Решение по делу № 2-395/2010
Именем Российской Федерации
29 июня 2010 года г. Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Пименовой А.Г.,
при секретаре Ларионовой А.С.,
с участием представителя заявителя Николаева Г.А. - Андриевского В.О.
представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Пишковой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Николаева Г.А. об оспаривании действий Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об отказе в государственной регистрации договора аренды от 00.00.0000 года
установил:
Николаев Г.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и <адрес> об отказе в государственной регистрации договора аренды от 00.00.0000 года .
В обоснование заявления указано, что 00.00.0000 года Николаев Г.А., как физическое лицо, заключил договор аренды с <данные изъяты> на аренду газопровода протяженностью 471,3 пог.м. сроком на 10 лет. Данный газопровод ему необходим для обеспечения отопления принадлежащего ему на праве собственности здания, расположенного по адресу <адрес>. В соответствии с требованиями действующего законодательства сдал договор аренды для его регистрации в УФРС по СПб и Ленобласти, однако 00.00.0000 года было принято решение об отказе в государственной регистрации данного договора на основании абзаца 3 пункта 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Считает отказ незаконным. В обоснование отказа государственный регистратор сослался на ст. 7 ФЗ от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» в той части, что собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающее услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Кроме того, регистратор сослался на ч. 1 ст. 2 ФЗ №116 от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», согласно ст. 9 которого заявитель якобы должен иметь лицензию на осуществление деятельности, связанной с эксплуатацией опасного объекта и что в соответствии с п. 1 ст. 607 ГК РФ законом могут быть установлены виды имущества, сдача которых в аренду не допускается, в частности указал на невозможность эксплуатации газораспределительной системы не специализированной организацией. Указанные регистратором нормы права относятся к организациям, которые осуществляют эксплуатацию объектов газораспределительной системы, собственникам газораспределительной системы, а также к организациям, занимающимся транспортировкой газа. Арендуемый заявителем газопровод не входит в газораспределительную систему, а соединяет принадлежащее заявителю на праве собственности помещение с газораспределительной подстанцией, которая обслуживается и находится в собственности специализированной организации. Кроме заявителя указанным газопроводом никто не пользуется и не будет пользоваться, а значит заявитель не занимается транспортировкой газа, а является конкретным потребителем газа. Кроме того, таблица 2 приложения к ФЗ № 116 предусматривает объем газа в 200 тонн одномоментно, в то время, как ему выделили лимит равный 11,1 тонны в год. Также заявитель отмечает, что в соответствии с названными регистратором законами он обязан будет заключить договор на поставку газа со специализированной организацией, которая и будет обслуживать данный газопровод.
А потому просит признать незаконным отказ в государственной регистрации от 00.00.0000 года № договора аренды от 00.00.0000 года , заключенного между Николаевым Г.А. и <данные изъяты> газопровода наземного протяженностью 471,3 пог.м., расположенного по адресу <адрес> в районе здания типографии до фасада здания хлебокомбината, обязать УФРС по СПб и Ленобласти произвести государственную регистрацию данного договора аренды. А также просит взыскать с соответствующего бюджета услуги по найму представителя в сумме 10000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины.
В судебное заседание заявитель Николаев Г.А. не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии.
Представитель Николаева Г.А. - Андриевский В.О. в судебном заседании заявление поддержал, просил его удовлетворить. Пояснил суду, что из отказа в государственной регистрации следует, что отказано в регистрации на основании абз. 3 п. 1 ст. 20 ФЗ № 122, согласно которого в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, однако в самом отказе нет ни слова о том, какие документы оформлены не в соответствии с требованиями законодательства. Идут ссылки на нарушение требований законов № 116 и № 69. Однако заявитель никакого отношения к требованиям указанных законов не имеет, так как не собирается заниматься газоснабжением или транспортировкой газа, ему надо, чтобы специализированное предприятие Тихвинмежрайгаз осуществлял ему поставку газа как потребителю посредством данного газопровода. Все ссылки УФРС относятся к предприятиям, которые занимаются транспортировкой и поставкой газа, однако заявитель является лишь потребителем газа от газораспределительной подстанции до здания, которое находится у него в собственности. Газораспределительную подстанцию обслуживает специализированное предприятие, имеющее соответствующую лицензию, а заявителю, как потребителю, никаких документов не надо. На основании договора аренды заявителю уже выделены лимиты на поставку газа, в размере 11,1 тонны в год. А потому просит заявление Николаева Г.А. удовлетворить в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Пишкова Л.А. возражала против удовлетворения заявления, пояснила суду, что 00.00.0000 года на государственную регистрацию был представлен договор арендынедвижимого имущества от 00.00.0000 года , согласно условиям которого, собственникобъекта недвижимости - <данные изъяты> передает во временноевладение и пользование за плату газопровод надземный протяженностью 471,3 пог.м.Николаеву Г.А., 00.00.0000 года после проведения правовой экспертизы представленных документов впорядке ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» было принято решение оботказе в государственной регистрации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О
газоснабжении в Российской Федерации» организация - собственник
газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию,
осуществляющуюэксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей
газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа
потребителям и их обслуживанием. В соответствии с ч. 1 ст. 2 закона «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов», газопровод является опасным
производственным объектом и его эксплуатация возможна лишь при наличии лицензии наэксплуатацию. Таким образом, собственником, а соответственно и лицом, обладающим правомвладения, пользования, и эксплуатации опаснымпроизводственным объектом, может быть толькоспециализированная организация,имеющая соответствующую лицензиюна эксплуатацию данной системы, выданную всоответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В данном случае собственник газопровода передает право владения ипользования указанным объектом недвижимости лицу, не являющемусяспециализированной организаций и не обладающему соответствующей лицензией наэксплуатацию данной системы. Согласно п.1 ст. 607 ГК РФ законом могут быть установлены виды имущества, сдачакоторого в аренду не допускается или ограничивается. А потому полагают, что выше приведенные нормативные актыустанавливают ограничения на сдачу в аренду объектов газораспределительной системы,и в частности указывают на невозможность эксплуатации газопроводов неспециализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию наэксплуатацию данной системы, выданную в соответствии с действующимзаконодательством Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что газопровод не входит в газораспределительную систему
является несостоятельным, так как противоречит определениям, содержащимся в ст. 1 «Правилбезопасности систем газораспределения и газопотребления», утвержденных
Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9 и Инструкции по диагностированию технического состояния подземных стальныхгазопроводов, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации
от 09.07.2001 № 28.
Также полагают, что не имеет правового значения для оценкиправомерности заключения договора аренды газопровода физическим лицом, аргументНиколаева Г.А. о том, что он не занимается транспортировкой газа и является лишь егоконкретным потребителем. Действующим законодательством не предусмотренозаключение договоров аренды газопроводов с потребителями именно в силу того, чтопотребление неразрывно связано с необходимостью поддержания надлежащего состояниягазопровода для его безопасной эксплуатации, что обычный потребитель (неспециализированная организация) не в состоянии обеспечить. Тогда как п.2.2.2представленного договора аренды предусмотрена обязанность арендатора своевременно иполностью осуществлять техническое обслуживание имущества и его ремонт.
Также, не подлежит рассмотрению довод заявителя о том, что ему выделен лимит
потребления газа в размере 11,1 тонны в год в связи с чем, он полагает, что на
рассматриваемые правоотношения не распространяется действие Федерального закона от
21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов», так как, в Таблице № 2 (Приложение № 2 к названному закону) установлен
объем потребления - 200 тонн одномоментно. Названное Приложение не регламентирует
возможность заключения договора аренды, а устанавливает предельное количество
опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является
основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности.
С учетом изложенного, полагают, что Управление законно обоснованно приняло
решение об отказе в государственной регистрации, в удовлетворении заявленных
требований о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора
аренды газопровода, расположенного по вышеуказанному адресу и обязании осуществить
регистрационные действия просила отказать. Также просила отказать в удовлетворении
требования о взыскании расходов.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Николаева Г.А. - Андриевского В.О., представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Пишковой Л.А., суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
00.00.0000 года на государственную регистрацию был представлен договор аренды
недвижимого имущества от 00.00.0000 года , согласно условиям которого, собственник
объекта недвижимости - <данные изъяты> передает во временное
владение и пользование за плату газопровод надземный протяженностью 471,3 пог.м.
Николаеву Г.А.
00.00.0000 года в порядке ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» было принято решение об отказе в государственной регистрации на основании абзаца 3 пункта 1 статьи 20 вышеуказанного закона, согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Заявитель Николаев Г.А. оспаривает данный отказ и просит признать его незаконным.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О
газоснабжении в Российской Федерации», газораспределительная система - это имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющуюэксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федеральногозакона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты,указанные в Приложении № 1 к названному Федеральному закону.
В соответствии с приложением № 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категорииопасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются,используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются,
уничтожаются, в частности, горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные
самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть
после его удаления.
Статья 9 вышеназванного закона содержит перечень требований промышленной
безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов, а именно, указывает,
что эксплуатацию опасного производственного объекта осуществляет исключительно
организация, которая обязана в частности: соблюдать положения настоящего
Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области
промышленной безопасности;иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в областипромышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии сзаконодательством Российской Федерации;допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющихсоответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинскихпротивопоказаний к указанной работе;обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в областипромышленной безопасности.
Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 2 указанного закона «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов», газопровод является опасным
производственным объектом и его эксплуатация возможна лишь при наличии лицензии наэксплуатацию.
Кроме того, собственником, а соответственно и лицом, обладающим правом
владения и пользования, а следовательно и обладающим правом эксплуатации опасным
производственным объектом, может быть толькоспециализированная организация,
имеющая соответствующую лицензиюна эксплуатацию данной системы, выданную в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В данном случае по представленному на государственную регистрацию договору
аренды недвижимого имущества собственник газопровода передает право владения и
пользования указанным объектом недвижимости лицу не являющемуся
специализированной организаций и не обладающему соответствующей лицензией на
эксплуатацию данной системы.
В соответствии с п.1 ст. 607 ГК РФ законом могут быть установлены виды имущества, сдачакоторого в аренду не допускается или ограничивается.
Суд находит, что вышеуказанные нормативные актыустанавливают ограничения на сдачу в аренду объектов газораспределительной системы,и в частности указывают на невозможность эксплуатации газопроводов неспециализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию наэксплуатацию данной системы, выданную в соответствии с действующимзаконодательством Российской Федерации.
Суд не может принять во внимание доводы заявителя Николаева Г.А. о том, что газопровод не входит в газораспределительную систему, поскольку согласно определениям, содержащимся в ст. 1 «Правилбезопасности систем газораспределения и газопотребления», утвержденныхПостановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 года № 9 газопровод является составнойчастью газораспределительной сети, которая, в свою очередь, представляет собойтехнологический комплекс газораспределительной системы, состоящий из наружныхгазопроводов поселений (городских, сельских и других поселений), включаямежпоселковые, от выходного отключающего устройства газораспределительной станции, или иного источника газа, до вводного газопровода к объекту газопотребления. Вгазораспределительную сеть входят сооружения на газопроводах, средстваэлектрохимической защиты, газорегуляторные пункты, шкафные регуляторные пункты,система автоматизированного управления технологическим процессом распределениягаза.Аналогичный вывод следует из определения газопровода, содержащегося вИнструкции по диагностированию технического состояния подземных стальныхгазопроводов, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерацииот 09.07.2001 № 28, согласно которой: «газопровод - часть газораспределительнойсистемы, состоящая из трубопровода для транспортировки природного или сжиженныхуглеводородных газов, за исключением сооружений и устройств, установленных на нем».
Также суд не может принимать во внимание довод Николаева Г.А. о том, что он не занимается транспортировкой газа и является лишь егоконкретным потребителем, посколькудействующим законодательством не предусмотренозаключение договоров аренды газопроводов с потребителями в силу того, чтопотребление неразрывно связано с необходимостью поддержания надлежащего состояниягазопровода для его безопасной эксплуатации, что обычный потребитель (неспециализированная организация) не в состоянии обеспечить. Тогда как п.2.2.2.представленного договора аренды предусмотрена обязанность арендатора своевременно иполностью осуществлять техническое обслуживание имущества и его ремонт.
Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации»: поставщик (газоснабжающая организация) - это собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам; потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья. Данный Федеральный закон является специальным законом, определяющим правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения, не рассматривает газ и газораспределительные системы как предмет купли-продажи или аренды между поставщиком и абонентом (в данном случае гражданином), а квалифицирует передачу газа через газораспределительные сети как услугу потребителю. Кроме того, п. 2 ст. 548 ГК РФ она применяется к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства) устанавливает, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию.
С учетом изложенного, нахожу, что отказ в государственной регистрации договора аренды газопровода, расположенного по адресу <адрес> на основании абзаца 3 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, является законным, поскольку документы представленные Николаевым Г.А. на государственную регистрацию прав по своему содержанию не соответствуют требованиям законодательства, а потому заявление Николаева Г.А. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ
решил:
В удовлетворении заявления Николаева Г.А. об оспаривании действий Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об отказе в государственной регистрации от 00.00.0000 года № договора аренды от 00.00.0000 года , заключенного между Николаевым Г.А. и <данные изъяты> газопровода наземного протяженностью 471,3 пог.м., расположенного по адресу <адрес> в районе здания типографии до фасада здания хлебокомбината и обязании произвести государственную регистрацию данного договора аренды - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна, судья: