Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-289/10
Именем Российской Федерации
11 мая 2010 года г.Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дживага В.А.,
с участием истца Степанова С.А.,
ответчика - представителя ГУ УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области Шуваловой Н.А.,
при секретаре Мухиной Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Степанова С.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Бокситогорском районе Ленинградской области о признании незаконным решения ГУ УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области, признании права на назначение досрочной пенсии и обязании засчитать спорные периоды работы в стаж работы, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости
У С Т А Н О В И Л:
Истец Степанов С.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области о признании права на назначение досрочной пенсии и обязании засчитать спорные периоды работы в стаж работы, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости.
В судебном заседании истец Степанов С.А. заявленные исковые требования дополнил, просил также признать незаконным решение ГУ УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области №0 от 00.00.0000г. В обоснование заявленных требований истец Степанов С.А. пояснил суду, что он в период с 00.00.0000г. по 00.00.0000г. работал в Борской средней школе в должности старшего пионервожатого. 00.00.0000г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Вместе с тем, Решением №0 от 00.00.0000г. ответчиком ему было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального педагогического стажа (25 лет), по причине не включения в специальный стаж вышеуказанного периода его работы в должности старшего пионервожатого. Он считает данный отказ необоснованным и нарушающим его право на досрочную пенсию по старости, по тем основаниям, что работая в должности старшего пионервожатого он занимался исключительно педагогической работой с несовершеннолетними. Кроме того, он работал старшим пионервожатым в период когда в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959г. № 1397 - работа в должности старшего пионервожатого засчитывалась в стаж, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Лишь с 00.00.0000г. вышеуказанное постановление не применяется, согласно Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953, однако Конституционный суд РФ в своем постановлении от 29.01.2004г. № 2-П разъяснил, что граждане приобретшие пенсионные права до введения нового правого регулирования, сохраняют ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. В настоящее время он продолжает заниматься педагогической деятельностью и с учетом периода работы в вышеуказанной должности, 25-летний специальный педагогический стаж на 00.00.0000г. (то есть на момент обращения к ответчику) выработан им полностью, и с этого времени он имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с законодательством РФ, а потому истец Степанов С.А. просит признать незаконным Решение №0 ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Бокситогорском районе Ленинградской области от 00.00.0000г., признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии с 00.00.0000г. и обязать ответчика зачесть спорный период работы в стаж работы, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости.
Ответчик - представитель ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Бокситогорском районе Ленинградской области Шувалова Н.А. в судебном заседании показала, что ГУ УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области не признает заявленных истцом Степановым С.А. исковых требований в полном объеме. Истец обратился в УПФР в Бокситогорском районе 00.00.0000г. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. Указанными положениями закона предусмотрено назначение досрочной пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста. В соответствии со ст.27 п.2 Закона № 173-ФЗ, пенсия назначается с учётом Списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правил исчисления периодов работы (деятельности), утверждаемых Правительством РФ. Стаж работы Степанова С.А., дающий право на назначение досрочной пенсии, на дату обращения составил 22 года 00 месяцев 05 дней, поэтому в назначении пенсии ему было отказано.Период работы в должности старшего пионервожатого в Борской средней школе с 00.00.0000г. по 00.00.0000г. не был включен в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в соответствии со ст.27 п.1 п.п.19 ФЗ-173, поскольку указанная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».Кроме того, согласно разъяснений Пенсионного Фонда РФ данного в письме №0 от 00.00.0000г. работа в должности старшего пионервожатого не может учитываться для исчисления льготного стажа, так как работа в должностях «штатных пионервожатых» была отнесена постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 к иным периодам деятельности, которые при определённых условиях могли включаться в стаж соответствующей деятельности. Согласно пункту 4 Положения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, время работы в должности пионервожатого засчитывалось в стаж по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным постановлением приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давало право на пенсию за выслугу лет. Таким образом, в указанные 2/3 стажа могла быть включена только работа в должностях, указанных в Перечне, утверждённом постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397. Согласно постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 «О внесении, изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» с 01.10.1993г. постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 на территории Российской Федерации не применяется. В соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения, связанные с действием нормативных правовых актов во времени, при применении того или иного нормативного правового акта его положения подлежат применению во взаимосвязи с другими его положениями, регулирующими соответствующие правоотношения. Из этого следует, что норму пункта 2 Положения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, предусматривавшую возможность включения спорного периода в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью необходимо учитывать во взаимосвязи с иными нормами, закреплёнными в данном Положении, а не как действующую самостоятельно. Очевидно, что гражданин, обратившийся за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в настоящее время, то есть в период действия Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, не мог иметь по состоянию на 00.00.0000г. стаж на соответствующих видах работ не менее 16 лет 8 месяцев (2/3 стажа в должностях и организациях, дававших право на пенсию за выслугу лет, исключая должность пионервожатой). У Степанова С.А. по состоянию на 00.00.0000г. стаж на соответствующих видах работ был менее 16 лет 8 месяцев. В этой связи лицо, работавшее в качестве пионервожатого, не рассчитывало и не могло рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения с учётом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, а также располагало достаточным временем для адаптации к новым условиям. Таким образом, применение ретроспективного права в рамках названного постановления, не даёт оснований для реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учётом нормы Положения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397. На основании изложенного представитель ответчика Шувалова Н.А. считает, что право на досрочное назначение пенсии по старости Степанов С.А. не имеет и может реализовать его при условии дальнейшего продолжения педагогической деятельности, в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требований ему следует отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца Степанова С.А., ответчика - представителя ГУ УПФР в Бокситогорском районе Шуваловой Н.А., суд находит, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как усматривается из представленных суду документов, в том числе трудовой книжки, и не оспаривается сторонами - истец Степанов С.А. в период с 00.00.0000г. по 00.00.0000г. работал в Борской средней школе Бокситогорского района в должности старшего пионервожатого. 00.00.0000г. Степанов С.А., помимо указанного периода работы имея еще определенный педагогический стаж, обратился в ГУ УПФР в <адрес> с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. Вместе с тем, 00.00.0000г. решением №0 ГУ УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области истцу было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г., в связи с отсутствием необходимого специального стажа, по причине не включения в специальный стаж вышеуказанного периода его работы в должности старшего пионервожатого. Также указано, что по состоянию на 00.00.0000г. стаж работы Степанова С.А. в должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью составил 22 года 00 месяцев 05 дней.
Степанов С.А. полагая отказ ГУ УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области незаконным, обратился с исковым заявлением в суд.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ (в редакции действующей с 30.12.2008г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с Разъяснениями Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003г. № 4 при исчислении продолжительности страхового стажа (абз.3 ст.2 Закона от 17.12.2001г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст.27, 28 Закона от 17.12.2001г), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Действующий в настоящее время Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. До этого времени действовали Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 и утвержденные Правительством РФ от 22.09.1999г. № 1067.
Как усматривается из вышеперечисленных Списков, работа в должности старшего пионервожатого не дает истцу право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Между тем, Конституция Российской Федерации (её положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18, ст.19 и ч.1 ст.55) предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
При этом судом, принимается во внимание правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991г. № 463.
А согласно п.3 названного постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В период работы Степанова С.А. в должности старшего пионервожатого с 00.00.0000г. по 00.00.0000г. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, в соответствии с п.2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Пунктом 4 вышеуказанного Положения 4 время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Таким образом, Степанов С.А., работая в спорный период в штатной должности - старшего пионервожатого, и на момент обращения за назначением ему пенсии имеет 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, имеет право на зачет указанных периодов работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, в связи с чем суд считает необходим требования Степанова С.А. удовлетворить и обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Бокситогорском районе Ленинградской области зачесть период работы Степанова С.А. с 00.00.0000г. по 00.00.0000г. в должности старшего пионервожатого в Борской средней школе Бокситогорского района в стаж работы, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости.
Истцом Степановым С.А. заявлены исковые требования к ответчику о признании решения №0 от 00.00.0000г. незаконным и признании за ним права на досрочную трудовую пенсию с момента обращения в пенсионный фонд, то есть с 00.00.0000г.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01г. № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Таким образом, учитывая, что истец Степанов С.А. обратился в ГУ УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области с заявлением о досрочном назначении пенсии 00.00.0000г., специальный 25-тилетний педагогический стаж, с учетом периода работы Степанова С.А. в должности старшего пионервожатого, на момент обращения у истца уже выработан, суд считает, заявленные Степановым С.А. требования о признании за ним права на досрочную трудовую пенсию с момента обращения в пенсионный фонд, то есть с 00.00.0000г. обоснованными и подлежащими удовлетворению, а Решение №0 ГУ УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области от 00.00.0000г. об отказе в назначении Степанову С.А. досрочной трудовой пенсии по старости суд признает незаконным.
Доводы представителя ответчика - ГУ УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области Шуваловой Н.А., в том числе и доводы о том, что на 00.00.0000г. у истца не было выработано 2/3 необходимо стажа по педагогической деятельности, суд не может принять во внимание, так как они необоснованны, не соответствуют требованиям закона и нарушают Конституционное право истца Степанова С.А. гарантированное ст.39 Конституции РФ. Все указанные выше положения законов должны применяться во взаимосвязи, как на это указывается и представителем ответчика, и п.4 Положения, указывается на наличие 2/3 специального стажа, при решении вопроса о включении в стаж работы в должности старшего пионервожатого уже при обращении заинтересованного лица за назначением досрочной пенсии по выслуге лет, что и должно было быть сделано ответчиком по заявлению истца 00.00.0000г., а не на период 00.00.0000г., когда Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 было отменено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Степанова С.А. - удовлетворить.
Признать Решение №0 Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Бокситогорском районе Ленинградской области от 00.00.0000г. об отказе в назначении Степанову С.А. досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Бокситогорском районе Ленинградской области зачесть период работы Степанова С.А. с 00.00.0000г. по 00.00.0000г. в должности старшего пионервожатого в Борской средней школе в стаж работы, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости.
Признать за Степановым С.А. право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», с момента обращения в ГУ УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области, то есть с 00.00.0000г..
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: