№ 2-396/2010 о признании дездействия в сфере обеспечения пожарной безопасности объекта незаконным



Решение по делу № 2-396/2010

Именем Российской Федерации

02 июля 2010 года г. Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Пименовой А.Г.,

при секретере Ларионовой А.С.,

с участием прокурора Тумановой А.С.

представителей ответчика МОУ «Анисимовский детский дом» - Ефимовой З.Ф., Запольской Г.И.

представителя третьего лица - администрации МО «Бокситогорский муниципальный район» Кашиной Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Анисимовский детский дом» о признании бездействия в сфере обеспечения пожарной безопасности объекта незаконным и обязании привести объект в соответствии с требованиями пожарной безопасности путем устранения выявленных недостатков

установил:

Истец Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия в сфере обеспечения пожарной безопасности объекта незаконным и обязании привести объект в соответствии с требованиями пожарной безопасности путем устранения выявленных недостатков

В обоснование иска указано, что в ходе осуществления Бокситогорской городской прокуратурой надзорной деятельности в сфере соблюдения требований противопожарного законодательства установлено, что по результатам проверки соблюдения норм законодательства о пожарной безопасности территории объекта, противопожарное состояние имущественного комплекса МОУ «Анисимовский детский дом» признано неудовлетворительным, несмотря на предпринимаемые администрацией учреждения меры по приведению в соответствие с нормами пожарной безопасности объекта.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:

- не предоставлены сертификаты на отделочные материалы пола (линолеум в коридоре), что нарушает требования ППБ 01-03 п. 53, п. 3 Приказ МЧС № 312 от 18.06.2003г, Приказ МЧС № 320 от 08.07.2003г. «Об утверждении перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации»,

- огнетушители не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (часть огнетушителей, подвал), что нарушает ППБ 01-03 п. 108 прил. 3 п. 19; НПБ 166-97 п. 6.7,

- первичные средства пожаротушения закреплены на высоте 1,5 метра, что не соответствует требованиям ППБ 01-03 п. 3, 108 прил. 3 п.22,

- межэтажные двери не оборудованы приспособлениями для самозакрывания дверей (доводчики), что противоречит требованиям ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.18,

- заполнение проемов в противопожарных преградах, помещений разного функционального назначения не соответствуют требованиям нормативных документов (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 5.12, п. 5.14*) (противопожарная дверь в помещение электрощитовой, склад и т.д.),

- не переработаны планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, в соответствии требованиями нормативных документов (ППБ 01-03 п.3, п.16, НПБ 160-97.ГОСТ12.2.143-2002),

- монтаж и эксплуатация электрических сетей, электроустановок осуществляется не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (распределительные коробки не закрыты крышками (подвальное помещение); электрооборудование электрокотлов в подвальном помещении не соответствует ПУЭ (элетрокабели перегреваются, провода оголены), электропровода проходят по горючим конструкциям)), все это не соответствует требованиям ППБ 01-03 п. 3 СНиП; п. 60 ПУЭ,

- в здание не оборудовано внутреннее противопожарное водоснабжение, исходя из объема, что в свою очередь противоречит требованиям ППБ 01-03 п. 3 СНиП 2.04.01-85 п. 6.1 Таблица 1,

- сигнал о пожарной автоматике не выведен по радиотелекоммуникационной системе и локальной системе на центральный пункт связи пожарной части территориального подразделения государственной противопожарной службы, что в свою очередь не соответствует требованиям ППБ 01-03 п. 3 Постановление Правительства Ленинградской области от 30 октября 2007 года № 269 «Об утверждении перечня…».

В соответствии со ст. 37 Законом РФ « О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994г. (с изменениями и дополнениями), руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, кроме того, они обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Однако, в нарушение вышеуказанных норм закона должностные лица учреждения ненадлежащим образом исполняют возложенные на них обязанности в сфере пожарной безопасности.

Статьей 38 указанного выше закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Изложенное свидетельствует об отсутствии активной работы в целях приведения учреждения в соответствие с нормами противопожарной безопасности, направленной на сохранность муниципального имущества и защиту жизни и здоровья граждан.

А потому прокурор просит признать незаконным бездействие администрации учреждения МОУ «Анисимовский детский дом» в сфере обеспечения пожарной безопасности объекта и обязать администрацию учреждения в срок до 00.00.0000 года привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности путем устранения выявленных недостатков.

В судебном заседании прокурор Туманова О.В. исковые требования поддержала, уточнила и просила признать незаконным бездействие администрации ответчика в сфере обеспечения пожарной безопасности объекта и обязать ответчика в срок до 00.00.0000 года привести объект в соответствии с требованиями пожарной безопасности путем устранения выявленных недостатков, так как несмотря на принимаемые со стороны ответчика меры объект МОУ «Анисимовский детский дом» не соответствует требованиям пожарной безопасности.

Представители ответчика МОУ «Анисимовский детский дом» Ефимова З.Ф. и Запольская Г.И. в судебном заседании пояснили суду, что с заявленными исковыми требованиями согласны частично, в настоящее время большая часть нарушений устранены, а именно предоставлены сертификаты на отделочные материалы пола, огнетушители зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии, первичные средства пожаротушения закреплены на необходимой высоте, межэтажные двери оборудованы приспособлениями для самозакрывания дверей (доводчиками), заполнение проемов в противопожарных преградах, помещений разного функционального назначения соответствуют требованиям нормативных документов.

План (схема) эвакуации людей в случае пожара, заказан и оплачен, производится ремонт электрических сетей, электроустановок, распределительные коробки закрыты крышками (подвальное помещение); электрооборудование электрокотлов в подвальном помещении ремонтируется.

Оборудование внутреннего противопожарного водоснабжения не предусмотрено проектом здания, но заявка на него подана, также подана заявка на выведение сигнала о пожарной автоматике по радиотелекоммуникационной системе и локальной системе на центральный пункт связи пожарной части территориального подразделения государственной противопожарной службы.

До настоящего времени из-за отсутствия финансирования имеют возможности в полной мере привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности, но постараются устранить все выявленные нарушения в установленный срок.

Представитель Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Кашина Н.П. в судебном заседании показала, что администрация разработала целевую муниципальную программу по обеспечению муниципальных образовательных учреждений установленным требованиям пожарной безопасности, а именно по установлению противопожарной сигнализации, обработке чердачных помещений, составление планов эвакуации, монтаже противопожарных дверей. На план эвакуации ответчику выделено 10000 рублей, АПС поставлено давно, но нет средств на обслуживание, больше денег нет. Оборудование здания внутренним противопожарным водоснабжением очень дорогостояще - около 400 000 руб. Ответчики составляют смету расходов, но утверждается только часть расходов из-за отсутствия средств в бюджете. В 3 квартале 2010 года средства на устранение будут выделены.

Представитель заинтересованного лица - ТО ГПН Бокситогорского района УГПН ГУ МЧС - в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено судом, подтверждается представленными материалами и не оспаривается ответчиком - 00.00.0000 года по результатам проверки соблюдения норм законодательства о пожарной безопасности в МОУ «Анисимовский детский дом» был выявлен ряд нарушений Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», в частности:

- не предоставлены сертификаты на отделочные материалы пола (линолеум в коридоре), что нарушает требования ППБ 01-03 п. 53, п. 3 Приказ МЧС № 312 от 18.06.2003г, Приказ МЧС № 320 от 08.07.2003г. «Об утверждении перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации»,

- огнетушители не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (часть огнетушителей, подвал), что нарушает ППБ 01-03 п. 108 прил. 3 п. 19; НПБ 166-97 п. 6.7,

- первичные средства пожаротушения закреплены на высоте 1,5 метра, что не соответствует требованиям ППБ 01-03 п. 3, 108 прил. 3 п.22,

- межэтажные двери не оборудованы приспособлениями для самозакрывания дверей (доводчики), что противоречит требованиям ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.18,

- заполнение проемов в противопожарных преградах, помещений разного функционального назначения не соответствуют требованиям нормативных документов (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 5.12, п. 5.14*) (противопожарная дверь в помещение электрощитовой, склад и т.д.),

- не переработаны планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, в соответствии требованиями нормативных документов (ППБ 01-03 п.3, п.16, НПБ 160-97.ГОСТ12.2.143-2002),

- монтаж и эксплуатация электрических сетей, электроустановок осуществляется не в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (распределительные коробки не закрыты крышками (подвальное помещение); электрооборудование электрокотлов в подвальном помещении не соответствует ПУЭ (элетрокабели перегреваются, провода оголены), электропровода проходят по горючим конструкциям)), все это не соответствует требованиям ППБ 01-03 п. 3 СНиП; п. 60 ПУЭ,

- в здание не оборудовано внутреннее противопожарное водоснабжение, исходя из объема, что в свою очередь противоречит требованиям ППБ 01-03 п. 3 СНиП 2.04.01-85 п. 6.1 Таблица 1,

- сигнал о пожарной автоматике не выведен по радиотелекоммуникационной системе и локальной системе на центральный пункт связи пожарной части территориального подразделения государственной противопожарной службы, что в свою очередь не соответствует требованиям ППБ 01-03 п. 3 Постановление Правительства Ленинградской области от 30 октября 2007 года № 269 «Об утверждении перечня…».

Вышеуказанные обстоятельства также полностью нашли свое подтверждение в представленном суду предписании № от 00.00.0000 года , которое до настоящего времени в полном объеме не исполнено и согласно представленных ответчиком документов в настоящее время работы выполнены частично, а именно предоставлены сертификаты на отделочные материалы пола, огнетушители зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии, первичные средства пожаротушения закреплены на необходимой высоте, межэтажные двери оборудованы приспособлениями для самозакрывания дверей (доводчиками), заполнение проемов в противопожарных преградах, помещений разного функционального назначения соответствуют требованиям нормативных документов.

В соответствии со ст.ст.1, 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ пожарная безопасность это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Положениями ст.37 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденныхПриказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что со стороны ответчика ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере пожарной безопасности, не соблюдаются требования законодательства в области пожарной безопасности и не принимаются меры к скорейшему устранению нарушений, которые создают реальную угрозу для сохранности муниципального имущества и защиты жизни и здоровья граждан, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на пожарную безопасность, а потому заявленные истцом Бокситогорским городским прокурором требования к МОУ «Анисимовский детский дом» о признании незаконным бездействия администрации учреждения в сфере обеспечения пожарной безопасности объекта и обязании ответчика в срок до 00.00.0000 года привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности путем устранения выявленных недостатков подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района. В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с ответчика МОУ «Анисимовский детский дом» государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района в размере 4000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бокситогорского городского прокурора - удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации Муниципального образовательного учреждения «Анисимовский детский дом» в сфере обеспечения пожарной безопасности объекта - незаконным.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Анисимовский детский дом» в срок до 00.00.0000 года в помещении, расположенном по адресу: <адрес> устранить следующие нарушения: переработать план (схему) эвакуации людей в случае пожара, произвести монтаж и эксплуатацию электрических сетей, электроустановок в соответствие с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (распределительные коробки закрыть крышками (подвальное помещение); электрооборудование электрокотлов в подвальном помещении привести в соответствие ПУЭ, оборудовать здание внутренним противопожарным водоснабжением, исходя из объема, сигнал о пожарной автоматике вывести по радиотелекоммуникационной системе и локальной системе на центральный пункт связи пожарной части территориального подразделения государственной противопожарной службы.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Анисимовский детский дом» в доход бюджета Бокситогорского муниципального района государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.

Судья: