№ 2-466/2010 о признании противоречащим федеральному законродательству и недействующим приказа Комитета образования.



РЕШЕНИЕ по делу №2-466/10

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Бокситогорск 25 октября 2010 года

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В.,

при секретаре Лебедевой Т.В.,

с участием прокурора - помощника Бокситогорского городского прокурора Тумановой О.В.,

представителя комитета образования администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области - Волковой М.Н.,

представителя администрации Бокситогорского муниципального района Тесленко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бокситогорского городского прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приказа комитета образования администрации Бокситогорского муниципального района,

установил:

Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приказа № 537 от 09.12.2009г. комитета образования администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, в обоснование требований указано, что комитетом образования администрации Бокситогорского муниципального района в соответствии с постановлением главы администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области №1011 от 7.12.2009г. издан приказ №537 от 9.12.2009 «Об установлении размера родительской платы за обучение детей в детской школе искусств г.Бокситогорска и детских музыкальных и художественных школах Бокситогорского муниципального района Ленинградской области» в целях частичного возмещения затрат на содержание детской школы искусств г.Бокситогорска, детских художественных и музыкальных школ Бокситогорского муниципального района, с целью совершенствования учебного процесса и сохранения материальной базы учреждений дополнительного образования детей. Данным приказом установлена ежемесячная плата, взимаемая с законных представителей учащихся в 2010 году, в размере 500 рублей. По мнению прокурора положения приказа не соответствуют действующему законодательству. Так ч.1 ст.43 Конституции РФ закреплено право каждого на образование. В соответствии со ст.12 Закона РФ «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующий одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. К образовательным учреждениям относятся также учреждения дополнительного образования детей. Согласно ст.26 названного закона дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования. Основным предназначением образовательного учреждения дополнительного образования детей является мотивация личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства, что отражено в п.2 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного постановлением Правительства РФ №233 от 7.03.1995. В связи с этим прокурор полагает, что дополнительные образовательные программы, реализуемые в учреждениях дополнительного образования, являются основными образовательными программами для данных учреждений. И согласно п.44 того же положения деятельность учреждения финансируется его учредителем и плата за дополнительные образовательные программы, реализуемые учреждением дополнительного образования в качестве основных, не является источником финансовых ресурсов учреждения. Данные программы, по мнению заявителя, не могут реализовываться на платной основе и должны реализовываться за счет бюджетных средств. В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 6.10.2003 к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления дополнительного образования детям на территории Бокситогорского муниципального района. Ст.45 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено право муниципальных образовательных учреждений оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с п.2 ст.7 указанного закона. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В связи с изложенным прокурор полагал, что оспариваемый приказ комитета образования администрации Бокситогорского муниципального района не имеет правовой основы.

Прокурор Туманова О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, полагала, что образовательные программы учреждений дополнительного образования детей в Бокситогорском районе являются основными для данных учреждений образования и должны были финансироваться за счет средств учредителя, то есть муниципального района.

Председатель комитета образования администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Волкова М.Н. возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований, пояснила, что в соответствии со ст.5 Федерального закона «Об образовании» в России бесплатным является начальное, основное и общее среднее образование. Учреждения дополнительного образования детей такие образовательные услуги не оказывают, в связи с чем, взимание родительской платы не противоречит законодательству. Полученные от родителей средства идут на содержание учреждения, с их учетом формируется его бюджет.

Представитель администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Тесленко Е.А. также возражал против удовлетворения заявления прокурора, указал, что приказ Комитета был издан в соответствии с постановлением главы администрации Бокситогорского муниципального района, которым был установлен размер родительской платы за обучение детей в детских учреждениях дополнительного образования. Данное постановление признано законным определением коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда, поэтому оснований для признания несоответствующим федеральному законодательству приказа, изданного в соответствии с данным постановлением, не имеется. Пояснил, что для целого ряда категорий детей предусмотрена возможность освобождения от уплаты родительской платы за обучение, либо снижение её размера.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:

приказом председателя Комитета образования Бокситогорского муниципального района Ленинградской области №537 от 9.12.2009 «Об установлении размера родительской платы за обучение детей в детской школе искусств г.Бокситогорска, детских музыкальных и художественных школах Бокситогорского муниципального района Ленинградской области» была установлена плата родителей за обучение детей и подростков в школах музыкально-художественного образования на 2010 год в размере 500 рублей в месяц. Этим же приказом был определен порядок внесения платы, определены обязанности руководителей учреждений дополнительного образования детей. Согласно приказу, он был издан в соответствии с Постановлением главы администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области №1011 от 07.12.2009 «Об установлении размера родительской платы за обучение детей в детской школе искусств г.Бокситогорска, детских музыкальных и художественных школах Бокситогорского муниципального района Ленинградской области» и в целях частичного возмещения затрат на содержание указанных школ, в целях совершенствования учебного процесса и сохранения материальной базы учреждений дополнительного образования детей.

Указанное постановление главы администрации Бокситогорского муниципального района установило размер ежемесячной платы за обучение детей, взимаемой с родителей, в размере 500 рублей, также было утверждено Положение о предоставлении льготы по оплате за обучение, порядок взимание платы согласно постановлению должен был определить комитет образования своим приказом. Определением коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда в удовлетворении требований Бокситогорского городского прокурора о признании постановления главы администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области №1011 от 07.12.2009 «Об установлении размера родительской платы за обучение детей в детской школе искусств г.Бокситогорска, детских музыкальных и художественных школах Бокситогорского муниципального района Ленинградской области» было отказано в связи с отсутствием правовых оснований для признания оспариваемого постановления противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

Ст.43 Конституции РФ каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях. Согласно ч.3 ст.5 Закона РФ от10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (далее Закон «Об образовании») государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

В соответствии со ст. 26 Закона «Об образовании» в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства реализуются дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в том числе в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).

Положениями ст.45 Закона «Об образовании» предусмотрено, что государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Таким образом, приведенные правовые нормы предусматривают возможность оказания муниципальными образовательными учреждениями платных образовательных программ и услуг. При этом суду не представлено доказательств того, что эти услуги оказываются муниципальными учреждениями дополнительного образования Бокситогорского района вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств муниципального бюджета, либо вносимая родителями (законными представителями) плата превышает допустимый размер, тогда как согласно оспариваемому приказу, родительская плата взимается в целях частичного возмещения затрат на содержание образовательных учреждений.

Исходя из изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Бокситогорским городским прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Бокситогорского городского прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приказа № 537 от 09.12.2009г. комитета образования администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья. Подпись.

Копия верна. Судья Карабанова Е.В.