РЕШЕНИЕ по делу № 2-149/11 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Бокситогорск 29 марта 2011 года Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В., при секретаре Никифорове Е.Ю., с участием прокурора Арбузовой Е.Н., представителя ответчика администрации муниципального образования «Борское сельское поселение» Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Смирновой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора к администрации муниципального образования «Борское сельское поселение» Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании обеспечить на территории жилых домов д.Бор Бокситогорского района Ленинградской области уличное освещение в темное время суток, установил: Истец Бокситогорский городской прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Борское сельское поселение» Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании обеспечить на территории жилых домов д.Бор Бокситогорского района Ленинградской области уличное освещение в темное время суток в соответствии с требованиями «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 и ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221. В обоснование исковых требований Бокситогорским городским прокурором указывается, что в ходе осуществления надзорной деятельности была осуществлена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Борское сельское поселение Бокситогорского муниципального района федерального законодательства регламентирующего вопросы противодействия терроризму и соблюдения требований пожарной безопасности. По результатам проверки установлено, что должностными лицами администрации не в полном объеме исполняются требования вышеуказанного законодательства. В соответствие со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Обязанность соблюдения Конституции РФ и законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями установлена положениями ч.2 ст.15 Конституции РФ. Согласно требованиям ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. к вопросам местного значения поселения отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В силу ч.3 ст.6 Федерального закона «О противодействии терроризму» №35-ФЗ от 06.03.2006г. органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. П.п. 7 и 11 ст.2 указанного закона определено, что противодействие терроризму В РФ основывается на приоритете мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма, которые отнесены к основным принципам противодействия. Как было установлено надзорной проверкой, на территории жилых домой №№ 22,23,24,30,31 в д.Бор Бокситогорского района в темное время суток отсутствует уличное освещение. Данная ситуация свидетельствует о том, что администрацией муниципального образования Борское сельское поселение не исполняются вышеперечисленные требования федеральных законов. Обязательность освещения в темное время суток определена требованиями п.27 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России №313 от 18.06.2003, согласно которым территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения гидрантов, наружных пожарных лестниц и водоемов, к входам в здания и сооружения. В соответствии с п.7.44 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», утвержденного и введенного в действие постановлением Минстроя России №18-78 от 2.08.1995, на улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/кв.м, или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах частичное или полное отключение освещения в ночное время суток не допускается. Пунктом 4.6.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта России №221 от 11.10.1993, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние часы при естественной освещенности до 10 лк. Бездействие администрации муниципального образования Борское сельское поселение Бокситогорского муниципального района в части непринятия должных мер по обеспечению освещения на улицах может привести к реальному ухудшению криминогенной обстановки, в том числе повышению вероятности реализации террористической угрозы, повышенному травматизму населения и увеличению дорожно-транспортных происшествий и причинением гражданам материального ущерба и физического вреда. В отзыве на исковые требования ответчиком указано, что местный бюджет Борского сельского поселения на 87% дотационный. Для того, чтобы исполнить в полном объеме вопросы местного значения поселения согласно Федеральному закону №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» требуется около <данные изъяты>. Ежегодно советом депутатов Борского сельского поселения утверждается бюджет в пределах <данные изъяты>. При таком бюджете администрация выстраивает приоритеты в решении вопросов местного значения, находит наиболее оптимальные пути их решения. Полагают, что при изучении вопросов местного значения и установлении гарантий для граждан в указанном законе достаточно конкретно сформулировано - обеспечение доступа к библиотекам и право граждан на жилье, в отношении гарантий по другим вопросам местного значения больше ничего жестко не прописано. Органы местного самоуправления сельского поселения выделяют те вопросы, которые им необходимо решать в первоочередном порядке, и согласно законодательству никто не вправе им указывать очередность решения вопросов и распределение между этими вопросами финансовых средств. Согласно бюджету Борского сельского поселения на 2010 год на уличное освещение было выделено <данные изъяты>, в том числе на оплату электроэнергии <данные изъяты> и на приобретение и установку уличных фонарей <данные изъяты>. Исходя из утвержденных средств было приобретено и установлено 18 светильников в местах большого скопления народа, в том числе возле жилых домов 22, 23 д.Бор. НА территории поселения расположены 32 населенных пункта, которые должны освещать более 200 светильников. НА 2011 год утверждено по бюджету поселения на уличное освещение <данные изъяты>. В судебном заседании представитель истца прокурор Арбузова Е.Н. заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Представитель ответчика администрации Борского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Смирнова А.П. в судебном заседании показала, что администрация с заявленными Бокситогорским городским прокурором требованиями согласна частично, работа по обеспечению уличного освещения осуществляется в рамках утвержденного бюджета, в 2010 году уличное освещение было обеспечено у д.22 и 23 в д.Бор. У остальных жилых домов, указанных в иске, освещение отсутствует, но положение будет исправлено в текущем году. Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит заявленные Бокситогорским городским прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: по результатам проведенной Бокситогорской городской прокуратурой надзорной проверки на территории Борского сельского поселения Бокситогорского муниципального района в д.Бор были выявлены нарушения норм федерального законодательства, в частности установлено, что в декабре 2010г. и по настоящее время на территории д.Бор Борского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области у д.22, 23, 24,30 и 31 отсутствует уличное освещение, что подтверждается информационным письмом ОВД по Бокситогорскому району в адрес ответчика и Бокситогорского городского прокурора. Положениями ст.2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ и ст.34 Устава Борского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области к вопросам местного значения поселения относятся в том числе: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также п.21 на ответчика возложена организация освещения улиц. Согласно п.9 ст.5 Устава Борского сельского поселения, определяющей полномочия органов местного самоуправления, они обладают полномочиями в соответствии с федеральными законами, настоящим уставом по вопросам, отнесенным Уставом к вопросам местного значения. В соответствии со ст.17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают рядом полномочий, которые осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. В соответствии со ст.ст.1, 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ пожарная безопасность это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности. К мерам пожарной безопасности относятся действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, устанавливающими требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, в п.27 предусмотрено, что территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Согласно ст.3 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются в том числе и органы местного самоуправления, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности в том числе отнесено осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности. Положениями ст.21 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ предусматривается, что меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. Положениями ст.ст.6, 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривается, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, устанавливающим перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, являющимся обязательным и направленным на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, требования которого должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов в пункте 4.6 фактически предусмотрен запрет на отключение наружных осветительных установок на улицах и дорогах территорий населенных пунктов в ночное время суток и указывается, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Анализ вышеприведенных требований федерального законодательства РФ, Устава муниципального образования, других представленных сторонами документов позволяет сделать вывод о том, что вопросы организации уличного освещения на территории д.Бор относятся к компетенции администрации Борского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком администрацией Борского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области до настоящего времени обязанность по организации уличного освещения, в том числе у домов №22,23,24,30,31 в д.Бор не исполнена. Доводы представителя ответчика Смирновой А.П. о том, что у д.22 и 23 в д.Бор освещение организовано не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств данного утверждения суду не представлено, а ссылки на то, что отсутствие освещения вызвано финансовыми трудностями в поселении, не могут повлиять на решение суда, так как эти доводы не основаны на требованиях закона. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Бокситогорского городского прокурора удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Борское сельское поселение» Бокситогорского муниципального района Ленинградской области исполнить требования действующего законодательства и обеспечить на территории жилых домов №№ 22,23,24,30,31 д.Бор Бокситогорского района Ленинградской области уличное освещение в темное время суток в соответствии с требованиями «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 и ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Решение в окончательной форме принято 01.04.2011.