, с ДД.ММ.ГГГГ решено выплачивать Бондаренко В.И. пенсию в размере 2373,62 рубля. При принятии указанного решения принималась в учет справка от ДД.ММ.ГГГГ №, выданная прокуратурой Ленинградской области, из которой следовало, что Бондаренко В.И. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе….», при назначении пенсии включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Ленинградской области направила в адрес УПФР в Бокситогорском районе справку о периодах трудовой деятельности, включенных при назначении пенсии Бондаренко В.И. пенсии за выслугу лет, куда уже были включены не только периоды, указанные в справке от ДД.ММ.ГГГГ, но и иные периоды трудовой деятельности. При этом, справку от ДД.ММ.ГГГГ № просили признать недействительной.
Рассмотрев указанную справку, комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав УПФР в Бокситогорском районе, пришла к выводу о том, что с учетом недействительности справки от ДД.ММ.ГГГГ, и произведенным перерасчетом страховой части трудовой пенсии у Бондаренко В.И. образовалась переплата страховой части трудовой пенсии по возрасту в сумме 46091,73 рубля. Было принято решение учесть образовавшуюся переплату, а также удерживать переплату страховой части пенсии по возрасту в сумме 46091 рубль 73 копейки из причитающейся к выплате пенсии Бондаренко В.И. в размере 20% ежемесячно до полного погашения переплаты на основании ст.25,26 Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пунктами 2 и 3 указанной нормы закона предусмотрена возможность возмещения причиненного ущерба, так в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель предусматривает возможность возмещения пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, в том числе и пенсионером, причиненного его действиями ущерба.
Принимая решение об удержании с Бондаренко В.И. образовавшейся переплаты, УПФР в Бокситогорскому районе исходил из того, что Бондаренко В.И. представил недостоверную справку о периодах трудовой деятельности, включенных при начислении пенсии за выслугу лет, что, по их мнению, позволяет им самостоятельно на основании собственного решения удерживать переплату из причитающейся к выплате Бондаренко В.И. пенсии. Суд находит, что решение УПФР в Бокситогорском районе в части удержания с Бондаренко В.И. образовавшейся переплаты, противоречит требованиям закона.
Как следует из положений ст. 26 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», удержания из трудовой пенсии производятся на основании: исполнительных документов; решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением пункта 4 статьи 23 настоящего Федерального закона; решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
Таким образом, закон ограничил возможность удержания из трудовой пенсии на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, связав их с нарушением п.4 ст.23 Закона, который гласит, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты. При рассмотрении вопроса о наличии переплаты страховой части трудовой пенсии Бондаренко В.И. управлением ПФР в Бокситогорском районе не было установлено, что Бондаренко В.И. нарушил указанную норму Закона, поскольку не было установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента получения первой справки и до ДД.ММ.ГГГГ, когда была оформлена вторая справка прокуратуры Ленинградской области, наступили какие-либо обстоятельства, влекущие за собой изменение трудовой пенсии или прекращение её выплаты, поскольку пенсия за выслугу лет Бондаренко В.И. была начислена и, следовательно, при её назначении были учтены необходимые периоды трудовой деятельности, еще в 2003 году. Таким образом, УПФР в Бокситогорском районе, принимая самостоятельно решение об удержании переплаты из причитающейся Бондаренко В.И. пенсии, вышел за рамки полномочий, предоставленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Суд не может принять во внимание доводы представителя УПФР в Бокситогорском районе о том, что Бондаренко В.И. представил при обращении за пенсией недостоверные сведения, изложенные в справке, которую позднее прокуратура Ленинградской области просила признать недействительной, поскольку такого основания для самостоятельного решения об удержании переплаты с пенсионера, законом не предусмотрено. Ссылки представителя УПФР в Бокситогорском районе на то, что в п.3 ст.26 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», отражено, что удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов трудовой пенсии, а, следовательно, законом им предоставлено право производить удержания, основаны на неправильном толковании закона, поскольку п.3 данной нормы определяет только размер возможных удержаний, и не является основанием для их осуществления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявленные Бондаренко В.И. требования удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части удержания с Бондаренко В.И. переплаты страховой части пенсии по возрасту в сумме 46091 рубля 73 копеек из причитающейся к выплате пенсии Бондаренко В.И. в размере 20% ежемесячно до полного погашения переплаты.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Карабанова Е.В.
Решение в окончательной форме принято 1.03.2010г.