РЕШЕНИЕ по делу №2-257/11 ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Бокситогорск 8 июня 2011 года Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В., при секретаре Никифорове Е.Ю., с участием представителя истца Французовой Н.И., представителя ответчика Хмелевой В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью «ЖилКомСервис» о признании противоправными в отношении неопределённого круга потребителей действий по предоставлению услуги отопления ненадлежащего качества и доведения до сведения потребителей судебное решение через средства массовой информации, установил: Истец управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее управление Роспотребнадзора по Ленинградской области) обратилось в суд с иском к ООО «ЖилКомСервис» о признании противоправными в отношении неопределённого круга потребителей действий по предоставлению услуги отопления ненадлежащего качества в период с 00,00,0000 до предоставления услуги отопления надлежащего качества, об обязании предоставлять потребителям коммунальную услугу отопления надлежащего качества и об обязании довести до сведения потребителей судебное решение через средства массовой информации Бокситогорского района. В ходе судебного разбирательства представитель истца Французова Н.И., действуя в соответствии с предоставленными полномочиями изменила исковые требования и просила признать в отношении неопределённого круга потребителей действия ООО «ЖилКомСервис» по предоставлению услуги отопления ненадлежащего качества противоправными в период с 00,00,0000 до 00,00,0000 и обязать ООО «ЖилКомСервис» в случае удовлетворения иска довести дл сведения потребителей судебное решение по делу через средства массовой информации Бокситогорского района. В обоснование исковых требований указано, что в результате внеплановых контрольно - надзорных мероприятий по жалобе, проведенных Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Бокситогорском районе по соблюдению обязательных требований законодательства РФ о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения и о защите прав потребителей в отношении ООО «ЖилКомСервис» (одним из видов деятельности которого является обеспечение населения <адрес> услугами по отоплению), были выявлены следующие нарушения: - 00,00,0000 на момент проведения мероприятия по контролю услуга по поставке теплоснабжения в жилой дом по адресу: <адрес> оказалось услугой ненадлежащего качества. Предмет настоящего иска затрагивает интересы неопределенного круга потребителей, а именно жителей дома № № по улице <адрес>, которые уже пользуются коммунальной услугой отопления или могут иметь намерение пользоваться указанной услугой, которую предоставляет ООО «ЖилКомСервис» и определяет права и обязанности граждан использующих (или имеющих намерение использовать) услуги данного исполнителя исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Определить полный круг потребителей, на которых распространяются данные отношения, не предоставляется возможным. Согласно ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанных со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть применяются правила о договоре энергоснабжения ( ст. 539-547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств. В свою очередь ч. 1 ст. 540 ГК РФ регламентирует момент заключения договора энергоснабжения, в частности, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. В данном случае абонентом выступает население <адрес>, пользующиеся услугами ООО «ЖилКомСервис» по отоплению, т. е. неопределенный круг потребителей. В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 4 Закона продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 коммунальные услуги надлежащего качества» - коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил. Санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства РФ, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством РФ и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. Согласно п. 6 Правил «отопление» - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения 1 к Правилам: Обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18° С (в угловых комнатах - +20°С). По жалобам потребителей 00,00,0000 Бокситогорской городской прокуратурой в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Бокситогорском районе направлено письменное обращение жителей дома № № по ул. <адрес> - вх. № от 00,00,0000 Специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Бокситогорском районе, была проведена внеплановая выездная проверка (продолжительность проверки с 00,00,0000 по 00,00,0000 включительно) в отношении ООО «ЖилКомСервис», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе контрольно надзорных мероприятий 00,00,0000 специалистами филиала ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Бокситогорском районе» проведены замеры параметров микроклимата в квартирах №: № расположенных по адресу: <адрес>. Данные замеры показали, что параметры микроклимата, а именно: температура воздуха в холодный период года не соответствует допустимым величинам показателей санитарных норм, согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», что подтверждается протоколом измерений микроклимата № № от 00,00,0000 филиала ФГУЗ «Цента гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Бокситогорском районе». Таким образом выявлено совершение административного правонарушения юридическим лицом ООО «ЖилКомСервис» - оказание населению услуг в многоквартирном доме ненадлежащего качества с нарушением санитарных правил, мера ответственности за совершение которого установлена ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ. 00,00,0000 начальник территориального отдела рассмотрев материалы по административному правонарушению, вынесла постановление № в отношении ООО «ЖилКомСервис» о признании его виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ и назначила ему административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> и постановление № в отношении генерального директора ООО «ЖилКомСервис» - о признании еговиновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.4 КоАП и назначила административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. В силу п. 49 Правил в обязанность исполнителя входит предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором. В соответствии с п. 76 правил исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно с ним проживающим, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины. Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Согласно типовому договору ООО «ЖилКомСервис» на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, п. 2.1, управляющая организация, принимает на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в том числе: по организации предоставления коммунальных услуг собственнику. Обязуется создавать необходимые условия для проживания граждан п. 3.1.2 и обеспечивать функционирование всех систем и оборудования дома, в данном случае систем отопления, в пределах установленных норм. В соответствии с п. 1.2 договора № на передачу тепловой энергии в горячей воде от 00,00,0000 энергоснабжающая организация - МУП «Тепловые сети города Пикалево» обязуется подавать абоненту - ООО «ЖилКомСервис» через тепловую сеть <адрес> тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии. Собственник обязан п. 3.3.2 вносить плату за содержание, текущий ремонт, коммунальные и прочие услуги в порядке и сроки, предусмотренные типовым договором ООО «ЖилКомСервис» на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома. При этом уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, не производится, что является нарушением подпункта ж п.49 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», что подтверждается квитанциями об оплате коммунальных услуг. Из вышесказанного следует, что оказание услуг по отоплению ненадлежащего качества со стороны ответчика потребителям, является противоправным действием и нарушает законные права граждан. Таким образом, ООО «ЖилКомСервис» не выполняет надлежащим образом обязанности по предоставлению коммунальной услуги отопления неопределенному кругу потребителей. Всё выше изложенное говорит о грубом нарушении законных прав и интересов граждан-потребителей. Из возражений, представленных ответчиком следует, что требование истца в части признания действий Ответчика противоправными в отношении неопределенного круга лиц по предоставлению услуги отопления ненадлежащего качества является необоснованным. В Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2004г. (утв.Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23 и 30 июня 2004г.) дано определение понятия неопределенного круга потребителей: «Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела». Отношения, возникающие в связи с непредоставлением или предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307. Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества закреплен в п. п. 64 - 74 Правил и данный факт и его продолжительность должны быть зафиксированы в отношении каждого отдельного потребителя, а не неопределенного круга лиц. Так при проведении истцом проверки по жалобам потребителей 00,00,0000 были произведены замеры температуры и относительной влажности только по адресу: <адрес>, многоквартирный жилой дом №, квартиры № № и при этом выявлены нарушения параметров микроклимата (температуры воздуха) только в квартирах № причем в квартире № № отклонение составило только 0,2°С; а в квартире № температура воздуха соответствовала СанПин 2.1.2.2645-10. Выявленные в ходе проведенной истцом проверки несоответствия параметров микроклимата помещения не относятся к неопределенному кругу лиц, а нарушают права конкретных граждан. Не смотря на то, что истец в своем исковом заявлении указывает, что не возможно определить полный круг лиц, которые пользуются услугой отопления считаю, что в соответствии с п.65 Правил каждый потребитель должен письменно или устно сообщить о случившемся (виде проблемной услуги) в аварийно-диспетчерскую службу Ответчика; при этом он называет свои фамилию, имя, отчество и точный адрес проживания. Затем сотрудник службы, зарегистрировав заявку и сообщив потребителю ее регистрационный номер, время приема, а также свои фамилию, имя и отчество, принимает одно из двух возможных решений:немедленно сообщает потребителю о причинах непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и делает соответствующую отметку в журнале регистрации заявок - указанное решение принимается лишь в том случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы действительно известны причины неполадок;согласовывает с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг - указанное решение принимается в том случае, если причины неполадок сотруднику аварийно-диспетчерской службы неизвестны. В первом случае для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества достаточно отметки в журнале. Если же причины неполадок неизвестны, по результатам проверки исполнителем должен быть составлен Акт, в который вносятся сведения о нарушении параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. И только на основании фактических данных в каждом конкретном случае, а не у неопределенного круга лиц может быть выявлен факт непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. На основании статьи 20 ЖК РФ полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, - государственную жилищную инспекцию, положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 (с последующими изменениями и дополнениями). В ходе проверки Ответчика государственной жилищной инспекцией в 00,00,0000 выявлено некачественное предоставление услуги по отоплению квартир отдельных граждан в вышеуказанном многоквартирном жилом доме и установлена причина, а именно промерзание торцевой стены жилого дома и определена необходимость проведения работ по утеплению этой стены. Данный вид работ относится к капитальному ремонту и может быть выполнен Ответчиком только 00,00,0000 в соответствии с графиком ремонтных работ в период подготовки жилого фонда к отопительному сезону. В настоящее время данный дом включен в график проведения работ по капитальному ремонту, не смотря на то, что собственниками помещений не принято решение о его проведении в соответствии со ст. 158 ЖК РФ, так как в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.09.2010N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27: «Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме». Утверждение истца о том, что Ответчиком не производиться уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, не является достоверным. По личным заявлениям граждан при установлении факта непредоставления коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества перерасчет производится в соответствии с Правилами. В судебном заседании представитель истца Французова Н.И. исковые требования с учетом внесенных изменений, поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что Управление и территориальный отдел управления, согласно положению о них, имеют право выходить в суд с исками в защиту прав неопределённого круга потребителей, полагает, что данный иск заявлен именного в интересах неопределенного круга потребителей, поскольку установить всех потребителей услуги отопления, предоставляемой ответчиком невозможно. Также указала, что причина нарушения температурного режима в проверяемых квартирах установлена не была, полагает, что она связана с недостаточной температурой воды в отопительных приборах, но температура воды ни в отопительных приборах, ни на входе в дом не измерялась. Представитель ответчика Хмелёва В.И. возражала против удовлетворении исковых требований, полагала, что с учетом того, что проверка выявила несоответствие температурного режима норме только в трех квартирах, причиной нарушения является промерзание наружной стены в конкретных квартирах дома №, что установлено в ходе проверки жилищной инспекцией, в связи с чем ссылка на нарушение прав неопределённого круга потребителей является необоснованной, поскольку потребители услуги в данных квартирах известны и их число ограничено зарегистрированными в этих квартирах лицами. Представитель третьего лица МУП «Тепловые сети города Пикалево» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, в суд представлено заявление о рассмотрении дела без его участия. Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему: На основании распоряжения № от 00,00,0000 начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Бокситогорском районе в период с 00,00,0000 по 00,00,0000 была проведена внеплановая выездная проверка ООО «ЖилКомСервис». Основанием для организации проверки послужило заявление жильцов квартир №, №, № дома № по ул.<адрес>. Из акта проверки № от 00,00,0000 и протокола измерений микроклимата № от 00,00,0000 следует, что измерение параметров микроклимата было осуществлено в квартирах №, №, №, № д.№ по ул.<адрес>, в результате чего было установлено, что параметры микроклимата, а именно температура воздуха в квартирах №, № и № не соответствует допустимым величинам показателей санитарных норм согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». По результатам проверки и ООО «ЖилКомСервис» и его генеральный директор были подвергнуты административному наказанию по ч.2 ст.14.4 КоАП РФ. Из представленных истцом документов следует, что причина несоответствия температурного режима допустимым величинам, в ходе проверки не устанавливалась. В ходе проверки выполнения предписания № от 00,00,0000 (акт № от 00,00,0000) установлено, что параметры микроклимата, а именно температура воздуха в квартирах №, №, №, № д.№ по ул.<адрес> доведены до требуемых показателей, повторные замеры проведены 00,00,0000. Из этого же акта следует, что в указанных квартирах запланировано проведение работ по прокладке дополнительных стояков отопления и утепление наружных стен дома. Согласно представленной ответчиком копии акта проверки ООО «ЖилКомСервис», проведенной Государственной жилищной инспекцией Ленинградской области от 00,00,0000, причиной несоответствия температурного режима установленным нормам в квартирах №, №, №, № и № д.№ по ул.<адрес> является промерзание наружной стены. Указанное обстоятельство истцом не опровергнуто, в то время как ссылки представителя истца, что причиной нарушения является недостаточная температура воды в нагревательных приборах, являются голословными и документально не подтверждены. Таким образом, с учетом установленных в ходе судебного заседания обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в ходе проверки, проведенной сотрудниками управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Бокситогорском районе в период с 00,00,0000 по 00,00,0000, действительно было установлено, что на день проведения измерений 00,00,0000 температура воздуха в квартирах №, №, № д.№ по ул.<адрес> не соответствовала требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Саниратно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых помещениях» и в ходе повторной проверки 00,00,0000 подтверждено, что данное несоответствие было устранено. Из чего следует, что права потребителей, проживающих в квартирах №, №, №, в части предоставления им услуги по отоплению ответчиком в течение указанного периода были нарушены. Согласно Положению о Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, территориальный отдел вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределённого круга потребителей. Учитывая, что потребители данной услуги, чьи права нарушены, ограничены числом проживающих в этих квартирах лиц, указанные лица с исковыми требованиями в адрес ответчика не обращались, суд находит, что исковые требования управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, заявленные в интересах неопределенного круга потребителей, в связи с недоказанностью нарушений прав неопределённого круга потребителей, удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью «ЖилКомСервис» о признании в отношении неопределённого круга потребителей действий ООО «ЖилКомСервис» по предоставлению услуги отопления ненадлежащего качества противоправными в период с 00,00,0000 до 00,00,0000 и обязании довести до сведения потребителей судебное решение через средства массовой информации Бокситогорского района - отказать. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Решение в окончательной форме принято 10.06.2011