Решение по делу № 2-672/2010
Именем Российской Федерации
26 октября 2010 года г. Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Пименовой А.Г.,
при секретаре Леонтьевой Т.А.
с участием заявителя Сабуровой А.К.
представителя Комитета социальной защиты населения администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Беляковой Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сабуровой А.К. о признании незаконным решения Комитета социальной защиты населения администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об отказе в выплате единовременного пособия при рождении ребенка
установил:
Сабурова А.К. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Комитета социальной защиты населения администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об отказе в выплате единовременного пособия при рождении ребенка.
В обоснование заявления указано, что 00.00.0000 года у заявителя родился сын гр.А.. Согласно ст. 11 ФЗ № 81 от 19.05.1995 года она имеет право на единовременное пособие при рождении ребенка. 00.00.0000 года обратилась с заявлением о назначении ей единовременного пособия при рождении ребенка в администрацию <данные изъяты>, которая уполномочена принимать такие заявления для удобства и помощи населению и в последующем направлять их в Комитет социальной защиты населения администрации Бокситогорского муниципального района.
Факт своевременного обращения подтверждается письмом администрации <данные изъяты> от 00.00.0000 года №.
Однако при первоначальном обращении с заявлением о назначении единовременного пособия ей было отказано по тем основаниям, что не была представлена справка с места жительства отца ребенка и справка о неполучении указанных компенсаций по месту жительства отца. Для предоставления недостающих документов ей понадобилось значительное время, так как отец ребенка является гражданином иностранного государства.
В 00.00.0000 года она повторно обратилась с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка, так как только к этому времени смогла представить все необходимые документы.
Однако Комитетом социальной защиты населения в выплате единовременного пособия при рождении ребенка было отказано в связи с тем, что обращение последовало по истечении 6 месяцев со дня рождения ребенка.
Считает действия Комитета социальной защиты населения незаконными, поскольку своевременно обратилась с заявлением о начислении единовременного пособия при рождении детей, при этом администрация Самойловского сельского поселения была уполномочена принимать такие заявления. А то, что по уважительной причине не смогла представить документы с места жительства отца ребенка не может являться основанием для отказа в выплате единовременного пособия. Неправомерный отказ нарушает ее права и права ее ребенка. А потому просит признать незаконным решение Комитета социальной защиты населения администрации Бокситогорского муниципального района об отказе в выплате единовременного пособия и обязать Комитет социальной защиты населения администрации Бокситогорского муниципального района назначить и выплатить единовременное пособие при рождении ребенка.
В судебном заседании заявитель Сабурова А.К. заявление поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме.
Пояснила суду, что 00.00.0000 года родила сына гр.А. 00.00.0000 года обратилась в администрацию <данные изъяты> с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка, однако заявление не приняли, поскольку не были предоставлены необходимые документы. При этом ей действительно дали Памятку, где было разъяснено, какие документы необходимо представить и что срок предоставления документов ограничен - 6 месяцев. После этого она звонила по телефону в комитет социальной защиты населения, где ей сообщили, что без документов нет смысла обращаться, однако доказательств этому представить не может. Также пояснила, что действительно является работающей в <данные изъяты> с 00.00.0000 года , по месту работы получила все необходимые выплаты, в том числе «какую-то сумму в размере около 9000 рублей», но в комитете социальной защиты единовременное пособие при рождении ребенка не получала, несмотря на своевременное, с ее точки зрения, обращение 00.00.0000 года в администрацию <данные изъяты>. А потому просит признать незаконным решение Комитета социальной защиты населения администрации Бокситогорского муниципального района об отказе в выплате единовременного пособия, предусмотренного ст. 11 ФЗ № 81 от 19.05.1995 года и обязать Комитет социальной защиты населения администрации Бокситогорского муниципального района назначить и выплатить единовременное пособие при рождении ребенка.
Представитель Комитета социальной защиты населения администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Белякова Н.И. в судебном заседании показала, что не согласна с заявлением Сабуровой А.К. и просит в его удовлетворении отказать.
Пояснила суду, что право на единовременное пособие при рождении ребенка на основании ст. 11 Федерального закона «О Государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. №81-ФЗ, имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, подлежащие обязательному социальному страхованию - по месту работы, неподлежащие обязательному социальному страхованию - в органах социальной защиты. Сабурова А.К. является работающей <данные изъяты> с 00.00.0000 года и право на вышеуказанную выплату через комитет социальной защиты населения администрации Бокситогорского муниципального района не имела.
Выплата единовременного пособия при рождении ребенка предусмотрена также на основании ст. 3 Областного закона «О социальной поддержке семей, имеющим детей, в Ленинградской области» от 01.12.2004 года №103-оз, которое назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, органом социальной защиты населения по месту жительства семьи с ребенком.
В пункте 2 Постановления Правительства Ленинградской области от 21.03.2006 года №80 «Об утверждении Положения о порядке предоставления пособий на детей семьям, проживающим в Ленинградской области» определены условия и порядок назначения единовременного пособия при рождении ребенка, а именно в соответствии с п. 2.1 право на единовременное пособие при рождении ребенка (усыновлении в возрасте до трех месяцев) имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, на совместно проживающего с ним ребенка независимо от среднедушевого дохода семьи; в соответствии с п. 2.2 единовременное пособие при рождении ребенка назначается на основании заявления, поданного в орган социальной защиты населения по месту жительства одного из родителей (усыновителя, опекуна) с ребенком на территории Ленинградской области. При этом к заявлению прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия свидетельства о рождении ребенка; документы, подтверждающие проживание родителей (родителя, усыновителя, опекуна) с ребенком на территории Ленинградской области. В соответствии с п. 2.3 единовременное пособие при рождении ребенка назначается при условии, если обращение за ним со всеми необходимыми документами последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка; в соответствии с п. 2.4 решение о назначении и выплате единовременного пособия на ребенка принимается руководителем (при спорных вопросах - комиссией по назначению и выплате пособий и компенсационных выплат) органа социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок, в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами..
В соответствии со ст.3 пункт 2.2 Областного закона от 30.12.2005 года №130-оз «Права и обязанности органов местного самоуправления» осуществлять прием документов для назначения, перерасчета пособий, компенсаций и социальных выплат, формировать личные дела получателей выплат, вести учет и регистрацию обращений, подтверждать самостоятельно посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования) представляемые гражданином сведения, в том числе о проживании на территории Ленинградской области, необходимые для предоставления мер социальной поддержки;
Руководствуясь п.5 ст.2 Областного закона №130-оз от 30.12.2005 и пункта 2 Положения «О порядке предоставления пособий на детей семьям, проживающим в Ленинградской области утвержденным Постановлением правительства Ленинградской области от 21 марта 2006 г.№80, Комитет социальной защиты населения назначает и выплачивает единовременное пособие в 10 дневной срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Сабурова А.К. обратилась в Комитет с письменным заявлением, датированным 00.00.0000 года вх.№ от 00.00.0000 года с просьбой назначить единовременное пособие при рождении ребенка без предоставления пакета документов, на что заявителю был направлен ответ за № от 00.00.0000 года , полный пакет документов был представлен 00.00.0000 года , то есть при достижении ребенком возраста 1 год, 3 месяца, 8 дней, в связи с чем в назначении единовременного пособия при рождении ребенка было отказано.
В соответствии с п.2.ст.19 гл.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается, администрация Самойловского сельского поселения не наделена полномочиями по приему заявлений на выплату единовременного пособия при рождении ребенка.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы заявителя Сабуровой А.К., представителя Комитета социальной защиты населения администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Беляковой Н.И., суд находит, что заявление Сабуровой А.К. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:
Областным законом от 30.12.2005 года №130-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения» (с изм. и доп.) с 01.01.2006 года Комитет социальной защиты населения администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области исполняет отдельные государственные полномочия в сфере социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 3 п. 2 п.п. 2 вышеуказанного закона при осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны: осуществлять прием документов для назначения, перерасчета пособий, компенсаций и социальных выплат, формировать личные дела получателей выплат, вести учет и регистрацию обращений, подтверждать самостоятельно посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования) представляемые гражданином сведения, в том числе о проживании на территории Ленинградской области, необходимые для предоставления мер социальной поддержки.
Как усматривается из материалов дела, 00.00.0000 года у заявителя Сабуровой А.К. родился сын гр.А..
В соответствии со ст. ст. 11, 12 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ (с изм. и доп.) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается (с 01.01.2009 года по 01.01.2010 года) в размере 9989руб. 86 коп., при этом единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы, учебы), а если родители либо лицо, их заменяющее, не работает (не служит, не учится) - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
Как установлено судом, подтверждается представленными документами, и не оспаривается заявителем Сабуровой А.К., Сабурова А.К. является работающей <данные изъяты> с 00.00.0000 года и право на выплату в соответствии со ст.11.Федерального закона от 19.05.1995 г.№81-ФЗ через Комитет социальной защиты населения администрации Бокситогорского муниципального района не имела, поскольку как подлежащая обязательному социальному страхованию имела право на данную выплату по месту работы. Кроме того, как пояснила в судебном заседании сама Сабурова А.К., по месту работы ей была выплачена «какая-то сумма в размере около 9000 рублей».
В связи с вышеизложенным доводы заявителя Сабуровой А.К. о том, что она согласно ст. 11 ФЗ№ 81 от 19.05.1995 года имеет право на единовременное пособие при рождении ребенка через органы социальной защиты населения суд считает необоснованными.
В соответствии со ст. 3 Областного закона «О социальной поддержке семей, имеющим детей, в Ленинградской области» от 01.12.2004 года № 103-оз, единовременное пособие при рождении ребенка (усыновлении или удочерении ребенка в возрасте до трех месяцев) назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, органом социальной защиты населения по месту жительства семьи с ребенком.
Условия и порядок назначения единовременного пособия при рождении ребенка определены в пункте 2 Постановления Правительства Ленинградской области от 21.03.2006 года №80 «Об утверждении положения о порядке предоставления пособий на детей семьям, проживающим в Ленинградской области», согласно которым:
П. 2.1 право на единовременное пособие при рождении ребенка (усыновлении в возрасте до трех месяцев) имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, на совместно проживающего с ним ребенка независимо от среднедушевого дохода семьи;
П. 2.2 единовременное пособие при рождении ребенка назначается на основании заявления, поданного в орган социальной защиты населения по месту жительства одного из родителей (усыновителя, опекуна) с ребенком на территории Ленинградской области». К заявлению прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия свидетельства о рождении ребенка; документы, подтверждающие проживание родителей (родителя, усыновителя, опекуна) с ребенком на территории Ленинградской области; на ребенка, находящегося под опекой, - выписка из решения органов местного самоуправления об установлении над ребенком опеки;
П. 2.3 единовременное пособие при рождении ребенка назначается при условии, если обращение за ним со всеми необходимыми документами последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка;
П. 2.4 решение о назначении и выплате единовременного пособия на ребенка принимается руководителем (при спорных вопросах - комиссией по назначению и выплате пособий и компенсационных выплат) органа социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок, в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Как установлено судом и не оспаривается заявителем Сабуровой А.К., она обратилась в Комитет социальной защиты населения администрации Бокситогорского муниципального района с письменным заявлением 00.00.0000 года (вх.№ от 00.00.0000 года ) с просьбой назначить единовременное пособие при рождении ребенка без предоставления пакета документов, на что заявителю был направлен ответ за № от 00.00.0000 года Полный пакет документов был представлен заявителем Сабуровой А.К. лишь 00.00.0000 года .
В соответствии с п.5 ст.2 Областного закона №130-оз от 30.12.2005 и пункта 2 Положения «О порядке предоставления пособий на детей семьям, проживающим в Ленинградской области утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 21 марта 2006 г.№80, Комитет социальной защиты населения назначает и выплачивает единовременное пособие в 10 дневной срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
00.00.0000 года комитетом социальной защиты населения администрации Бокситогорского муниципального района было отказано сабуровой А.К. в назначении единовременного пособия при рождении ребенка в связи с тем, что обращение за назначением пособия последовало по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка.
В связи с вышеизложенным суд находит, что данный отказ является законным, поскольку Сабурова А.К. действительно обратилась за выплатой единовременного пособия при рождении ребенка за пределами сроков, определенных законом, что является основанием для отказа в назначении пособия, причем основанием безусловным, поскольку ни Федеральный закон от 19.05.1995 года № 81-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Закон, ни Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 865, действовавшее до 01.01.2010 года, ни Областной закон «О социальной поддержке семей, имеющим детей, в Ленинградской области» от 01.12.2004 года № 103-оз, ни Положение о порядке предоставления пособий на детей семьям, проживающим в Ленинградской области, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 21.03.2006 года №80 возможности восстановления пропущенных сроков на обращение за выплатой единовременного пособия при рождении ребенка не предусматривают.
Суд не может согласиться с доводами заявителя Сабуровой А.К. о том, что она своевременно обратилась с заявлением о назначении ей единовременного пособия, поскольку 00.00.0000 года обратилась с заявлением в администрацию <адрес>, которая уполномочена принимать такие заявления для удобства и помощи населению и в последующем направлять их в КСЗН администрации Бокситогорского муниципального района, так как в соответствии с п.2.ст.19 гл.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается, и администрация Самойловского сельского поселения не уполномочена принимать заявления о назначении единовременного пособия при рождении ребенка.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Сабуровой А.К. о признании незаконным решения Комитета социальной защиты населения администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об отказе в выплате единовременного пособия при рождении ребенка от 00.00.0000 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда в течение 10 дней путем подачи жалобы в Бокситогорский городской суд.
Судья: подпись