Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-637/2010
Именем Российской Федерации
15 ноября 2010 года г.Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Пименовой А.Г.,
при секретаре Кузнецовой И.А.,
с участием представителя истца Бокситогорского городского прокурора - Рубис Н.В.,
представителя ответчика Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Комиссарова Р.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 8 комбинированного вида», Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия в сфере обеспечения пожарной безопасности незаконным и обязании привести здания учреждения в соответствие с требованиями пожарной безопасности
У С Т А Н О В И Л:
Истец Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчикам МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида», Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия в сфере обеспечения пожарной безопасности незаконным и обязании привести здания учреждения в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
В обоснование иска указано, что в ходе осуществления надзорной деятельности в сфере соблюдения требований противопожарного законодательства установлено, что по результатам проверки соблюдения требований пожарной безопасности, противопожарное состояние МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» признано неудовлетворительным.
Учреждение осуществляет образовательную деятельность в здании по адресу <адрес>.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно:
- помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС), что противоречит требованиям п.3 ППБ 01-03, НПБ 110-03,
- помещение не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ), что противоречит требованиям п.3 ППБ 01-03, НПБ 104-03.
В соответствии со ст.37 Федерального закона РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах, несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, кроме того, они обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Однако, в нарушение вышеуказанных норм закона должностные лица учреждения ненадлежащим образом исполняют возложенные на них обязанности в сфере пожарной безопасности.
Помимо этого, в соответствии со ст.38 указанного выше Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно Уставу Учредителем учреждения является Бокситогорский муниципальный район в лице администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, который несет ответственность по обязательствам учреждения в случаях и пределах, установленных гражданским законодательством.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. П.3 ч.3 ст.32 вышеуказанного Закона РФ предусматривает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Результаты проверки оссРр
свидетельствуют о бездействии администрации Бокситогорского муниципального района и МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» в данной сфере, а также об отсутствии с их стороны активной работы в целях приведения учреждения в соответствие с нормами противопожарной безопасности, направленной на сохранность муниципального имущества и защиту жизни и здоровья граждан.
Учитывая изложенное, а также недопустимость нарушения законодательства и как следствие - прав граждан, учащихся общеобразовательных учреждений, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, согласно которой прокурор имеет право обратиться в суд в защиту неопределенного круга, а пользователями услуг образования является круг лиц, не подлежащий установлению численности, истец просит признать незаконным бездействие Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» в сфере обеспечения пожарной безопасности и обязать ответчиков привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности путем оборудования автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС) и оснащения системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ), в срок до 00.00.0000 года .
В судебном заседании представитель истца Рубис Н.В. заявленные исковые требования поддержала, просила признать незаконным бездействие ответчиков в сфере обеспечения пожарной безопасности и обязать ответчиков в срок до 00.00.0000 года привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности путем оборудования автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС) и оснащения системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ) в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности.
Представитель ответчика МОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии.
Представитель ответчика Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Комиссаров Р.Ю. в судебном заседании показал, что Администрация с заявленными Бокситогорским городским прокурором требованиями не согласна в полном объеме, так как не считает, что бездействует в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Со стороны Администрации, в целях укрепления противопожарного состояния объектов образования Бокситогорского муниципального района, обеспечения безопасности жизни людей, Решением совета депутатов Бокситогорского муниципального района от 20.09.2006г. № 12 утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение пожарной безопасности учреждений образования Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на 2007-2016 годы», в которую в дальнейшем принимались дополнения и изменения, в частности Решением совета депутатов Бокситогорского муниципального района от 20.10.2010г. № 120 были приняты изменения в данную программу, и согласно плана мероприятий МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» в 2011 году будет оснащена автоматической пожарной сигнализацией (АУПС) и системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ).
Кроме того, в предъявленном прокурором иске никаких фиксированных свидетельствующих фактов (сведений, установленных ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, указывающих на бездействие администрации Бокситогорского муниципального района в части ненадлежащего исполнения полномочий, установленных п. 4 ч. 1 ст.31 ФЗ «Об образовании», не имеется.
Кроме того, в силу п. 36 и 38 Устава Бокситогорского муниципального района Ленинградской области администрация, как исполнительно-распорядительный орган муниципального района, исполняет решения совета депутатов и не компетентна принимать решения по выделению денежных средств на обеспечение пожарной безопасности муниципальных учреждений.
Все необходимые действия администрацией Бокситогорского муниципального района были совершены, бездействий с их стороны не совершалось.
Также полагают, что срок приведения детского сада в соответствие с требованиями пожарной безопасности заявлен прокурором без учета характера дела, а также действий, которые ответчикам следует совершить, является нереальным и необоснованным.
А потому просит в удовлетворении иска прокурору отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.
Как установлено судом, подтверждается представленными материалами и не оспаривается ответчиками, по результатам проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003г. № 323, Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 315, в частности: помещение МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида», осуществляющего образовательную деятельность в здании по адресу <адрес>, не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС), а также не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ).
Данные обстоятельства полностью подтверждаются материалами дела, а именно Актом проверки ОГПН Бокситогорского района от 00.00.0000 года №, предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности № от 00.00.0000 года , информацией Председателя Комитета образования Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 00.00.0000 года №, и не оспариваются сторонами.
Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, находящихся в МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида», нарушаются права воспитанников (социально незащищенной группы граждан - несовершеннолетних) на условия, гарантирующие охрану их здоровья, а именно: не соблюдаются нормы и правила пожарной безопасности, что опасно для жизни детей.
При этом суд усматривает, что вышеуказанные нарушения требований и норм пожарной безопасности со стороны ответчиков не устраняются длительное время, ставя под угрозу сохранность муниципального имущества и защиту жизни и здоровья граждан.
В соответствии со ст.ст.1, 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ пожарная безопасность это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Положениями ст.37 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Положениями ст.38 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно Устава МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» Учредителем Учреждения является Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области в лице Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, собственником имущества учреждения является Бокситогорский муниципальный район, полномочия собственника осуществляет Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в лице уполномоченного органа по управлению муниципальной собственностью. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при не достаточности у Учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет Собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Положениями п.3 ч.3 ст.32 вышеуказанного Закона РФ предусматривает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденныхПриказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что со стороны ответчиков ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере пожарной безопасности, на протяжении длительного времени не соблюдаются требования законодательства в области пожарной безопасности и не принимаются меры к скорейшему устранению нарушений, которые создают реальную угрозу для сохранности муниципального имущества и защиты жизни и здоровья граждан, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на пожарную безопасность, а потому заявленные истцом - Бокситогорским городским прокурором требования к Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» о признании незаконным их бездействия в сфере обеспечения пожарной безопасности и обязании ответчиков в срок до 00.00.0000 года привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности путем устранения выявленных недостатков подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчиков - о том, что с их стороны бездействия в сфере обеспечения пожарной безопасности не имеется, не могут быть приняты судом во внимание, так как обязательные для исполнения Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) и Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) действуют на территории Российской Федерации уже с 2003г., и с этого периода ответчики активных действий по выполнению содержащихся в них требований не предпринимали. Также судом не могут быть приняты во внимание и доводы ответчиков об отсутствии достаточных финансовых средств для удовлетворения требований прокурора, так как эти доводы не основаны на требованиях закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бокситогорского городского прокурора - удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» в сфере обеспечения пожарной безопасности - незаконным.
Обязать Администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» в срок до 00.00.0000 года привести объект: здание, расположенное по адресу <адрес> в соответствие с требованиями пожарной безопасности путем оборудования автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС) и оснащения системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ) в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда в течение 10 дней путем подачи жалобы в Бокситогорский городской суд.
Судья: