№ 2-420/2010 о признании незаконным решение Совета депутатов и обязании представительный орган отменить данное решение



Решение по делу № 2-420/2010

Именем Российской Федерации

27 июля 2010 года г. Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Пименовой А.Г.,

при секретере Ларионовой А.С.,

с участием помощника Бокситогорского городского прокурора Рубис Н.В.

представителя муниципального образования «Город Пикалево» Шишковой Н.А.

представителя Совета депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Ивановой С.В.

представителя ООО «ЖилКомСервис» Стронской Н.Я.

представителя ЗАО «Петербургрегионгаз» Мордасова В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бокситогорского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным решение Совета депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района № 11 от 25.03.2010 года, обязании представительный орган МО «Город Пикалево» отменить данное решение

установил:

Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района № 11 от 23.03.2010 года, обязании представительный орган муниципального образования «Город Пикалево» отменить данное решение.

В обоснование заявления указано, что 25.03.2010 года Советом депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района было принято решение № 11 «Об исполнителе коммунальной услуги по газоснабжению», в соответствии с которым исполнителем коммунальной услуги по снабжению сетевым природным газом граждан, использующих газ для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности признано ЗАО «Петербургрегионгаз». Считают данное решение незаконным по следующим основаниям:

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают из права и обязанности. В соответствии с данными Правилами, «исполнитель» - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Таким образом полагают, что ресурсоснабжающая организация - ЗАО «Петербургрегионгаз» может быть исполнителем коммунальной услуги в случае, если собственниками помещений многоквартирного дома выбран способ непосредственного управления многоквартирным домом, либо в случае поставки газа в индивидуальный жилой дом.

Об этом также гласит пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме (при непосредственном управлении) или собственники жилых домов в случае отсутствия у них договоров с лицом, одновременно отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем и за подачу коммунальных ресурсов, вправе заключить договоры ресурсоснабжения о приобретении, в том числе газа, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме, либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Таким образом, в случае когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи, в данном случае газа, на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирной доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.

04.04.2010 года заместителем Бокситогорского городского прокурора на основании ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» был принесен протест на вышеуказанный правовой акт с требованием отмены решения совета депутатов МО «Город Пикалево» № 11 от 25.03.2010 г. как противоречащего закону.

29.04.2010 года решением Совета депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района № 20 указанный протест был признан необоснованным.

Решение совета депутатов МО «Город Пикалево» Бокситогорского района № 11 от 25.03.2010 г. «Об исполнителе коммунальной услуги по газоснабжению» не было отменено и продолжает действовать, чем нарушаются права собственников многоквартирных домов на владение, пользование и распоряжение общим имуществом многоквартирного дома.

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. В соответствии с п. 5 ст. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с ч. 4 ст. 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Таким образом, исполнителем коммунальной услуги, а также лицом, отвечающим за обслуживание внутридомового газового оборудования может являться юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, определенные решением общего собрания собственников общего имущества многоквартирного дома.

А потому Бокситогорский городской прокурор просит признать незаконным решение Совета депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района № 11 от 25.03.2010 г.; обязать представительный орган муниципального образования «Город Пикалево» отменить данное решение.

В судебном заседании помощник Бокситогорского городского прокурора Рубис Н.В. заявление поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме.

Представитель муниципального образования «Город Пикалево» Шишкова Н.А., представитель Совета депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Иванова С.В. в судебном заседании показали, что не согласны с заявлением прокурора поскольку законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности одностороннего установления управляющей организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования. Эти положения должны быть согласно ч. 3 ст. 162 и ст. 164 ЖК РФ указаны в заключенных договорах. В соответствии с п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. В соответствии с заключенными договорами управления с собственниками помещений управляющие организации на территории муниципального образования город Пикалево - ООО «ЖилКомСервис», ООО «УК ЖКХ» не являются исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, собственниками помещений не делегированы им полномочия по заключению договоров поставки газа с поставщиком. Услуги и работы, предусмотренные утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170 Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, являются обязательными для управляющей организации только в случае указания на них в договоре.

Согласно п. 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденным постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.2008 года, абонентом по договору поставки газа для обеспечения коммунальных услуг гражданам может выступать как владелец жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, итак и исполнитель коммунальной услуги газоснабжения. Обязанность абонента-исполнителя коммунальной услуги газоснабжения и по содержанию ВДГО, установленная п. 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых услуг граждан, будет считаться исполненной надлежащим образом в случае заключения со специализированной организацией договора на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение в отношении внутридомовой инженерной системы газоснабжения, являющейся частью общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Таким образом, именно на абоненте лежит обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние ВДГО, своевременно заключать договор о техническом обслуживании ВДГО и АДО.

Поставщиком газа ЗАО «Петербургрегионгаз» заключены договора на поставку газа с физическими лицами, которые вносят плату в адрес поставщика, имеют лицевые счета по оплате за газ, тем самым, являясь абонентом в соответствии с действующим законодательством. Обязанность потребителя газа по заключению договора на техническое обслуживание ВДГО предусмотрена п.93 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно п.3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан под «поставкой газа» понимается выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке (границы раздела собственности).

Таким образом, приняв вышеуказанное решение, Совет депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района лишь констатирует факт сложившихся правоотношений между гражданами-потребителями коммунальной услуги по газоснабжению и ЗАО «Петербургрегионгаз» - поставщиком газа.

В связи с чем полагают, что управляющие компании не являются исполнителем коммунальной услуги - газоснабжения, поскольку не имеют возможности производить газ, так как не обладают необходимыми производственными мощностями для осуществления данной деятельности, а также не имеют возможности осуществлять деятельность по купле-продаже газа, поскольку не обладают соответствующими сетями необходимыми для осуществления данной деятельности. Управляющие компании по заданию собственников жилых помещений выполняют действия, направленные на предоставление коммунальных услуг. На основании вышеизложенного и принимая во внимание разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.06.2009 № 18629-СК/14, 18627-СК/14, 18624-СК/14, 2608-СК/14 от 14.10.2008, а также на основании постановлений Правительства РФ № 549 от 21 июля 2008 года,от 13 августа 2006 года № 491 считают, что оспариваемое решение не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав граждан как потребителей коммунальных услуг, в связи с чем просят отказать в удовлетворении заявления Бокситогорского городского прокурора.

Заинтересованное лицо представитель ООО «ЖилКомСервис» Стронская Н.Я. показала суду, что не согласна с заявлением Бокситогорского городского прокурора, поскольку согласно ст. 154 ч. 4 ЖК РФ газоснабжение жилых помещений является одним из видов коммунальных услуг, исполнителем которых является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или потребляющие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем. В связи с тем, что ресурсоснабжающая организация приняла на себя обязательства продавать через присоединенную сеть абоненту ресурс на коммунально-бытовые нужды, а также обеспечивать его бесперебойную поставку и выставлять абоненту ежемесячно счета на оплату, установила отношения с гражданином по предоставлению им информации в РСО, необходимой для оплату ресурса, то в соответствии с условиями договора возложила на себя обязанности исполнителя коммунальных услуг, следовательно ЗАО «Петербургрегионгаз» является исполнителем коммунальной услуги. Население оплачивает газ по квитанциям, выставленным ЗАО «Петербургрегионгаз», только исполнитель коммунальной услуги вправе приостановить или ограничить поставку потребителю газа, о чем в настоящее время и предупреждено население г. Пикалево.

Заинтересованное лицо - ООО «УК ЖКХ» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии, возражает против удовлетворения заявления.

Заинтересованное лицо представитель ЗАО «Петербургрегионгаз» Мордасов В.П. показал суду, что полностью согласен с заявлением прокурора, поскольку ЗАО «Петербургрегионгаз» не является исполнителем коммунальных услуг, управление многоквартирными домами в муниципальном образовании город Пикалево осуществляется управляющими организациями, к которым ЗАО «Петербургрегионгаз» не относится, поскольку не заключало договора на управление многоквартирными домами, является ресурсоснабжающей организацией, поставщиком газа, то есть газоснабжающей организацией, являющейся сторонойдоговора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества в соответствии с п. 3«Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых потребителей», утвержденных Постановлением Правительства от 21.07.2008 года № 549. ЗАО «Петербургрегионгаз» не является газораспределительной организацией, им не принадлежат газовые сети, у них отсутствует аварийно-диспетчерская служба, с 2006 года из цены на газ исключена составляющая на обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО). Обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации ВДГО лежит на абоненте, которым по договорам поставки газа в жилищный фонд Ленинградской области являются граждане на основании договора, текст которого опубликован надлежащим образом. Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд возможна только при наличии договора на обслуживание ВДГО. При отсутствии у абонента указанного договора, Поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа. Обязанность абонента - потребителя коммунальной услугигазоснабжения по содержанию ВДГО, установленная подпунктом «к» пункта 21 Правил № 549, будет считаться исполненной надлежащим образом в случае заключения со
специализированной организацией договора на техническое обслуживание и аварийно-
диспетчерское обеспечение в отношении внутридомовой инженерной системы газоснабжения, являющейся частью общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

Согласно п. 3 Правил № 549 под «специализированной организацией» понимается
газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством
Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому
обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую
службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы. В силу пп. «б» п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению вРФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17,05.2020 № 317, под«газораспределительной организацией» понимается специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию. Газораспределительной организацией на территории Ленинградской области является ОАО «Леноблгаз», в данном случае в лице его филиала «Тихвинмежрайгаз», которые владеют сетями, имеют аварийно-диспетчерскую службу и обязаны обслуживать ВДГО. А потому учитывая, что ЗАО «Петербургрегионгаз» не является специализированной
организацией, выполняющей работы по техническому обслуживанию и аварийно-
диспетчерскому обеспечению в отношении внутридомовой инженерной системы
газоснабжения, в силу чего не имеет возможности заключать договоры на обслуживание ВДГО, не несет ответственность за обслуживание какого-либо внутридомового газового оборудования, не может быть признаноисполнителем коммунальной услуги по газоснабжению даже при наличии договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. В связи с чем считает, что Решение Совета депутатов от 25 марта 2010 года № 11 является незаконным, в связи с чемподлежит отмене.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы заявителя - помощника Бокситогорского городского прокурора Рубис Н.В., представителя муниципального образования «Город Пикалево» Шишкову Н.А., представителя Совета депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Иванову С.В., представителя ООО «ЖилКомСервис» Стронскую Н.Я., представителя ЗАО «Петербургрегионгаз» Мордасова В.Н. суд находит заявление прокурора обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

25.03.2010 года Советом депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района было принято решение № 11 «Об исполнителе коммунальной услуги по газоснабжению», в соответствии с которым исполнителем коммунальной услуги по снабжению сетевым природным газом граждан, использующих газ для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности признано ЗАО «Петербургрегионгаз».

04.04.2010 года заместителем Бокситогорского городского прокурора на основании ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» был принесен протест на вышеуказанный правовой акт с требованием отмены решения Совета депутатов МО «Город Пикалево» № 11 от 25.03.2010 г. как противоречащего закону. 29.04.2010 года решением Совета депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района № 20 указанный протест был признан необоснованным.

В соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в том числе
установление их прав и обязанностей, ответственность, а также порядок контроля качества
предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные
услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера
платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в
занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги
при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами,
превышающими установленную продолжительность регулируются«Правилами
предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением
Правительства РФ от 23 05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг
гражданам».

Согласно п. 3 вышеуказанных Правил под «исполнителем» понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Права и обязанности исполнителя предусмотрены п. 49 вышеназванных Правил.

Согласно п. 7 вышеуказанных Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Таким образом, в силу пунктов 3 и 49 вышеуказанных Правил ресурсоснабжающая организация может быть исполнителем коммунальных услуг лишь тогда, когда когда управление многоквартирным домом не осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом).

ЗАО «Петербургрегионгаз», как не оспаривается сторонами, является поставщиком газа, то есть ресурсоснабжающей организацией, являющейся сторонойдоговора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества (п. 3
«Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых потребителей», утвержденных Постановлением Правительства от 21.07.2008 № 549). Абонентами ЗАО «Петербургрегионгаз» по договорам поставки газа в жилищный фонд Ленинградской области являются граждане на основании договора, текст которого был опубликован 23.03.2004 в газете «Вести» № 32 (1889), (с изменениями и дополнительными соглашениями).

ЗАО «Петербургрегионгаз» не заклало договора науправление многоквартирными домами, а потому оно не может быть признано управляющейорганизацией, в силу п. 1 ст. 2 Закона «Об акционерных обществах» акционерное общество является коммерческой организацией, в силу чего ЗАО «Петербургрегионгаз» также не может быть ни ТСЖ, ни каким-либо иным кооперативом, следовательно не является организацией, предоставляющей коммунальные услуги, а также производящей или приобретающей коммунальные услуги в контексте Правил № 307. Кроме того, учитывая, что ЗАО «Петербургрегионгаз» не является специализированнойорганизацией, выполняющей работы по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обеспечению в отношении внутридомовой инженерной системыгазоснабжения, в силу чего не имеет возможности заключать договоры на обслуживание ВДГО, следовательно, не несет ответственность за обслуживание какого-либо внутридомового газового оборудования.

На основании вышеизложенного, исполнителем коммунальной услуги, а также лицом, отвечающим за обслуживание внутридомового газового оборудования может являться юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, определенные решением общего собрания собственников общего имущества многоквартирного дома, ЗАО «Петербургрегионгаз» не может быть признано исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению, в связи с чем оспариваемое Решение Совета депутатов от 25 марта 2010 года № 11 является незаконным, в связи с чем подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Бокситогорского городского прокурора - удовлетворить.

Признать незаконным решение Совета депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района № 11 от 25.03.2010 года и обязать представительный орган муниципального образования «Город Пикалево» отменить данное решение.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Бокситогорский городской суд.

Судья: подпись

Копия верна, судья: